ВВЕДЕНИЕ Изменение социальной ситуации в связи с поступлением в школу требует активного включения адаптационных механизмов у детей; их сбой на данном этапе способен повлечь самые серьезные последствия, так как личностная дезадаптация, особенно в детстве, приводит к грубым личностным и поведенческим нарушениям. Качественно иная, в сравнении с предшествующим институтом социализации (дошкольное образовательное учреждение), атмосфера школы, складывающаяся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, усложненные требования не только к психофизиологической конституции ребенка или его интеллектуальным возможностям, но и к целостной его личности, и, прежде всего, к ее социально-психическому уровню. Так или иначе, поступление в школу всегда связано с изменением привычного образа жизни и требует адаптации к новым условиям социального существования. Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) в биологии рассматривается как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Социальная адаптация понимается как приспособление индивида к условиям социальной среды и является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности. Проблемой адаптации детей к школе занимались такие авторы, как Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, М.М.Безруких, В.С.Мухина, М.Р.Битянова, А.К.Маркова, М.И.Лисина, и другие отечественные ученые. Изучение социально-психологических проблем адаптационного периода при поступлении ребенка в школу становится актуальным для науки, для общества и для каждой конкретной семьи в связи с тем, что усугубление дефекта интеллектуальной сферы и социальной дезадаптации часто зависит от особенностей его пребывания в привычных условиях - семье и ДОУ, и от особенностей вхождения ребенка в новую искусственную социальную группу - класс. Объект исследования: процесс адаптации первоклассников с задержкой психического развития к условиям школьного обучения. Предмет исследования: содержание и средства оптимизации процесса адаптации учащихся первых классов с задержкой психического развития к условиям школьного обучения. Целью данной дипломной работы является разработка психолого-педагогических приемов оптимизации процесса адаптации первоклассников с задержкой психического развития к условиям школьного обучения. Гипотеза: мы предполагаем, что процесс адаптации первоклассников с ЗПР к условиям школьного обучения имеет общие и специфические, в связи со спецификой их психического развития, особенности. Коррекционно-развивающая работа, направленная на создание условий успешной адаптации, будет эффективной при условии учета выявленных особенностей психического развития детей с ЗПР. Исходя из поставленных цели и гипотезы, можно выделить следующие задачи: 1. Изучить литературу по общей и специальной педагогике и психологии, дидактическую и методическую литературу по проблеме адаптации первоклассников с задержкой психического развития к условиям школьного обучения. 2. Изучить особенности процесса адаптации первоклассников с задержкой психического развития к условиям школьного обучения. 3. Подобрать методы и приемы оптимизации процесса адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению и реализовать их. 4. Оценить эффективность поведенной работы по оптимизации процесса адаптации первоклассников с задержкой психического развития к школьному обучению. Практическая значимость данной дипломной работы состоит в возможности использования данного комплекса коррекционно-развивающих занятий школьным психологом совместно с педагогом для компенсации и коррекции трудностей, возникающих у первоклассников в период адаптации к условиям школьного обучения. В комплексе собраны упражнения, способствующие: 1. развитию у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе; 2. развитию у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; 3. формированию устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной "Я"-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. Исследование проводилось на базе МОУ средней образовательной школы № 72 г. Самары. В исследовании принимали участие 10 учеников 1 класса коррекционно-развивающего обучения (экспериментальная группа) и 22 ученика 1 класса, обучающихся по общеобразовательной программе (контрольная группа). Эксперимент проводился в 3 этапа: 1. организация и проведение экспериментального исследования уровня первичной адаптации контрольного и экспериментального классов к условиям школьного обучения с использованием методики определения самооценки "Лесенка", методики определения мотивов учения и социометрического эксперимента. 2. реализация комплекса психологической работы по развитию у детей социальных и коммуникативных умений, формированию устойчивой учебной мотивации. 3. проведение повторной диагностики детей экспериментальной и контрольной группы с целью выяснения эффективности проведенных занятий с использованием методики определения самооценки "Лесенка", методики определения мотивов учения и социометрического эксперимента.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Теоретические основы исследования процесса адаптации первоклассников с задержкой психического развития. 1.1. Адаптация как психолого-педагогическое понятие 1.1.1. Проблема исследования процесса адаптации в психологии 1.1.2. Возрастные особенности первоклассников 1.1.3. Проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения 1.2. Психолого-педагогическая характеристика первоклассников с задержкой психического развития 1.2.1. Задержка психического развития как вариант психического дезонтогенеза 1.2.2. Возрастные особенности психического развития первоклассников с задержкой психического развития 1.3. Психолого-педагогические причины школьной дезадаптации первоклассников с задержкой психического развития Глава 2. Экспериментальное исследование уровня адаптации первоклассников с задержкой психического развития к условиям школьного обучения 2.1. Характеристика экспериментальной группы 2.2. Описание диагностических методик 2.3. Результаты исследования 2.4. Психологическая работа на этапе адаптации первоклассников 2.5. Оценка эффективности проведенной работы Заключение Список литературы Приложение
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. М., 1982. 2. Бабаева Т.И. Повышение эффективности подготовки детей к школе в детском саду. - Л. 1989. 3. Басов М.Я. Методика психологического наблюдения над детьми//Избранные психологические произведения, М. 1997. 4. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991. 5. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей в школе (научно-методическая программа). - Мир психологии, 1996, №1. 6. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. 7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1989. 8. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. Под ред. Л.И. Божович, А.Б. Благонадежной - М., 1972 . 9. Венгер Л.А. Психологическая готовность к школе. - М., 1978. 10. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временной задержкой психического развития/Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1967. 11. Выготский Л.С. Собрания сочинений. В 6 т. - М., 1984 12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Образование, 1996. 13. Дефектология. Словарь - справочник. - М.: Новая школа, 1996. 14. Добрина О.А. Готовность ребенка к школе как условие его успешной адаптации. С-Пб, 2000. 15. Дыдикова О. А. Программа социально-психологической адаптации первоклассников. М., 1997. 16. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. 17. Иванова Н.В., Кузнецова М.П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт // Журн. практ. психолога. 1997, N 2. 18. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982. 19. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. - Иркутск, 1986 . 20. Копытина М.Г. Формирование психологической готовности к школьному обучению на занятиях в детском саду. - М., 1993. 21. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1986. 22. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., МГУ, 1985. 23. Лисина М.И. Общение, личность и психическое развитие ребёнка. Москва-Воронеж, 1997. 24. Лобанова Н.П. Психологические проблемы подготовки ребенка к школе. - Л. 1982. 25. Ложкина М.Ю. Формирование мотивации учения - пути подхода к проблеме.\ Вопросы психологии №5, 1995. 26. Лубовский В.И. Современное состояние психологической диагностики/Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 27. Маркова А.К.Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1993. 28. Марковская И.Ф. Клинико-нейропсихологическая характеристика задержки психического развития/Дефектология, 1977, № 6. 29. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986. 30. Нежнова Т.А. Динамика "внутренней позиции" при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. / Вестник МГУ, сер.14: Психология, 1988. 31. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1993. 32. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста.\ Под. ред. Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. - М.: Педагогика, 1988. 33. Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Сохина А.А., Урунтаевой Г.В. - М. 1978. 34. Психологические особенности шестилетних детей с нормальным и задержанным темпом психического развития /Под ред. У.В. Ульенковой, Н.А. Цыпиной, Т.И. Чирковой и др. Горький, 1988. 35. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. 36. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996 . 37. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. - М., 1993. 38. Сапогова Е.И. Психологические особенности переходного периода в развитии детей шести-семи лет. - М., 1986. 39. Сгурская Л. В. Изучение межличностных отношений учащихся в классе. Калининград. 1990. 40. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. 41. Словарь практического психолога. М., Владос, 1999. 42. Томин А. П. Тесты по психологии. Смоленск, 1994. 43. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Просвещение, 1974.