(Нет отзывов)
109 страниц
2019-06-28

Причины отставания детей младшего школьного возраста в учебной работе: предупреждение, прогнозирование и преодоление.

В наличии
2000 ₽

Актуальностьисследованияобусловлена тем, что перед образовательными учреждениями стоит важнейшая задача повышения качества работы, возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения. Преодоление неуспеваемости важнейшая задача практической и теоретической педагогики. Разрешение этой задачи в условиях общеобразовательной шкоты предполагает широкую пропаганду передового опыта и внедрение результатов педагогических исследований в школьную практику. Не только решение практических и организационных задач может обеспечить преодоление неуспеваемости. Требуются новые теоретические знания о существе самого явления, о признаках и формах его проявления в современной школе. Исключительное значение имеют комплексные исследования данной проблемы. Наряду с этим полезно изучение аспектов неуспеваемости и отдельными педагогическими науками дефектологией, психологией, школоведением. Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости. Психологические причины, вызывающие отставание в учении, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи с внешними проявлениями школьных трудностей. Необходимо учитывать, что очень отсутствует прямое и однозначное соответствие между внешними проявлениями трудностей в учении и их психологическими причинами: в основе одной какой-либо трудности в учебной работе лежать различные психологические причины, а в основе разных по внешним проявлениям трудностей может быть одна и та же алогическая причина. Например, невнимательность ученика, на которую часто жалуются учителя и родители. Она может быть следствием разных причин несформированности собственно процессов произвольного внимания, результатом недостаточного развития мыслительной деятельности, отсутствия интереса к учению, наличия каких-либо личных проблем. Невнимательность ученика, особенно если появляется после некоторого периода напряженной умственной деятельности, может быть связана с индивидуально-типологическими особенностями школьника (слабость нервной системы), в ряде случаев затрудненность носового дыхания школьника может также приводит к невнимательности. А в основе таких разных школьных трудностей учащихся, как плохая память, неумение выделять в учебном материале существенное, трудности с решением арифметических задач, может лежать одна и се психологическая причина - несформированность мыслительной операции анализа. Такое сложное соотношение между внешними проявлениями трудностей в учении и причинами, их вызывающими, делает необходимым не только хорошее понимание учителем этих связей, но для эффективного их выявления владение им специальными психодиагностическими методиками. Однако отсутствие достаточно разработанных и удобных для практического использования учителем способов психологического анализа конкретных случаев школьной неуспеваемости делают его работу по преодолению трудностей в обучении детей малоэффективной, так как в большинстве случаев учитель пользуется традиционным способом работы со слабоуспевающими учащимися: проводит с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт многих учителей, эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников. Совершенно очевидно, что эффективная помощь учащимся может быть оказана только на путях психологического подхода к анализу и устранению возникших у них в процессе обучения трудностей. Разработка различных способов выявления психологических причин трудностей в обучении должна способствовать принципиальному изменению содержания дополнительной работы учителя с отстающими в учении школьниками. На дополнительных занятиях детям нужно предлагать специальные задания не учебного характера, имеющие на первом этапе диагностическую направленность с целью выявления психологических причин, вызывающих те или иные конкретные трудности школьников. На втором этапе, исходя из принципа единства диагностики и коррекции, эти же задания можно использовать в качестве средства психологической коррекции выявленных недостатков в психологическом развитии учащихся. Для осуществления такой психодиагностической деятельности учителю необходимо иметь достаточно развернутое, систематическое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения, с перечислением возможных причин, в том числе и психологических, лежащих в основе этих трудностей, и указанием на способы психологической диагностики и устранения выявленных недостатков. Исследованием проблем преодоления неуспеваемости младшего школьника занималисьпрофессор Ю.С. Шевченко, психолог Е.Ю. Брель, К.С. Лебединская, И.В. Лампшир, Н.П. Локалова и другие. Вышесказанное обусловило постановку следующей проблемы: каковы эффективные пути преодоления неуспеваемости младшего школьника. Объект исследования – неуспеваемость младших школьников Предмет исследования - дидактические условия преодоления неуспеваемости младших школьников. Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что неуспеваемость можно преодолеть благодаря следующим дидактическим условиям: 1.Определение причин неуспеваемости; 2.Наличие комплекса психодиагностических и корректирующих заданий; 3.Проведение систематической педагогической диагностики. Данное исследование выполнено в предметной области дидактики. Цель исследования – определить причины неуспеваемости в современной начальной школе и условия ее преодоления. Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу в аспекте проблемы исследования; 2. Раскрыть сущность неуспеваемости и причины ее возникновения; 3. Осуществить диагностику уровня знаний младших школьников по русскому языку, математике и чтению; 4. Составить комплекс заданий для психодиагностики и коррекции неуспеваемости. 5. Определить педагогические условия преодоления неуспеваемости в начальной школе. Методы исследования. В соответствии с целью и задачами дипломной работы использовались теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, анализ практики преодоления неуспеваемости, педагогический эксперимент, методы психодиагностического исследования. Этапы исследования. 1 этап – поисково-теоретический (август – сентябрь 2017г.) – был связан с изучением и анализом научной литературы по проблеме исследования. В результате определилось проблемное поле исследования, вырабатывались основные понятия. 2 этап – опытно – педагогический (октябрь 2017 – апрель 2018г.), на котором была осуществлена разработка диагностического инструментария исследования; корректировалась гипотеза, осуществлялся качественный и количественный анализ данных, обобщался опыт работы образовательных учреждений контексте проблемы исследования. 3 этап – заключительно – обобщающий (май 2018г.) – был посвящён коррекции выводов исследования, литературному оформлению текста дипломной работы. База исследования: МБОУ «Крестинская СШ»

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 ГЛАВА 1.Теоретические аспекты проблемы преодоления неуспеваемости младшего школьника……………………………………………………………8 1.1. Неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема………………...8 1.2. Возрастные предпосылки возникновения неуспеваемостив младшем школьном возрасте………………………………………………………………..35 1.3. Возможности индивидуально-дифференцированного подхода в практике преодоления неуспеваемости...............................................................………...42 ГЛАВА 2.Пути и условия преодоления неуспеваемости младшего школьника средствами индивидуально-дифференцированного подхода ..74 2.1. Диагностика неуспеваемости младшего школьника ……..……………….74 2.2. Опыт использования индивидуально - дифференцированного подхода в преодолении детской неуспеваемости……………......…………..........................82 2.3. Выявление результативности проведенной работы………………….……87 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...91 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..94 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. – В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. – М.: Учпедгиз, 1960. – 254 с. 2. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников // Советская педагогика. – №1. – 1972. – С. 15-18. 3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – Ростов-на-Дону, 1972. – 325 с. 4. Бабанский Ю.К. Школа, семья и общественность в предупреждении неуспеваемости школьников. – М., 1972. – 243 с. 5. Белкин А.С. Начальные формы педагогической запущенности у младших школьников. // Начальная школа, 1976, - № 4. – С. 34-37. 6. Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избр. Пед. произв. – М., 1961. – 134 с. 7. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в учении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – М., 1987. – Т. 1. – С. 78-81. 8. Боденко Б.Н. Реализация психологического содержания теста Керна-Йирасека в диагностической практике // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1988. – С. 35-47. 9. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников // Известия АПН РСФСР. – №36. – 1951. – С. 12-15. 10. Бондаренко С.М. Почему детям трудно учиться? – М., 1976. – Вып. 2 – 120 с. 11. Власова Т.В., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. – 78 с. 12. Возрастная и педагогическая психология (Учебное пособие для студентов педагогических институтов). / Под ред проф. А.В. Петровского. М.: 1973. – 246 с. 13. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. / Под ред. Бабанского Ю.К. – Ростов-на-Дону, 1972. 14. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. – М.: АПН РСФСР, 1954. – 187 с. 15. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989. 16. Гохлернер Г. Время, пространство и мозг. // Наука и жизнь, 1984 – № 6. – С. 23-29. 17. Гуткина Н.И. Зона ближайшего развития и индивидуальный подход к ребенку на первых этапах обучения // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. – М., 1989. – С. 13-23. 18. Даминова М.П. Как можно помочь ученику избавиться от «прочих» ошибок // Начальная школа. – 1988. – № 5. – С. 15-18. 19. Данилов М.А. О путях повышения успеваемости в школах // Советская педагогика. – №6. – 1941. – С. 23-27. 20. Данилов М.А. Повышение качества знаний учащихся и предупреждение неуспеваемости. – М.: «Правда», 1951. – 98 с. 21. Диагностика умственного развития младших школьников / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. – М., 1978. – 135 с. 22. Еропкина А.С. Больше внимания слабоуспевающим школьникам // Начальная школа. – №8. – 1999. – С. 22-24. 23. Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников // Вопросы психологии. – 1995. – № 6. – С. 43-54. 24. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет. – М.: Новая школа, 1994. – 398 с. 25. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. – М.: Новая школа,1993. – 406 с. 26. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961. – 113 с. 27. Зыкова В.И. О некоторых психологических особенностях неуспевающих школьников // Народное образование. – № 1. – 1969. – С. 3-5. 28. Иванесенко С.Ф. К диагностике нарушений чтения и письма у младших школьников // Дефектология. – 1984. – № 1. – С. 52-55. 29. Ишмаметьева Е.В. Организация самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся // Начальная школа – №6 – 2003. – С. 25-28. 30. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989. – 109с. 31. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 с. 32. Коновалов В. Если ребенок – левша. // Семья и школа, 1984, - № 4. – С. 23-25. 33. Королев Ф.Ф. О путях и мерах преодоления второгодничества и отсева // Советская педагогика. – №2. – 1962. – С. 11-13. 34. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с. 35. Липкина А.И. , Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. – М., 1968. 36. Локалова Н.П. Виды анализа учебного материала и психологические трудности при их несформированности // Начальная школа. – 1994. – № 5. – С. 54-59. 37. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2001. – 96 с. 38. Лусконова Н.Г.Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993. – 89 с. 39. Менчинская Н.А. Психологические проблемы неуспеваемости школьников. – М., 1971. – 97 с. 40. Менчинская Н.А. Психологические проблемы преодоления неуспеваемости // Советская педагогика. – №11. – 1970. – С.34-39. 41. Мурачковский А.И. Типы неуспеваемости школьников // Советская педагогика. – №7. – 1965. – С. 44-46. 42. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 22-е изд., стер. – М.: Рус. яз., – 1990. – 921 с. 43. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640 с. 44. Педагогический словарь в 2-х томах. Том II / Под ред. Г.М. Воловниковой, Л.И. Генсиоровской. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1959. – 560 с. 45. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб.пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 400 с. 46. Психологические особенности слабоуспевающих школьников / Под ред. И. Ломпшера: Пер. с нем. – М.: Педагогика, 1984. – 184 с. 47. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1983. – 448 с. 48. Психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 448 с. 49. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2000. – 264 с. 50. Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. – М., 1990. – 117 с. 51. Ротенберг В. Мозг. Стратегия полушарий. // Наука и жизнь, 1984, - № 8. – С. 12-24. 52. Сахарова О.В. Слабоуспевающий школьник: психологическое изучение и коррекционная работа // Начальная школа. – №11-12. – 1992. – С. 31-32. 53. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966. – 112 с. 54. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. – 68 с. 55. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. – М., 1958. – 75 с. 56. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с. 57. Сухомлинский В. А. О воспитании школьников. – М., 1974. 58. Толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся нац. школ / [В.Г. Бирюков, в.г. Ветвицкий, Л.М. Гайдарова и др.] Под ред. М.И. Махмутова, А.В. Текучева, Н.М. Шанского. – Л.: Просвещение, 1982. – 384 с. 59. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990. – 76 с. 60. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л., 1950, т.8. 61. Фридман Л.Н. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988. – 96 с. 62. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. – М.: «Знание», 1989. – 80 с. 63. Шамарина Е.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития // Начальная школа. – №8. – 2003. – С.67-72. 64. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. – М., 1988. – 126 с.

Список дипломных работ по предмету педагогика