Н.М. Аксарина, Е. К.Каверина, А.Г. Рузская, Н.М. Щелованов, Ф.И. Фрадкина и др., доказали, что положительное отношение к взрослому усиливает тенденцию детей раннего возраста к подражанию, вызывает склонность повторять произносимые взрослыми слова и, следовательно, способствует принятию детьми коммуникативной речевой задачи. Таким образом, эмоциональные контакты с взрослым оказывают стимулирующее влияние на становление вербальной функции благодаря тому, что вызывают у ребенка желание говорить, как говорит взрослый. Нами преследовалась цель создать эмоционально заряженные игровые ситуации в совместной деятельности детей. Немаловажна активность педагога в стремлении установить положительный контакт с ребенком. Педагог подходил к ребенку, показывая игрушку, напевал песенку или потешку («Коля, Коля, Николай!», «Ехали медведи» и т.д). Дети, чей уровень развития активной речи был первым, активно контактировали со взрослым, перенимали игровые ситуации, проявляли открытый интерес. Дети со вторым уровнем, проявляли заинтересованность, но не торопились идти на контакт, в игровые ситуации вступали частично или с 2-3 попытки от педагога. Дети чей уровень был на начало этапа на третьем месте, отказывались от общения, их не принуждали переключаясь на другого ребенка. Но и в этом случае, пассивный малыш начинал наблюдать, постепенно включаясь в игровую ситуацию. В течение дня педагог организовывал различные подвижные минутки, сопровождавшиеся повторением стишков, песенок, потешек. В такие моменты взрослый проговаривал очень четко все слова, а благодаря рифмовке и простоте речевок, запоминание и повторение их было для детей нетрудным (приложение 3). Необходимо было привлекать детей с разным уровнем развития ак-тивной речи. Дети с низким уровнем постепенно начинали подражать звукам, которые им запомнились, а потом и вовсе включались в игры. К речи взрослых тоже были предъявлены требования, которые заключались в четкости, правильности, неспешности, эмоциональной окраске произносимого. Речь взрослого должна была всегда быть понятной, вовлекать в контакт. В течении всего периода работы с детьми в обновленных условиях и специально-подготовленной среде, отрабатывались две темы, которые сынициировали постоянную практику речи. Это тема «Осень» и «Части тела». Помимо вводных и групповых объяснительных занятий, на которых отрабатывались эти темы, в пространство были внедрены тематические игрушки, манипулируя с которыми, ребенок отрабатывал и закреплял знания, полученные в ходе занятий. Это были муляжи фруктов и овощей, которые надо было помыть и разделить на части; предметы одежды, которые соответствовали сезону (одеть куклу в куртку, теплые брюки, повязать шарф); собрать из картонных изображений осенних листьев аппликацию и т.д. Для закрепления работы с детьми во время их нахождения в группе, необходима поддержка со стороны родителей. Для этого были разработаны рекомендации, оборудованы уголки информации, проведены чаепития с родителями. Важно было донести до родителей, что необходимо непрерывно стимулировать ребенка на говорение, помогать ему в правильном назывании предметов, привлекать к различным бытовым действиям с предметами домашнего обихода, активно общаясь с малышом в этот момент. Ведь доказано, что дети активнее используют речевые средства коммуникации во время делового сотрудничества с взрослым, в предметно-практической и познавательной деятельности (Т.А.Финашина).
Введение 3 Глава 1. Теоретические основы развития активной речи детей раннего возраста 7 1.1. Развитие активной речи как социально-педагогическая проблема 7 1.2. Факторы, влияющие на развитие активной речи детей раннего возраста 11 1.3 Организация предметно-развивающей среды на современном этапе 18 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию активной речи детей раннего возраста 25 2.1. Изучение особенностей развития активной речи детей третьего года жизни в детском саду (констатирующий этап эксперимента) 25 2.2. Развитие активной речи детей третьего года жизни путем создания стимулирующей предметно-игровой среды в группе детского сада. .. (формирующий этап эксперимента) 33 2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы . (контрольный этап эксперимента) 38 Вывод 42 Список литературы 43 Приложения 45
1. Ананьев Б.Г. - М.: Педагогика, 1980. Т.1. - 230 с. Т.2. - 288 с. 2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ Н.М. Аксарина. - М.: Педагогика, 1976 – 247 с. 3. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе/ В.Н. Аванесова. – М.: Просвещение, 1979. – 176с. 4. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком //Астрель, 2012, 256 с. 5. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды, 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 256 с. (Серия «Психологи Отечества») 6. Бейтс Э. Интенции, конвенции и символы// Психолингвистика. - М.: Про-гресс, 1984. - С. 50 - 103. 7. Брушлинский А.В. Мышление и общение/ А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов. - Минск: «Университетское», 1990. - 214 с. 8. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная функция языка/ К.Бюлер [Пер. с нем.]. – М.: Прогресс, 1993. – 528с. 9. Венгер А., Венгер Л. Домашняя школа мышления// Серия «Дошкольник. Психология», Дрофа, 2010.- 400 с. 10. Выготский Л.С. Мышление и речь //АСТ-Астрель, 2011.- 352 с. 11. Выродова И.А. В пространстве материнских рук //Карапуз, 2004.-176 с. 12. Галигузова Л. Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста // Владос, 2007.- 301 с. 13. Галигузова Л.Н., Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет // Мозаика- Синтез, 2008.- 64 с. 14. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа // Мозаика –Синтез 2014.- 120с. 15. Гвоздев А.Н, Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка//А.Н. Гвоздев. – Куйбышев, 1990. – 130с. 16. Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников // Вопросы психологии. - 1984, №1. – С. 34-40. 17. Дайлидене И.П. Поиграем малыш!/ И.П. Дайлидене/ Кн. Для работников дошкольных учреждений и родителей. - М.: Просвещение, 1992. - 93с. 18. Елагина М.Г. Влияние некоторых особенностей общения на возникновение активной речи в раннем возрасте //Вопросы психологии. – 1977. - №2.- С.135-142. 19. Жукова Н., Мастюкова Е., Филичева Т. Преодоление общего недоразвития речи у детей // КнигоМир, 2011.- 320 с. 20. Запорожец А.В. Значение ранних периодов для формирования детской личности // Принципы развития в психологии. - М., 1978. - С. 243-267. 21. Забрамная С., Боровик О. От диагностики к развитию // Секачев В.Ю., 2015.- 124 с. 22. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности/ И.А.Зимняя. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 432с. 23. Каверина Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни/ Е.К.Каверина. - М.: Медгиз., 1950. - 122с. 24. Кистяковская М.Ю. Игрушки для детей раннего возраста // Ин-т санитарного просвещения, 1952.- 14 с. 25. Козлова С.А. и др. Счастливый ребенок: Программа воспитания и обучения дошкольников по образовательным областям. – М. – 2011. 26. Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика // Academia, 2011.- 414 с. 27. Кон И.С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов вузов/ И.С. Кон. -М.:Академия,2003.-336с. 28. Коломинский Я. Л., Реан А. А., Социальная педагогическая психология // СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 416 с. 29. Крутий К. Персрнальный сайт д.пед. наук К.Крутий http://www.ukrdeti.com/ 30. Левина Р.Е. Вопросы патологии речи/ Р.Е. Левина. Под ред. Э.А.Бабаяна, М.С.Лебединского. – Харьков: МЗ УССР, 1959. 31. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды/ А.А. Леонтьев. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство «МОДЭК», 2003. 536 с. 32. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка/ М.И. Лисина. Под ред. А.Г.Рузской. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 384с. 33. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений //М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 352 с. 34. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка/А.А. Люблин-ская. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1965. —361 с. 35. Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: методическое пособие // Айрис-пресс, 2007.- 96 с. 36. Маслоу А. Г. Мотивация и личность // Питер, 2012.- 352 с. 37. Монтессори М. Дети – другие // Карапуз, 2012.- 336 с. 38. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому // Карапуз, 2012.- 272 с. 39. Мухина В.С. Детская психология // ООО «Книга по Требованию», 2012.- 274 с. 40. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец : психологическое взаимодействиет// Издательство СПбГУ, 2003.- 288 с. 41. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии// Психология отношений. - Москва – Воронеж, 1995. С.48-53 с. 42. Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с. 43. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет // Мозаика- Синтез, 2010.- 224 с. 44. Петровский А., Ярошевский М. Психология // Academia, 2009.- 512 с. 45. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. – М.: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 2003. – 172с. 46. Попова, М.И. Грамматические элементы языка в речи ребенка преддо-школьного возраста // Вопросы психологии. –1958. – № 3. – С.106 – 117. 47. Полякова М. Как правильно учить ребенка говорить // Гелеос, 2011.- 176 с. 48. Разенкова Ю., Теплюк О., Выродова И. Развитие речи детей раннего возраста. 1-3. Демонстрационный материал //Айрис- Пресс, 2006- 20 с. 49. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Ред. А.Г. Рузская. – Москва, 2004 // Хрестоматия по курсу: "Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе" / Сост. И.В. Маврина. – Москва : Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. – С. 6-30. 50. Сазонова Н.Дошкольная педагогика. Курс лекций // Детство-Пресс, 2010.- 272 с. 51. Ушакова О, Струнина Е. Развитие языковых и творческих способностей в дошкольном детстве [Текст] : посвящается 85-летию Ф. А. Сохина // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 12. - С. 98-101 52. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособ. / Ф.А. Сохин ; Гл. ред. Д.И. Фельдштейн. - Изд-е 2-е. - М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 224 53. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник для ВУЗов // Питер, 2009.- 304 с. 54. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. и др. Специальная до-школьная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой , М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с. 55. Тихеева Е.И. Развитие речи детей // Просвещение 1981. -160 с. 56. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ// ВЛАДОС, 2004. — 288 с. 57. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики // Институт психологии РАН, 2008. 58. Финашина Т.А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: Автореф. дисс.канд.пед.наук. Калуга, 2000. 24 с. 59. Фрадкина Ф.И. Этапы развития игры в раннем детстве // Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. – М.: Медгиз, 1949. – С. 41-73. 60. Хилтунен Е. Практическая Монтессори-педагогика // АСТ, 2010. – 400 с. 61. Цейтлин,С.Н .Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений//С.Н. Цейтлин. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000- 240с. 62. Шахнарович A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики/ А.М. Шах-нарович. - М.: Наука, 1999. – 165с. 63. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/ Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 1988.- 208с. 64. Щелованов Н.М. Воспитание детей раннего возраста/ Н.М. Щелованов. - М.: Знание, 1954. - 32 с. 65. Эльконин Д. Психология игры // Academia , 2012. 66. Эльконин Д. Детская психология // Academia, 2011. 67. Ярушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет// ЭКСМО, 2015.- 424 с.