Введение В условиях современного мира все большее значение приобретают индивидуальность, незаурядность человека, обладающего нестандартностью мышления, творческим воображением, что позволяет достигать успехов в работе, в повседневной деятельности, в отношении с другими людьми. Освоение новых технологий в образовании, педагогический плюрализм в обучении и воспитании, творческий подход к реализации индивидуальных форм и методов работы с детьми позволяет смоделировать портрет неповторимости, уникальности каждого ребенка, раскрыться его индивидуальности уже в дошкольном возрасте. К.Д. Ушинский, формулируя принципы воспитания, обращался к индивидуализации педагогического процесса. Он подчеркивал, что воспитывая всех нужно воспитывать каждого. Под индивидуализацией понимается учет психологических, типологических особенностей детей, закономерностей проявлений высшей нервной деятельности. Полноценное развитие дошкольника зависит от особенностей индивидуализации педагогического процесса и формирования самосознание самого ребенка, так как эффект педагогического воздействия зависит от содержания и динамики самого воздействия и от активности обучаемого. «Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий» [28]. К внутренним условиям относятся индивидуально – типологические свойства нервной системы: сила, уравновешенность, подвижность, которые проявляются у человека с рождения и сохраняются на протяжении всей жизни. Разработка и реализация программ дошкольного образования является приоритетной задачей современного ДОУ. Переход к гуманистической парадигме в обучении и воспитании позволяет в полной мере обеспечить личностно – ориентированный, индивидуальный подход к ребенку. Однако, как показывает практика, при разработке педагогических моделей развития ребенка не прогнозируется ее влияние на личность, недостаточно учитывается ее своеобразие в познавательной, учебной деятельности: темп, работоспособность, переключаемость, отвлекаемость, скорость запоминания. Предполагается, что та или иная система будет эффективна и благоприятна для любого ребенка, имеющего нормальное развитие. Индивидуальные особенности рассматриваются как помеха к реализации индивидуального подхода. Отрицательная оценка дается именно особенностям и возможностям ребенка, а не дидактической технологии, не учитывающей эти индивидуальные свойства детей. Я. Стреляу подчеркивал, что создание условий для максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построения на ее основе всего педагогического процесса является эффективным для формирования личности ребенка.[31]. Среди педагогов-практиков выделяют два мнения по отношению к проявлениям динамических особенностей детей. Одни считают, что, если эффективные педагогические воздействия «перекрывают», маскируют индивидуально – типологические особенности, нет необходимости их изучать, внимание обращается на разработку эффективных мер педагогического воздействия, которые бы работали без учета этих особенностей (Заволоцкий Е.С., Никифорова Н.С.). Другие полагают: поскольку на фоне общей массы иногда встречаются дети со значительным своеобразием психодинамики, нарушающем эффективность педагогического процесса, то в этих случаях следует учитывать особенности свойств нервной системы.( Сиротюк А.Л., Клацки Р., Батаршев А.В.). Таким образом, одни вообще отрицают необходимость учета индивидуально – типологических особенностей детей, а другие признают такую необходимость но только в ситуации каких-то резких отклонений, в исключительных случаях. На наш взгляд, индивидуализацию необходимо осуществлять с учетом индивидуально – типологических особенностей не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно, независимо от возраста, степени выраженности свойств нервной системы и ее динамических проявлений. Применительно к старшему дошкольнику основное содержание индивидуализации предполагает поиск оптимальных средств познавательного развития. К старшему дошкольному возрасту основной задачей является воспитания и обучения становится подготовка детей к школе. В учебной деятельности большое значение приобретают познавательный процессы. Вопросами познания старшего дошкольника занимались ряд ученых: О.М.Дьяченко, И.Л. Баскакова, О.М. Назаров, П.И. Зинченко, П.П. Подъяков, А.И. Назаров, Л.С. Выготский. Познавательное развитие непосредственным образом влияет на успешность учебной деятельности ребенка. Чтобы усвоить материал необходима устойчивость внимания, способность к запоминанию и хранению информации в памяти, продуктивность мышления, влияющие на активность ребенка на занятии. Развитие познавательных процессов обусловлено задатками нервной системы ребенка, типом темперамента, что по сути индивидуально, а значит, требует особого подхода, учитывающего индивидуальные особенности ребенка.[31,58] Индивидуализация познавательного развития ребенка - это построение процесса обучения и воспитания со знанием закономерностей, механизмов проявления индивидуальных особенностей ребенка. В широком смысле индивидуализация в педагогике понимается, как организация процесса обучения, с учетом принципов, строящихся на индивидуальном подходе, начиная от минимальных изменений в обучении и воспитании до варьирования форм, целей, методов обучения и учебного материала. В практике современного дошкольного учреждения возникает противоречие между необходимостью использования индивидуализации в педагогическом процессе и отсутствием у педагогов соответствующей подготовки к реализации индивидуального подхода познавательного развития старшего дошкольника. Выявленное противоречие позволило сформулировать тему исследования: «Формирование готовности воспитателей к осуществлению индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника». Объект исследования: индивидуализация познавательного развития старшего дошкольника. Предмет исследования: средства формирования готовности воспитателя к индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника. Цель исследования. Теоретически разработать проблему индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника и экспериментально апробировать средства готовности воспитателей к ее решению. Гипотеза исследования. Система подготовки воспитателя к решению задач индивидуализации познавательного развития будет эффективной, если: познавательное развитие дошкольника осмыслено с позиции его индивидуального своеобразия; обоснованные педагогические условия индивидуализации познавательного развития дошкольника; раскрыто содержание готовности педагогов к индивидуализации (аналитический, прогностический, технологический, коммуникативный компоненты); разработана программа подготовки педагога к индивидуализации познавательного развития. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме познавательного развития старшего дошкольника. 2. Обосновать педагогические условия индивидуализации познавательного развития. 3. Конкретизировать содержание готовности педагога к осуществлению индивидуализации. 4. Разработать программу подготовки педагога к решению задач индивидуализации. Методы исследования. Применялся комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ научной литературы; организационный метод (сравнительный способ); эмпирические методы: педагогическое наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, психодиагностические методы (тест-опросник, беседы, контрольные задания); методы обработки научных результатов (качественный и количественный анализ, процентный показатель); интерпретационный метод: генетический способ. База исследования. МДОУ №71 «Рябинушка», Красноглинского района, г. Самары. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в теоретической разработке проблемы индивидуализации познавательного развития старшего дошкольника, что позволило разработать систему подготовки педагога к ее решению, содержанием которой является программа методического семинара для воспитателей.
Содержание Введение 3 Глава 1 Индивидуально-типологические особенности познавательного развития старшего дошкольника 8 §1 Специфика познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 8 §2 Индивидуализация познавательного развития дошкольника, как педагогическая задача. 21 Глава 2. Опытно экспериментальная по формированию готовности воспитателя к осуществлению индивидуализации познавательного развития дошкольника 59 §1 Проектирование программы методического семинара для воспитателей детского сада 59 §2 Результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке педагогов к решению задач индивидуализации познавательного раз-вития старшего дошкольника 69 Заключение 75 Список литературы 77 Приложения 80
Список литературы 1. Акимова М.К., Козлова В.П. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. -158с. 2. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности дошкольников. Учет и коррекция: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. -160с. 3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7лет. М., 1997. -123с. 4. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. -Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. -256с. 5. Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. М.: ТЦ Сфера, 2001. -88с. 6. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей.-2-е изд.-М.:Детство-Пресс, 2001г.-240с. 7. Белошистая А.В. Обучение математике с учетом индивидуальных особенностей ребенка. //Вопросы психологии.-2001.-№5.-с.116-123. 8. Введение в научное исследование по педагогике /Под ред. В.И. Журавлева. М., 1988. 9. Газина О.Н. Профессиональная готовность к эколого-педагогической работе с дошкольниками. //Дошкольное воспитание.-2001.-№7.-с.86-90. 10. Гамезо М.В., И.А. Домашенко. М., 1999. -458с 11. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. –М., 1980. -280с. 12. Дональдсон М.Мыслительная деятельность детей. –М.,1985. -310с. 13. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000. -198с. 14. Зинкевич –Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. –СПб.: Детсво –Пресс, 2001. -128с. 15. Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. /Пер. с англ. –М., 1978. -278с. 16. Климов Е.А. индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. –Казань, 1969. -256с. 17. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. –М., 1990. -211с. 18. Леви В. Нестандартный ребенок. Искусство быть другим. М., 1983. -163с. 19. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. –М., 1993. -201с. 20. Мухина В.С. Детская психология . М., 1999. -488с. 21. Назаров А.И. Обобщенная модель познавательной деятельности индивида. //Психологическая наука и образование. -2000. -№3.с 40-61. 22. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. –М., 1976. -289с. 23. Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. Энциклопедия, 1965. -693с 24. Психология и педагогика /Под ред. А.А. Радугина. –М: Апрель Пресс, Изд-во ЦЕНТР. -224с 25. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Книга для преподавателей высших и средних педагогических учебных заведений. -М.: ВЛАДОС, 2000.-304с.-(Педагогическая мастерская). 26. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Изд-во «Феникс». Ростов-на –Дону, 1996.-224с. 27. Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь. –М: Знание, 1992. -152с. 28. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер, 2002. -720с.: ил. –(Серия «Мастера психологии» ). 29. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. -М.: ТЦ Сфера, 2002.-128с.(Серия «Практическая психология.») 30. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001. -48с. 31. Стряляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. –М., 1982. 220с 32. Теплов Б.М. Избранные труды. –М., 1985. –Т.2 -321с. 33. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. –М.: , 2001.-230с. 34. Чиркова Т.И. Учет индивидуально-психологических особенностей детей. //Дошкольное воспитание. -1986. -№5. –с.57-62. 35. Чудновский В.Э. О специфике типологических особенностей у детей дошкольного возраста. //Типологическая особенность высшей нервной деятельности человека. –М., 1967. –Т.V. –с. 58 -73. 36. Юганова И.О. Предупреждение отклонений в познавательной деятельности детей раннего возраста //Дошкольное воспитание.-2001-№6.-с.53-56.