Введение Исследование психологических особенностей людей пожилого возраста представляется все более важной темой. Это связано с тем, что жизнь людей становится более продолжительной. Количество по¬жилых людей увеличивается, а правильное взаимодействие с ними, оказание адекватной помощи и поддержки со стороны более молодого поколения возможно при глубоком понимании специфики их воз¬растной психологии [36]. Всем спектром психической нормы в преклонном возрасте занимается наука о старении – геронтология, существенной частью которой является психологическая геронтология. Она исследует тот период человеческой жизни, условное начало которого связано с выходом на пенсию. Характерными возрастными особенностями данного возраста являются [2] ослабление здоровья, снижение волевой и физической активности, неустойчивый уровень бодрствования на общем фоне повышенной тревожности, замедление общего темпа психической деятельности, обидчивость, капризность, эгоцентризм, ослабление и утрата мотивации к изменению, сужение жизненной перспективы, возрастающая зависимость. Все это действует на личность угнетающе, особенно если до этого че-ловек был социально и физически активен. Но нельзя связывать с периодом старости только регрессивные явления. Она может рассматриваться и как период развития. Для этого периода достаточно характерно достижение мудрости, чувство удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга. Для пожилых людей характерно снижение эмоционального фона, обеднение интересов, тревожная мнительность, консерватизм, недоверчи-вость, недостаточная активность, ослабление интеллектуальной деятельности У большинства пожилых людей снижается способность справляться со сложными ситуациями [48]. Для пожилых людей существуют специальные Центры помощи, которые оказывают помощь либо в форме индивидуального патронажа, либо в форме клубной работы. Люди общаются в группах дневного пребывания. Решение задач в ходе группового процесса достигается путем направленного воздействия на основные компоненты отношений личности: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Взаимодействие психолога с пожилыми клиентами требует учета целого ряда психологических, социальных и физиологических факторов. Специфическими задачами психологической работы в этом случае являются преодоление социальной изоляции, повышение самооценки пожилого человека, создание условий для актуализации его жизненного опыта, признание его ценностей, реализация им своего творческого потенциала. Психологическая работа с пожилыми людьми может строиться по разному, но предпочтение, как правило, отдается групповым формам, к числу которых относится и музыкотерапия [35]. Групповая психотерапия, воздействуя на эмоциональную сферу, помогает пожилому человеку почувствовать собственную ценность, эмоциональную поддержку со стороны группы, стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных эмоций, почувствовать неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций и модифицировать способ эмоционального реагирования. Позитивные изменения подкрепляются в группе и человек начинает ощущать свою способность самостоятельно справляться с трудными ситуациями, возрастает способность к изменению, которая приносит удовлетворение, столь необходимое людям пожилого возраста. Особое воздействие на эмоциональную сферу человека оказывает музыка [11]. Лечебное применение музыки имеет многовековую историю. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас музыка фигурирует как лечебное средство. Корифеи античной цивилизации Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на целебную силу воздействия музыки, которая, по их мнению, устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле. В XX веке, особенно во второй его половине, музыкальная терапия как независимая дисциплина стала широко практиковаться в различных странах Европы. В последнее время в России интерес к музыкальной терапии существенно возрос. По-видимому, это можно объяснить возможностью использования музыки в качестве одного из средств для предупреждения и снятия усталости, утомления, регуляции эмоциональной сферы. Министр здравоохранения Ю. Шевченко, отмечая актуальность применения средств искусства, писал, что «психоэмоциональное состояние – это ведущий элемент здоровья человека. От того, как мы воспринимаем окружающий мир в «черном» или «белом» свете, от нашего настроения во многом зависит и наше физическое самочувствие, наше здоровье. Энергетика искусства часто лечит лучше, чем лекарство» [51, с. 211]. В то же время, на настоящий момент существует довольно мало практических психокорекционных программ, ориентированных на пси-хологическую поддержку людей пожилого возраста. Известно, что в пожилом возрасте происходит ослабление большинства психических функ-ций, особенно часто при этом встречаются нарушения эмоциональной сферы. Мы предполагаем, что музыкотерапия является адекватным и достаточно эффективным методом решения этой проблемы - регуляции эмоциональной сферы у пожилых людей. Объект исследования: эмоциональная сфера пожилых людей. Предмет исследования: влияние музыкотерапии на эмоциональную сферу пожилых людей. Гипотеза: психокоррекционная программа, основанная на использовании музыкотерапии, позволяет улучшить эмоциональное состояние пожилых людей. Цель: разработать и апробировать психокоррекционную программу помощи пожилым людям, основанную на использовании музыкотерапии. Задачи: 1) Провести анализ литературы зарубежных и отечественных авторов, посвященной проблеме психологических особенностей людей пожилого возраста. 2) Проанализировать опыт использования музыкотерапии (по литера-турным данным) для регуляции эмоциональной сферы. 3) Разработать психокоррекционную программу, направленную на гармонизацию эмоциональной сферы, снятие эмоциональной напряженности людей пожилого возраста и провести формирующий эксперимент. 4) Подобрать инструментарий и провести диагностическое исследова-ние, проанализировать полученные результаты. Методы исследования: анализ литературы, формирующий экспери-мент, тестирование и статистический анализ.
Содержание Введение 3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологический подход к исследованию воздействия музыки на эмоциональную сферу пожилых людей. 7 1.1. Краткий исторический обзор развития музыкальной психологии. 7 1.2. Психологические особенности музыкального восприятия. 11 1.3. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека. Применение музыкальных произведений в коррекционных и терапевтических целях. 16 1.4. Психологические особенности людей пожилого возраста. 27 ГЛАВА 2. Исследование влияния музыкотерапии на эмоциональную сферу пожилых людей 43 2.1. Описание выборки и хода эмпирического исследования. 43 2.2. Психодиагностические методики 45 2.3. Описание коррекционной программы 48 2.4. Результаты исследования и их обсуждение. 54 Выводы 60 Заключение 62 Список литературы 64
Список литературы 1. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1974. 2. Альперович В. Д. Геронтология. Старость: Социокультурный портрет. М., 1998. 3. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960.— С. 127—130. 4. Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного старения личности. Психологический журнал. 1996. № 6. 5. Аристотель. Политика. - М., 1991. 6. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс:Кн.1 и 2.-М.:Музыка, 1971. 7. Белобородова В.К., Ригина Г.С., Алиев Ю.Б. Музыкальное восприятие школьников. - М., 1975 8. Бехтерев В.М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. - Л., 1926. 9. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности ВНД. - Л., 1974. 10. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997. 11. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психоте-рапии /Под ред. В.Е. Рожнова. - М., 1985. 12. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 13. Готсдинер А.Л Музыкальная психология. - М., 1993 14. Депеш Золтаи. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. - М., 1977. 15. Диагностика особенностей бессознательного восприятия музыки детьми. М., 1995. 16. Каариайнен К., Фурман Д. Е. Верующие, атеисты и прочие // Вопросы философии. 1997. № 6. 17. Калиш Р. Пожилые люди и горе // Психология зрелости и старения. 1997. Осень. 18. Калюжный Л. В. Физиологические механизмы регуляции болевой чувствительности. - М., 1984. 19. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 20. Краснова О. В. Социально-психологические аспекты старения // Клиническая геронтология. 1997. № 3. c. 5 - 24. 21. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психология личности в трудах отечественных психоло-гов / Составитель Л. В. Куликов. СПб., 2000. 22. Кэмпебел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. - Спб.,1996. 23. Леонтьев А.А. Искусство как форма общения. /Психологические исследования. -Тбилиси, Мецниереба, 1973. -с.213-222 24. Ливанов М. Н., Шульгина Г. И. Об участии тормозных процессов и физиологических механизмах сенсорной депривации /, Сенсорный дефицит и работоспособность организма. - Иркутск. 1986. 25. Матейова 3., Машура С. Музыкальная терапия при заикании / Пер. с чешек. - Киев, 1984. 26. Материалы и документы по истории музыки. Т. 2, XVIII век. / Под ред. М.В. Иванова-Борецкого. - М., 1934. 27. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - М., 1976. 28. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972. 29. Новикова Л. Г. Основные характеристики динамики религиозности населения // СоцИС: социологические исследования. 1998. № 9. 30. Панина Н. В., Сачук Н. Н. Социально-психологические особенности образа жизни стареющих людей // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. № 9. 31. Патрушев В. Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. 1998. № 10. 32. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов. 1997. - 384 c. 33. Платон. Соч. в Зт. Т. 3-М., 1971. 34. Потанина Ю. А. Адресная поддержка пенсионеров в условиях переходной экономики // Население России сегодня. М., 1999. 35. Практикум по арт-терапии. / Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с. 36. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с. 37. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. - М., 1994. 38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. 39. Русинов В. С., Гриндель О. М., Брагина И. Н. Методика ис-следования в физиологии труда. - М.. 1974. 40. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. - М., 1981. 41. Тарасов Г.С. Музыкальная психология /Спутник учителя му-зыки. - М., 1993. 42. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей /АПН РСФСР. -М-Л.. 1947. 43. Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. Краткое руководство практическому психологу по использованию цветового теста М. Люшера. СПб., 1995. 32 с. 44. Физиология человека: (Курс лекций) / Агаджанян Н.А., Тель Л.3. и др. - Алма-Ата. 1992. С. 348. 45. Фудин Н. А., Тараканов О. П., Классик С. Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом // Физиология человека. - М., 1996. - Т. 22, №2. -С. 1-9. 46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997 47. Шаповаленко И. В. Социальная ситуация развития в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 1999. № 6. 48. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болез-ненное. М.: Медицина, 1996. 49. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. - М.. 1975. 50. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. - М.. 1994. 51. Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. - М., 1998. 52. Шушарджан С. В. Музыкотерапия: история и перспективы. Клиническая медицина. 2000. № 3. 53. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. -М., Искусство. -1964.