(Нет отзывов)
155 страниц
2019-06-21

Воспитание ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности

В наличии
9000 ₽

Введение В настоящее время необходимо уделять внимание такому нравственно-волевому качеству как ответственность. Воспитание нравственно-волевых качеств личности дошкольника, безусловно, является залогом успешного обучения в школе и его будущей профессиональной деятельности. Данные качества воспитываются не только в образовательной деятельности, но и в познавательной, коммуникативной и трудовой деятельности. Процесс формирования личности дошкольника достаточно сложен и многообразен. Воспитание ответственности – одна из сторон этого процесса, которая непосредственным образом связана с социально-нравственным воспитанием. Взаимоотношения ребенка дошкольного возраста с другими людьми во многом предполагают необходимость проявления ответственности. От проявления дошкольником ответственности при выполнении дел зависит желание сверстников вступать с ним в определенную деятельность, становление его значимости в коллективе [31, с. 991]. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии со статьей 64, пунктом 1 дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств детей дошкольного возраста [46]. С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) (от 17.10.2013 года Приказ № 1155). В соответствии с требованиями к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему изменились подходы к нравственному воспитанию. В соответствии с пунктом 2.6. содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [45]. В требованиях к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с пунктом 4.6. обозначены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок старшего дошкольного возраста «способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками» [45]. Вопросам нравственного воспитания уделяли огромное внимание такие выдающиеся педагоги как Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Они отмечали, что нравственное влияние составляет ключевую задачу воспитания, что основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понимаю ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он делает, видит и наблюдает. Проблеме нравственного воспитания большое внимание уделяют и такие современные педагоги и психологи как М.А. Бесова, О.С. Богданова, Л.Р. Болотина, В.В. Попова, Л.И. Романова и многие другие. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений. Они говорят о том, что эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности дошкольников, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. За последние годы и проблема нравственно-волевого воспитания дошкольников чаще привлекает внимание ученых, так как исследователи обеспокоены в области педагогической теории и практики негативными явлениями в современном обществе, связанными со сложными демократическими процессами в нем и с низкой нравственной культурой граждан. Поэтому в последние годы в педагогической литературе, в научных трудах, на международных и всероссийских научно-практических конференциях особенно остро стала звучать идея возрождения нравственности личности и морали общества, государства, семьи, и, прежде всего, образовательных организаций, в частности, дошкольных. На современном этапе развития образования воспитание нравственно-волевых качеств является одной из ведущих задач в воспитании подрастающего поколения. Проблемой воспитания нравственно-волевых качеств занимались ученые разных стран и эпох: В.Г. Белинский, Л.И. Божович, Я.А. Коменский, Д. Локк, В.А. Макаренко, Й. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. Они отмечали, что нравственно-волевые качества – это качества, необходимые любому человеку, они не являются врожденными, а воспитываются лишь путем целенаправленного воспитания. В дошкольной педагогике выделяются группы задач, одной из которых является воспитание нравственно-волевых качеств и опыта поведения, соответствующего моральным нормам: ответственность, настойчивость, самоорганизация, самоконтроль и самооценка [42, с. 27]. Совместная трудовая деятельность может быть эффективным средством по воспитанию ответственности у детей старшего дошкольного возраста, так как она позволяет овладеть не только определенными умениями и навыками, но и научить дошкольников выполнять порученную им работу в определенный срок и доводить ее до конца, нести ответственность за результат своей деятельности. На важную роль совместной трудовой деятельности как средства воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста указывали многие педагоги и ученые: П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, О.В. Мозговая, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Они говорили о том, что в совместном труде дошкольник учится действовать сообща, доводить начатое дело до конца и понимать значение своего результата для других, а педагог является образцом для подражания отношением к своей работе. Именно в старшем дошкольном возрасте, начиная с пяти лет, создаются возможности для воспитания нравственно-волевых качеств. К тому же совместная трудовая деятельность соответствует особенностям мышления дошкольника, таким как образность и конкретность. Процесс воспитания ответственности у детей должен формировать умение сочетать ценности и права своей личности с ценностями и правами человечества. Поэтому путь к интеграции должен пройти от отдельной личности ко всему человечеству и от человечества – к каждой личности. Несмотря на наличие ряда психолого-педагогических исследований, проблема воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности в дошкольной педагогике раскрыта недостаточно. Нами были выявлены противоречия между: - необходимостью воспитания нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным вниманием к воспитанию такому нравственно-волевому качеству как ответственность в практике работы дошкольной образовательной организации. - значительным потенциалом совместной трудовой деятельности в воспитании ответственности у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических разработок по решению данной проблемы. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обозначили тему нашего исследования: «Воспитание ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности». Проблема исследования: каково влияние совместной трудовой деятельности на воспитание ответственности у детей старшего дошкольного возраста? Цель исследования: теоретическое обоснование поставленной проблемы и разработка методических рекомендаций по воспитанию ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности. Объект исследования: процесс воспитания ответственности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Предмет исследования: совместная трудовая деятельность как средство воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 2. Определить педагогические возможности совместной трудовой деятельности в воспитании ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 3. Выявить критерии, показатели и уровни сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста. 4. Разработать проект по организации совместной трудовой деятельности с целью воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Методы теоретического и эмпирического исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, диагностические методики «Что такое ответственность?» «Закончи рассказ», методика воображаемых экспериментальных ситуаций, анкетирование педагогов и родителей, анализ документации, анализ развивающей предметно-пространственной среды, качественная и количественная обработка экспериментальных данных. Апробация основных положений. Основные результаты исследования были представлены в рамках следующих научных мероприятий: 1. Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психолого-педагогического образования» (15-16 декабря 2017 г., г. Сургут); 2. XXI студенческая научно-практическая конференция «Студенчество в научном поиске» (28 апреля 2017 г., г. Сургут); 3. XXII студенческая научно-практическая конференция «Студенчество в научном поиске» (20 апреля 2018 г., г. Сургут). Теоретическая значимость исследования состоит в том, что: 1) определены особенности воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности; 2) выявлены критерии, показатели и уровни сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по воспитанию ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности. Опытно-экспериментальную базу исследования составило МБДОУ №29 «Журавушка» г. Сургута ХМАО-Югры. В исследовании участвовало 25 детей старшего дошкольного возраста, 20 родителей, 5 педагогов. Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Оглавление Введение 3 Глава 1. Теоретические основы воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста 9 1.1. Проблема воспитания ответственности в психолого-педагогических исследованиях 9 1.2. Особенности воспитания ответственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации 18 1.3. Педагогические возможности совместной трудовой деятельности в воспитании ответственности у детей старшего дошкольного возраста 30 Выводы по первой главе 44 Глава 2. Опытно-поисковое исследование по воспитанию ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности 46 2.1. Выявление исходного уровня сформированности ответственности у детей старшего дошкольного возраста 46 2.2. Специфика реализации педагогического проекта по воспитанию ответственности у детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности 72 Выводы по второй главе 84 Заключение 86 Список используемой литературы 88 Приложение 94

Список используемой литературы 1. Акулова Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2009. №9. С. 52-58. 2. Антонова Т.В. Образовательная область «Труд» в программе «Истоки» // Детский сад: теория и практика. 2011. №8. С. 15. 3. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение, 2012. – 479 с. 4. Белевитина О.А. Оценка силы воли. – 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://stud.wiki/psychology/2c0b65625b3ac69b5d43b89521206d37_0.html (дата обращения: 03.03.2018). 5. Белькович В.Ю. Образовательная программа «Мозаика» // Навигатор образовательных программ дошкольного образования. – М.: ООО «Русское слово – учебник». – 2014 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Mozaika.pdf (дата обращения: 03.03.2018). 6. Богомолова М.И. Педагогические истоки трудового воспитания детей // Детский сад: теория и практика. 2011. №8. С. 6. 7. Большая российская энциклопедия // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/philosophy/text/2697145 (дата обращения: 03.03.2018). 8. Бочарова Е.Н. Проектная деятельность в ДОО: первый шаг в большой мир // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2016/96216.htm (дата обращения: 03.03.2018). 9. Веракса Н.Е. Образовательная программа «От рождения до школы» // Навигатор образовательных программ дошкольного образования. – Изд-во Мозаика-Синтез, 2014 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf (дата обращения: 03.03.2018). 10. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с. 11. Гусейнов А.А. Этика. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 569 с. 12. Данькова Е.Н. Педагогическая технология формирования ответственности у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. – Челябинск, 2008. – 167 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-tekhnologiya-formirovaniya-otvetstvennosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vo (дата обращения: 03.03.2018). 13. Дементий Л.И. Особенности ответственности в дошкольном и младшем школьном возрасте. – 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-otvetstvennosti-v-doshkolnom-i mladshem-shkolnom-vozraste (дата обращения: 12.02.2018). 14. Зимняя И.А., Лаптева М.Д. Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности // Воспитание школьников. 2012. №1. С. 28. 15. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. 16. Иванова Т.Ф. Изучение и формирование ответственности у младших школьников // Мир психологии [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.net.ru/articles/content/1088978822.html (дата обращения: 10.10.2017). 17. Иванова Т.Ю. Психолого-педагогические условия формирования ответственности у детей 5-6 лет // Репозиторий Тольяттинского государственного университета. – 2016 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/1060/1/Иванова%20Т.Ю_ППОб_1201. pdf (дата обращения: 03.03.2018). 18. Ильин Е.П. Психология воли. – СПБ.: Питер, 2000. – 288 с. 19. Калдузова Г.В., Корень В.И. Ознакомление старших дошкольников с трудовой деятельностью взрослых // Детский сад: теория и практика. 2011. №8. С. 57. 20. Коваленко Л.М. Проектная деятельность в детском саду как фактор развития дошкольников (на примере краткосрочного проекта «Радуга») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2015/85646.htm (дата обращения: 16.05.2018). 21. Ковыляева Л.А. Использование технологии проектной деятельности в обучении дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://ekoncept.ru/2016/76508.htm (дата обращения: 16.05.2018). 22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с. 23. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.В. Коломийченко. – Пермь, 2002 [Электронный ресурс]. URL: https://lektsia.com/6x931e.html (дата обращения: 25.02.2018). 24. Концепция модернизации российского образования до 2020 года [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf (дата обращения: 07.05.2018). 25. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100»: пособие для педагогов и родителей. – М.: Изд. Дом РАО; Баллас, 2005. – 144 с. 26. Короткова И.А. Организация работы по трудовому воспитанию детей среднего дошкольного возраста. – М., 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://docplayer.ru/26571888-Vypusknaya-kvalifikacionnaya-rabota.html (дата обращения: 05.04.2018). 27. Крылова Н.М. Детский сад – дом радости. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 112 с. 28. Кудрявцева Е.А. Развитие взаимоотношений детей разного пола в процессе трудовой деятельности // Детский сад: теория и практика. 2011. №8. С. 90. 29. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://iknigi.net/avtor-lyudmila-kucakova/72166-nravstvenno-trudovoe-vospitanie-v-detskom-sadu-dlya-raboty-s-detmi-3-7-let-posobie-dlya-pedagogov doshkolnyhuchrezhdeniy-lyudmila-kucakova.html (дата обращения: 05.04.2018). 30. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. – М.: Изд-во Мозаика-Синтез. – 127 с. 31. Меджидова Э.С. Чувство ответственности у детей старшего дошкольного возраста в научном поле исследования // Молодой ученый. – 2016. №8. С. 991-992. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/112/28280/ (дата обращения: 21.06.2018). 32. Михненко И.И., Нагорнова, О.М. Формирование ответственности у старших дошкольников // Молодой ученый. 2017. №2. С. 607. 33. Мичурина Ю.А. Технология развития индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности // Детский сад: теория и практика. 2011. №8. С. 32. 34. Мозговая О.В. О важной роли трудовой деятельности в процессе воспитания детей. – 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/10/29/o-vazhnoy-roli-trudovoy-deyatelnosti-v-protsessevospitaniya-detey (дата обращения: 05.04.2018). 35. Муздыбаев К. Психология ответственности. – СПб.: ПИТЕР, 2004. – 348 с. 36. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с. 37. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 с. 38. Парамонова Л.А. Образовательная программа // Навигатор образовательных программ дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Istoki.pdf (дата обращения: 15.09.2017). 39. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: нравственное воспитание в детском саду: пособие для педагогов и методистов [Электронный ресурс]. URL: https://educ.wikireading.ru/1231 (дата обращения: 07.03.2018). 40. Сагадеева А.А. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология // Молодой ученый. Международный научный журнал [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1095/ (дата обращения: 16.05.2018). 41. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Академия, 2011. – 144 с. 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учеб. пособие / С.М. Зырянова, Н.А. Каратаева, Г.М. Киселева [и др.]. – Шадр. гос. пед. ин-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Шадринск, 2011. – 217 с. 43. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учр. высш. проф. обр. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. Центр «Академия», 2012. – 368 с. 44. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка // Вокабула. Энциклопедии, словари, справочники-онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ушакова/ответственность (дата обращения: 09.04.2018). 45. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г., № 1155. – М., 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 05.09.2017). 46. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.рф/документы (дата обращения: 05.09.2017). 47. Хертек Ч.В. Особенности трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДО. – Кызыл, 2015 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. – URL: http://www.tuvsu.ru/upload/osnovnoy/VKR/OFO/KPI/05010062_PO_DO/Hertek_Ch_V.pdf (дата обращения: 05.04.2018). 48. Хашабова А.Д. Воспитание нравственно-волевых качеств у дошкольников. – Краснодар, 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://schoolfiles.net/1004759 (дата обращения: 06.03.2018). 49. Часовская Е.Ю. Трудовое воспитание дошкольников. – 2013 [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/05/trudovoe-vospitanie-doshkolnikov (дата обращения: 05.04.2018). 50. Чертова Ж.В. Волевые качества. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.eduportal44.ru/koiro/CROS/foi/KiiIKTvo/doshckolnik/chertova/DocLib3/Волевые%20качества.aspx.

Список дипломных работ по предмету педагогика