АКТУАЛЬНОСТЬ В последние годы стали заметны проблемы психологического неблагополу¬чия молодого поколения, одной из которых, и, может быть, самой важной, - вы¬ступает явное снижение ценности собственной жизни. Современный молодой че¬ловек взрослеет в такой ситуации, когда его сознание просто "бомбардируют" танатической тематикой. Смерть присутствует в его жизни повсеместно. Фильмы, книги, телепередачи изобилуют демонстрацией изощренных убийств и мучитель¬ных смертей. Тексты современной рок и рэп музыки также насыщены темати¬кой смерти и разрушения. В учебных пособиях по возрастной психологии в разделах о подростковом и юношеском возрастах при подробном описании содержания характерологиче¬ских особенностей мы не находим упоминаний об отношении взрослеющих к факту собственной смертности. Проблема танатической пропедевтики еще даже и не осознана в педагогических кругах. Последнее время в отечественной психоло¬го-педагогической литературе стали появляться отдельные разработки таких уче¬ных как Гаврилова Т.А., Платонов К.К., Василюк Ф., Прихожан А.М., а также за¬рубежных исследователей как 3. Фрейд, Д. Темплер, Г. Фейдгель, касающиеся отношения детей и подростков к смерти. Научно обоснованных рекомендаций и программ работы с "нормативными" группами подростков и юношей по пробле¬мам конечности "Я" пока нет. Поэтому и проблема взаимосвязи танатических переживаний с характерологическими (темпераментальными) особенностями лич¬ности студентов является важной, актуальной для настоящего времени. Цель: Установить взаимосвязь танатических переживаний и интеллектуальных особенностей личности. Объект исследования: Студенты 1-2- курсов. Предмет исследования: Взаимосвязь танатических переживаний и интеллектуальных особенностей студентов 1-2 курсов. Задачи исследования: 1. Выполнить обзор теоретических работ по танатическим переживаниям и интеллектуальных особенностям личности учащихся 1-2 курсов. 2. Подобрать методы экспериментального исследования. 3. Провести экспериментальное исследование танатических переживаний и интеллектуальных особенностей личности студента. Гипотеза: у студентов в возрасте от 16 до 20 лет существует взаимосвязь между интеллектуальными особенностями и танатическими переживаниями: при более высоком интеллекте выраженность танатичесих переживаний меньше, а при низком интеллекте выраженность танатических переживаний больше. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Организационные: сравнительный (метод контрольных групп) 2. Энепирические: диагностические методы и методики • Шкала танатической тревоги Д. Темплера; • Черно-белая матрица Д. Ровера.
Введение Глава I. Обзор по танатическим требованиям и интелектуалным особенностям подростков 1.1. Танатическая тревожность в подростковом и юношеском возрасте. 1.2. Экзистенциональные страхи подростков и юношей. 1.3. Общие понятия смерти в подростковом возрасте и реакция подростков на процесс умирания. 1.4. Общая характеристика интеллектуальных способностей. 1.5. Критерии развития интеллекта. 1.5.1.Феноменологический подход. 1.5.2. Генетический подход. 1.5.3. Социо-культурный подход. 1.5.4. Процессуально-деятельностныйподход. 1.5.5. Образовательный подход. 1.5.6. Информационный подход. 1.5.7. Функционально-уровневый подход. 1.5.8. Регуляционный подход. Глава II. Экспериментальное исследование взаимосвязи переживаний и особенностей интеллектуального характера Выводы Заключение Список литературы Приложение
1. Андреева А.Д. Как помочь ребенку пережить горе // Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками. Книга для учителя. Под ред. И. В. Дубровиной. М, Тула. 1993. С.76 - 99 2. Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики// Прикладная психология. - 2001. - № 6.-С.1-8. 3. Гаврилова Т.А. К вопросу о понимании смерти в детском возрасте (по материалам зарубежных исследовании) //Альманах «Гуманитарные исследования».-Уссурийск: Изд-во УГПИ. - 1997.-Вып. 1. - С.141 - 145. 4. Гроф С. Человек перед лицом смерти. - Пер. с англ. А.И. Неклесса. - М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. - 246 с. 5. Гуревич П.С. О жизни и смерти // Жизнь земная и последующая. Сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит: Пер. с агл. - М.: Политиздат, 1991. С.376 -413. 6. Дружинин В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. - 135 с. 7. Захаров А.И. Детские неврозы, - СПб : Респекс, 1995. - 192с. 8. Исаев Д.Н Отношение детей разного возраста к смерти родителя // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им В. М. Бехтерева. 1993. № 2. С.22 -23. 9. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. СПб.: специальная литература, 1996. -454с. 10 Карандашев В. Жить без страха смерти. - М. : Смысл, Академический проект, 1999.- 335 с. 11. Кюблер -Росс Э. «Весной она вернется...» // Жизнь после смерти. Под ред. П.С. Гуревича. М.: Советский писатель-Олимп, 1991, С.57-63. 12. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий. Тексты Москва 1982. 13. Крутецкий В. А. Психология Москва 1974 г. 14. Ландсберг А., Файе Ч. Встречи с тем, чти мы называем смертью // Жизнь земная и последующая. Сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит: Пер. с агл. - М.: Политиздат, 1991. С.81 -206. (с.170 - 174 . 15. Лири Т. Семь языков бога. Пер. с англ. - К.: «Янус», - М.: «Пересвет», 2001. 224 с. 16. М.А. Холодная «Психология Интеллекта» Москва 2002. 17. Миндел А. На краю жизни смерти: Кома: Путь к пробуждению, Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом /Пер. с англ. В.В. Самойлова. - М.: независимая фирма «Класс», изд-во Трансперсонального института, 2000. - 256 с. 18. Мэи Р. Смысл тревоги. - М. : Независимая фирма «Класс», 2001. 19. Новикова Т. Запретная тема// Человек. 2002. № 5 (http://courier.coiTi.ru//homo/ho0502novikova.htiTi). 20. Немов Р.С. Психология Кн. 1 21. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. Книга для учителя. М.: Просвещение. 1991. 287 с. (С.280-281) 22. Попогребский А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом: гуманистические перспективы в постсоветской психологии. /Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл. 1997. С. 177-200. 23. Психожан А.М. Тревожность у детей у подростков: психологическая природа и возрастная динамика Москва 2000 г. 24. Павлов И.П. Полное собрание сочинений Т.3 Кн. 2. Москва 1951г. с269. 25.Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика. 1973. С.255 - 385. 26. Старцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб. 2000. 27. Фейфел Г. Смерть - релевантаня переменная в психологии // Экзистенциальная психология. Экзистенция /пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001, С.49 - 58. 28. Фрейд 3. Мы и смерть // Рязанцев С. Танатология. СПб. :Восточно-европейский институт психоанализа, 1994, С'. 5 -25. 29. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия, (любое издание) 30. Хуземан Ф. Об образе и смысле смерти /пре. с нем. - М.: Энигма, 1997. - 144с. 31. Юницкий В.А. психология детской потери // Вестник Московского университета. Психология. 1991. вып. 2. 32. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия Москва 2000. 33. Литература по психологии эмоции (прежде всего - тревога, страх). 34. Литература по категории «переживание» в психологии (Василюк Ф., 35. Вилюнас В.К., Рубинштейн С.Л., Платонов К.К.) 36. Литература по анализу околосмертного опыта (как вспомогательная).