Введение Зрение - одно из чувств восприятия, с помощью которого все получают информацию об окружающем нас мире. Особенно важно хорошее зрение для детей, так как снижение остроты зрения в той или иной степени препятствуют полноценному развитию ребенка. Залогом процветания общества является здоровье подрастающего поколения. Актуальность проблемы обусловлена тем, что в последние десятилетие в нашей стране наблюдается тенденция к ухудшению состояния зрения у детей и подростков. Повышенные зрительные нагрузки в школе повышают риск ухудшения зрения. Но нельзя обвинять в этом только школу. Мультфильмы, телефоны и компьютерные игры уже почти заменили современным детям прогулки на улице, живое общение со своими сверстниками, что приводит к не способностью общаться с людьми. А это также не лучшим образом отражается на зрении, когда после уроков вместо того чтобы поиграть в подвижные игры школьник снова сидит перед монитором и напрягает глаза. Так же развитие и прогрессирование нарушений зрения в детском и подростковом возрасте можно предотвратить, используя простые немедикаментозные методы: правильная организация рабочего места школьника, адекватный режим зрительных нагрузок, в том числе с использованием компьютера, достаточная физическая активность, рациональное питание, упражнения для расслабления и тренировки зрительного аппарата. Проблема плохого зрения «молодеет» и уже наблюдается нарушения зрения у детей, поступающих в школу, наблюдается у 4% первоклассников, а каждый четвертый ученик в 6 классе становится близоруким. Среди выпускников школ нарушения зрения имеют уже 40% подростков. Врачи, эту статистику объясняют тем, что в школе идет большая нагрузка на мышцы глаз. По итогам Всероссийской диспансеризации детей, на 2 месте по частоте после патологии опорно-двигательной системы занимают нарушения зрения. Статистика ВОЗ по последним данным, во всём мире от нарушения зрения страдают 19 миллионов детей! Отдельно по России статистика еще более ужасающая: снижение зрение наблюдается у каждого второго ребёнка. Это доказывает, что тема выбрана для исследовательской работы не неслучайно. Основной задачей здравоохранения остается своевременное выявление групп риска детей с нарушение зрения. Большая роль отводится работе школьной медицинской сестры в профилактике нарушений зрения у детей, которая при неблагоприятных условиях формирует патологию зрения у детей, так же как близорукость, дальнозоркость. Объект исследования: профилактика нарушений зрения у школьников. Предмет исследования: деятельность школьной медицинской сестры по профилактике нарушений зрения у школьников. Цели исследования: - выявление факторов, отрицательно влияющих на зрение школьника - оценка знаний школьников о профилактике нарушений зрения - обоснование роли школьной медицинской сестры в профилактике нарушений зрения у детей. Предполагаем выявить факторы, отрицательно влияющие на зрение школьника и изменить отношение к выполнению простых правил по соблюдению гигиены зрения и сохранению нормального зрения. Гипотеза исследования: предполагается, что правильная тактика школьной медицинской сестры по профилактике нарушений зрения позволит снизить процент нарушения зрения у школьников. Задачи исследования: 1. Изучить теоретические основы данной проблемы. 2. Совместно с медицинской сестрой школы познакомиться и оценить данные медицинского осмотра школьников с целью выявления детей с нарушением зрения. 3. Провести анкетирование школьников в МОУ СШ №48 для оценки знаний о профилактике нарушения зрения. 4. Обосновать роль школьной медицинской сестры в профилактике нарушения зрения. 5.Разработать рекомендации по профилактики нарушения зрения для школьников и родителей в виде памяток. Методы исследования: 1. Анализ литературных источников и интернет ресурсов; 2. Анализ медицинской карты школьника; 3. Анкетирование школьников; 4. Анализ анкетирования. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1.1. Причины и характеристика нарушений зрения у детей Глаз - это самый подвижный из всех органов человеческого организма. Зрение будет хорошим в том случае, если все части зрительного анализатора - глаз, проводящие пути, корковые центры - будут нормально функционировать. Однако четкость воспринимаемого глазом изображения зависят еще и от состояния оптической систем глаза. Нарушения зрения - это снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способам и, такими как очки или лекарства [2;4]. Наиболее частыми формами нарушений зрения в детском возрасте являются близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие. Близору́кость (также - миопи́я) (от др.-греч. μύω - «щурюсь» и ὄψις - «взгляд, зрение») - это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней [8;17]. Миопия является генетически обусловленным заболеванием, в результате которого форма глазного яблока вытягивается, но так же может быть и приобретенным, когда в период интенсивной зрительной нагрузки ( чтение, игры за компьютером, письмо, просмотр TV и др.) и из-за этого происходит нарушение кровообращения и тем самым происходит изменение в самом глазном яблоке, приводящие к его растяжению (удлинению). В результате такого растяжения ухудшается зрение вдаль, а при более высокой степени - и вблизи. Первые признаки близорукости - это понижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании или надавливании на глазное яблоко. Если вовремя не принять мер, то близорукость прогрессирует, что может привести к серьёзным необратимым изменениям в глазу и значительной потере зрения. И как следствие - к частичной или полной утрате трудоспособности [14;21]. По тяжести заболевания в близорукости выделяют три степени: 1. слабая: до -3 диоптрий; 2. средняя: от - 3,25 до - 6 диоптрий; 3. высокая: свыше - 6 диоптрий. Высокая миопия может достигать весьма значительных величин: -15, -20, -30 D. При слабой и средней степени близорукости, как правило, осуществляется полная или почти полная оптическая коррекция для дали и применяются более слабые (на 1-2 диоптрии) линзы для работы на близком расстоянии. Близорукость может быть врождённой, а может появиться со временем, иногда начинает усиливаться - прогрессировать. При высокой степени близорукости - постоянная коррекция, величина которой для «дали» и для «близи» определяется по переносимости. Если очки недостаточно повышают остроту зрения, рекомендуется контактная коррекция.
Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ 6 1.1. Причины и характеристика нарушений зрения у детей 6 1.2. Профилактика нарушений зрения у детей 10 ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ 18 2.1. Анализ осведомленности школьников о профилактике нарушений зрения 18 2.2. Роль школьной медицинской сестры в профилактике нарушений зрения у детей 23 Заключение 31 Список литературы 34
Список литературы Нормативно-правовые акты 1.Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ [Текст]. (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г.). Одного автора 2.Аветисов, Э.С. Руководство по детской офтальмологии [Текст]. / Э.С. Аветисов, - М: Медицина, 2011. - 496 с. 3. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка: Экспресс-контроль в школе и дома [Текст]. – М., 2013. – 152 с. 4. Бибич, Т.А. Офтальмология: учебник для студентов специальности «Лечебное дело», «Педиатрия» учреждений, обеспечивающих получение высшего образования [Текст]. / Т.А. Бибич, Л.Н. Марченко, А.Ю. Чекина. – 2010. - 554с. 5. Глазные болезни - ООО « Феникс» 2013 [Текст]. / Э. Д. Рубан. 6. Глазные болезни - 2010 [Текст]. / «Лидер М» Л. В. Шильников. 7. Галеева, Н.Л. Развивающие и диагностические задания в курсе общей Биологии [Текст]. М.:Просвещение. 2012. 213 -215 с. 8. Кузнецова В.М. Причины развития близорукости и ее лечение [Текст]. Казань: МЕДпресс-информ, 2010. 98-112 с. 9. Калашникова Е.А. Улучшение зрения [Текст]. – М., 2014. 10. Копаева, В.Г. Глазные болезни [Текст]. / В.Г. Копаева - М.: Медицина, 2010. - 560 с. 11. Нефедовская Л.В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России [Текст]. - М.: Центр развития межсекторальных программ, 2011. 256 с. 12. Маркова, Е.Ю. Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний глазного дна у детей [Текст]. / Е.Ю. Маркова. - Москва. - 2010. - 216с. 13. Нефедовская Л.В. Медико-социальные проблемы нарушения зрения у детей в России [Текст]. - М.: Центр развития межсекторальных программ, 2013. 340 с. 14.Сидоренко, Е.И. Офтальмология [Текст]. / Е.И. Сидоренко - М.:ГЭОТАР- МЕД, 2012. - 408 с. 15.Фомичева Л.В. «Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушениями зрения» [Текст]. 2011. 16.Сапин, М.Р. Анатомия человека [Текст]. / М.Р. Сапин, Г.А. Билич. — М.: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. - 480с. 17. Ястребцева Т.А. Профилактика и лечение приобретенной близорукости у детей [Текст]. Архангельск, 2013. 98 с. Два автора 18. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Охраняем и развиваем зрение [Текст]. 2010 г. 45-61 с. 19. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст]. / Хрипкова, А.Г., Антропова М.В., Просвещение, 2010. 310 с. Более трех авторов 20. Амблиопия [Текст]. - Гончарова С.А., Пантелеев Г.В., Тырловая Е.И. Луганск, 2013. с.27 21. Стукалов С.Е., Фаустов А.С., Попов В.И., Щепетнева М.А., Попова И.В. Клиника различных форм близорукости, лечение и профилактика [Текст]. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 128 с. - ISBN 978-5-222-10942-7. 22. Харрисон, Дж. Биология человека [Текст]. / Дж. Харрисон, Уайнер Дж., Тэннер Дж., Барникот Н., Рейнолдс В. - М.: Мир, 2013. – 602с. 23. Зрительные функции и их коррекция у детей [Текст]. / Под ред. С.Э. Аветисова, Т.П. Кащенко, А.М. Шамшиновой. - М.: Медицина, 2011. - 872 с. Статьи из журнала 24. Белозерова Л. «Компьютер – скрытая угроза?» [Текст]. Народный лекарь. Энциклопедия здоровья - 2012. - № 1. - с. 26 - 27. 25. Митина Е.П. Здоровье сберегающие технологии сегодня и завтра // Начальная школа [Текст]. - 2014. - № 6. -С. 56-58. 26. Рябцова А.А. «А глаз как у орла» // Наука и религия [Текст]. - 2010. - № 1. С. 58-59. 27. Семчук «Хочу видеть!» // Будь здоров! [Текст] - 2010. - № 1. - с. 22 - 26. 28. Тарутта, Е.П. Влияние постоянной дозированной слабомиопической дефокусировки на постнатальный рефрактогенез [Текст] / Е.П. Тарутта, Н.В. Ходжабекян, О.Б.Филинова, Г.В. Кружкова // Вестник офтальмологии [Текст]. 2010.-№ 6. — Том 124. - С. 21-24