Введение Современный ритм жизни, увеличение количества неполных и конфликтных семей, занятость родителей, низкий уровень их педагогической компетентности существенно влияют на изменение условий семейного воспитания, приводят к обеднению и формализации контактов родителей с детьми (Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова, Г.А. Мишина, Л.В. Черников). Г.А. Мишина пишет о том, что недостаточность организации совместной деятельности, дефицит теплоты и внимательного отношения приводит к формированию у детей неадекватной самооценки, их неуверенности в своих силах [34,с.88]. Известно, что именно семья оказывает наибольшее влияние на становление личности и индивидуальности ребенка с речевой патологией. Тесное сотрудничество родителей со специалистами позволяет в оптимальные сроки и наиболее эффективно решать проблемы общения и преодолевать трудности психофизиологического и познавательного развития каждого ребенка (Ю.Ф. Гаркуша, Кариес Мерл Б., Ли Ричард К. Е.М. Мастюкова, А.Г. Москвина). В то же время, для большинства родителей форма специального образования является незнакомой. Как отмечает А. Арушанова, в большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их. Родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку [2,с.40]. Однако, как подчёркивает Н.Л. Белопольская, в настоящее время ослаблена система педагогического образования родителей: старые формы просветительской работы с ними в целях повышения уровня их готовности к семейному воспитанию детей с особенностями развития утрачены, новые - только набирают силу [4,с.33] Значимость семьи в развитии речи и коррекции речевого недоразвития у детей дошкольного возраста и нерешенность проблемы методического обеспечения процесса педагогического образования родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи определяют актуальность заявленной проблемы. В процессе исследования проблемы педагогического образования родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи, предполагается обосновать и найти пути педагогического образования родителей относительно специфики организации и задач семейного воспитания детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте, выработать у них реалистическое восприятие особенностей развития своих детей. Цель работы - выявление готовности родителей к созданию в семье оптимальных условий для развития речи и коррекции речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста, разработка содержания программы педагогического образования родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Объект исследования - готовность родителей к созданию в семье оптимальных условий для развития речи и коррекции речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - содержание педагогического образования родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Гипотеза: Мы предполагаем, что родители детей с нарушениями речи недостаточно подготовлены к созданию в семье оптимальных условий для развития речи детей с ОНР и коррекции у них речевого недоразвития, что проявляется в недостаточной сформированности у них знаний в вопросах речевого развития, в несформированности у них навыков развивающего общения с ребенком. Это определяет необходимость разработки содержания программы педагогического образования родителей воспитывающих детей с нарушениями речи. Под педагогическим образованием родителей мы понимаем систематически проводимую и теоретически обоснованную программу, целью которой является передача знаний, формирование соответствующих представлений и навыков в вопросах развития речи и воспитании у ребенка речевой культуры. Цель и гипотеза исследования определили его основные задачи: 1. Рассмотреть состояния проблемы исследования в психолого-педагогической литературе. 2. Осуществить согласно современным требованиям подбор диагностических методов и методик, реализацию экспериментального исследования готовности родителей к созданию в семье оптимальных условий для развития речи и коррекции речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста. 3. Обобщить результаты констатирующего эксрперимента. 4. Разработать методические рекомендации по использованию различных форм и методов педагогического образования родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи и осуществить экспериментальное обучение. 5. Оценить эффективность экспериментального обучения. Поставленные задачи определили этапность работы: I этап - анализ специальной психолого-педагогической литературы и изучение анамнестических сведений о детях изучаемой группы. II этап - проведение констатирующего эксперимента. III этап - проведение экспериментального обучения и оценка его эффективности. В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ анамнестических данных детей изучаемой группы; анализ продуктов деятельности; экспериментальный метод; метод количественного и качественного анализа полученных данных. Научная ценность нашего исследования состоит в том, что проведенное изучение позволило углубить и систематизировать представления о педагогическом образовании родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации содержания педагогического образования родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Организационная база исследования. Исследование проводилось на базе ….. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. В основном тексте содержится 12 таблиц. Библиография включает 50 источников.
Содержание Введение……………………………………………………………………….…..3 Глава I. Теоретические аспекты педагогического образования родителей, воспитывающих детей с нарушением речи………………………………….….7 1.1 Сущность педагогического образования родителей, основные компоненты педагогической деятельности по формированию родительской компетенции………………………………………………………………….….7 1.2 Особенности детско-родительских отношений и семейного воспитания детей с нарушениями речи…….………………………………..18 Глава II. Готовность родителей к созданию в семье условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста и коррекции у них речевого недоразвития (экспериментальное исследование)…………………………..34 2.1 Организация констатирующего эксперимента, критерии, уровни и методики исследования ……………………………………………34 2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента и определение готовности родителей к созданию в семье оптимальных условий для развития речи и коррекции речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………40 Глава III. Организация и содержание работы по педагогическому образованию родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи….54 3.1 Цели, задачи, содержание экспериментального обучения, программа педагогического образования родителей ……………….......................…. 54 3.2 Оценка эффективности экспериментального обучения…….…................64 Заключение…………………………………………………………………….…76 Список использованной литературы………………………………...…………80 Приложения
Список использованной литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2010. 2. Арушанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы. //Дошкольное воспитание. – 2008. - № 6, 7, 8. 3. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология. — М.: Когито-Центр, 2004. 4. Белопольская НЛ. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии // Дефектология. — 1984. — № 5. 5. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. 6. Бородин А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1984. 7. Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-гностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 2003. 8. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М.: Академия, 2005. 9. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи /Под. ред. С.С. Ляпидевского и В. И. Селиверстова. — М., 1969. 10. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Просвещение, 1982. — Т. 2. 11. Гуровец Г.В., Маевская СИ. К генезису фонетико-фонематических расстройств: Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. — М.: Педагогика, 1982. 12. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие / сост. Н.Д. Шматко. - М.: Академия, 2007. 13. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. - М.: Педагогика, 2010. 14. Дошкольное воспитание аномальных детей / под ред. Л.П. Носковой. - М.: Просвещение, 1993. 15. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М.: Владос, 2006. 16. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Академия, 2011. 17. Ермолаева М.В. Психология коррекционной и развивающей работы. – М.: Академия, 2011. 18. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Академия, 2005. 19. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М.: Академия, 2010. 20. Жукова Н. С. Формирование устной речи. — М.: Инфра-М, 2008. 21. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М.: Владос, 2004. 22. Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 3. 23. Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. — М.: Просвещение, 2008. 24. Занятия по развитию речи в детском саду: Книга для воспитателей детского сада / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: Совершенство, 2008. 25. Зайцев В.М., Зайцева М.В. Основы коррекционной педагогики. – Саратов, 2009. 26. Кариес Мерл Б., Ли Ричард К. Привлечение родителей к обучению аномальных детей (Помощь родителям в воспитании детей) / Общ. ред. В.Я. Пилиповского — М.: Академия, 1992. 27. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2009. 28. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М.: Просвещение, 1991. 29. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи: Учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности «Логопедия» / Под ред. Ю.Ф. Гаркуша — М.: Ин-т общегуманит. исслед.: Секачев, 2012. 30. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие. — СПб.: Союз, 2008. 31. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Изд-во Моск. Ун-та, 2009. 32. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии - М.: Просвещение, 2008. 33. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 34. Мишина ГА. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. — 2001. — № 1. 35. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной — М.: Просвещение, 1968. 36. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен:учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.– 496 с. 37. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца. - М.: Проспект, 2011. 38. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. 39. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 368 с. 40. Специальная педагогика. /под ред. Л.И. Аксеновой, Б.А. Архипова, Л.И. Беляковой. – М.: Академия, 2010. 41. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1998. — № 4. 42. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития. / под ред. Д.В. Колесова. - М.: Педагогика, 1988. 43. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи в дошкольном возрасте. - М.: Проспект, 2007. 44. Филичева Т.Б. Принципы, методы, организация психолого-педагогического обследования детей с общим недоразвитием речи. - М.: Владос, 2009. 45. Филичева Т.Б. Содержание работы с детьми при общем недоразвитии речи / Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2010. 46. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. - М.: Академия, 2011. 47. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Педагогика, 1989. 48. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. -М.: Инфра-М, 2010. 49. Черников Л. В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. — М.: Владос, 1997. 50. Эльконин Д. Б. Развитие речи //Психология детей дошкольного возраста. -М.: Проспект, 2004.