Начиная с 2004 года, в России ежегодно проводится Государственная итоговая аттестация (ГИА) для учащихся девятых классов. Изначально она носила экспериментальный характер, но постепенно стала обязательной и, на данный момент, является аналогом Единого государственного экзамена (ЕГЭ), средством контроля уровня знаний учащихся и соответствия образования, получаемого в школе, Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), служит испытанием при приеме в учреждения среднего профессионального образования, получив новое название – основной государственный экзамен. В целях более успешной сдачи учащимися девятых классов ОГЭ по физике и реализации требований ФГОС появляются и совершенствуются разнообразные методики, методы и технологии обучения физике. Одним из таких новейших методов преподавания физики является использование в учебной деятельности ключевых задач, решение которых позволит обучающимся углубить и систематизировать знания, полученные на уроках физики. Метод ключевых задач по физике позволяет учащемуся на примере одной конкретной задачи разобраться в спектре целого класса задач. Решая одну ключевую задачу, школьник совершенствует умения, приобретет навыки решения разнообразных задач по различным темам школьного курса физики.
Введение 3 Глава 1. Использование ключевых задач в процессе обучения физике 5 1.1. Обоснование необходимости использования ключевых задач 5 1.2. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований и специфики изучения физики 8 1.3. Структура заданий ОГЭ по физике 10 1.4. Физическая задача. Классификация физических задач 13 1.5. Понятие ключевой задачи и преимущества ее использования 18 Глава 2. Методика изучения темы «законы сохранения в динамике» на основе ключевых задач 21 2.1. Ключевая задача по теме «Закон сохранения импульса» 21 2.2. Использование ключевой задачи в учебном процессе на примере темы «Закон сохранения импульса» 23 2.3. Ключевая задача по теме «Закон сохранения энергии» 26 2.4. Дальнейшее развитие системы ключевых задач на основе самостоятельной работы учащегося 28 2.5. Разработка заданий контрольной работы по теме «Закон сохранения энергии» 32 2.6. Интересные задачи по темам «Закон сохранения энергии» и «Закон сохранения импульса» 34 Глава 3. Результаты опытно-поисковой работы 42 3.1. Проведение урока по теме «закон сохранения импульса» 42 3.2. Проведение контрольной работы 43 3.3. Результаты контрольной работы 46 Заключение 49 Библиографический список 51
1. Алгоритм решения задач по физике [Электронный ресурс] // Физика. Решаем олимпиадные задачи [сайт]. URL: http://fizika21.my1.ru/ publ/algoritm_ reshenija_ fizicheskikh_zadach/1-1-0-1 (дата обращения: 09.05.2017). 2. Алгоритмы решения задач по физике [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября [сайт]. URL: http://festival. 1september.ru/articles/310656/ (дата обращения: 09.05.2017). 3. Аналитические и методические материалы [Электронный ресурс] // ФИПИ [сайт]. URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (дата обращения 03.04.2017). 4. Антошина Л.Г., Павлов С.В., Скипетрова Л.А. Общая физика. Сборник задач. / Л. Г. Антошина. - М.: Инфра-М, 2008. - 336 с. 5. Бабанова, Е.Н., Истомина, З.А., Бабанов, Ю.А. 600 задач по физике. Учебное пособие для поступающих в вузы / Е.Н. Бабанова, З.А. Истомина, Ю.А. Бабанов. Екатеринбург: ООО «Изд-во УМЦ УПИ», 2003 г., 92 с. 6. Васильева, Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76. 7. Взаимосвязь качественных и количественных задач на уроках физики [Электронный ресурс] // Теория справедливости [сайт]. URL: http://www.physics.uni-altai.ru/home/sculov/club/view.php?id_pub=93 (дата обращения 09.05.2017). 8. Волькенштейн, В.С. Сборник задач по общему курсу физики. – М.: Наука, 1973 г., 464 с. 9. Гайкова, И. И. Физика. Учимся решать задачи. 9 класс. — СПб.: БХВ-Петербург, 2012. — 80 с.: ил 10. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., Гельфгат И.М. Решение ключевых задач по физике для профильной школы. 10-11 классы. – М.: Илекса, 2013 г., 288 с. 11. Генденштейн, Л.Э., Кирик, Л.А., Гельфгат, И.М. Задачи по физике для основной школы с примерами решений. 7-9 классы. – М.: Илекса, 2015 г., 416 с. 12. Гомонова, А. И. Сборник задач по физике с подробными решениями: Учебное пособие – М.: ГИС, 2006. – 235 с. 13. Горбаченко, Г. М., Грушин, В. В., Добродеев, Н. А., Самоварщиков, Ю. В. Сборник задач по механике (для 9 класса ФМЛ) / Под ред. Г.М. Горбаченко, В.В. Грушина. М.: МИФИ, 2006.– 40 с. 14. Громцева, О. И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина, Е.М. Гутник «Физика. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / О.И. Громцева. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект») 15. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996 г., 544 с. 16. Задачи по физике [Электронный ресурс] // Любые работы по начертательной геометрии и инженерной графике [сайт]. URL: http://ing-grafika.ru/1/novosti-obrazovanija/98-fiz.html (дата обращения: 09.05.2017). 17. Каменецкий, С.Е., Орехов, В.П. Методика решения задач по физике в средней школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971г. - 448с. 18. Каменецкий, С.Е., Пурышева, Н.С., Важеевская, Н.Е. Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000 г., 319 с. 19. Капица, П.Л. Научные труды. Наука и современное общество / ред.-сост. П.Е. Рубинин, изд. "Наука", М., 1998 г., стр. 475-495. 20. Кирик, Л. А. Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. Механика, электромагнетизм, строение атома. – 3-е изд., перераб. – М.: ИЛЕКСА, 2014. – 208 с. 21. Кирик, Л.А. Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.– М.: ИЛЕКСА, 2015. – 160 с. 22. Классификация задач по физике [Элеткронный ресурс] // Студенческая библиотека онлайн [сайт]. URL: http://studbooks.net/1276147/pedagogika/ klassifikatsiya_zadach_fizike (дата обращения: 09.05.2017). 23. Лукашик, В. И. Сборник задач по физике. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лукашик, Е. В. Иванова. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 240 с. 24. Марон, А.Е. Контрольные работы по физике: 7, 8, 9 кл.: Кн. Для учителя / А. Е. Марон, Е. А. Марон. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 79 с. 25. Методический подход к формированию алгоритмов решения физических задач [Электронный ресурс] // Инфоурок [сайт]. URL: https://infourok.ru/metodicheskiy_podhod_k_formirovaniyu_algoritmov_resheniya_fizicheskih_zadach-326865.htm (дата обращения: 09.05.2017). 26. Методы решения задач [Электронный ресурс] // Refdb.ru [сайт]. URL: http://refdb.ru/look/1201165.html (дата обращения: 09.05.2017). 27. Мякишев, Г.Я., Буховцев, Б.Б., Сотский, Н.Н. Физика: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2003 г., 336 с. 28. Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы [Электронный ресурс] // Интернет гид по образованию [сайт]. URL: http://www.eduguides.ru/gicods-217-7.html (дата обращения: 09.05.2017). 29. Оспенников, А.А., Оспеннников, Н.А. Виды задач по физике и их разнообразие в традиционных и цифровых учебных пособиях по предмету [Электронный ресурс]// Вестник Томского государственного педагогического университета, 2010 [сайт]. URL: http://mdito. pspu.ru/files/ vestnik/6/05_ v6_ospennikov.pdf (дата обращения: 09.05.2017). 30. Перышкин, А. В. Физика. 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2014. – 319, [1] с.: ил. 31. Перышкин, А.В. Сборник задач по физике 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», « Физика. 9 класс». ФГОС (к новым учебникам) / А.В. Перышкин; сост. Г.А. Лонцова. – 19-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 271, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект») 32. Полицинский, Е.В. Задачи и задания по физике. Методы решения задач и организация деятельности по их решению: учебно-методическое пособие. – Томск: Издательство Томского педагогического университета 2009 – 2010 гг., 483 с. 33. Полицинский, Е.В. Задачи по физике. Руководство к выполнению контрольных работ: учебно-методическое пособие / Е.В. Полицинский. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2014. – 240 с. 34. Пурышева, Н. С. Физика. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ / Н. С. Пурышева – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва: Издательство АСТ, 2016. – 288 с. 35. Решение задач из физики [Электронный ресурс] // Методика обучения физике в средней школе [сайт]. URL: http://fizmet.org/ru/L9.htm (дата обращения: 09.05.2017). 36. Решение экспериментальных задач [Электронный ресурс] // МБОУ "СОШ№3" пгт. Жешарт [сайт]. URL: http://zheschool3.ru /index.php/uzitschool/ kozl/296-resh (дата обращения: 09.05.2017). 37. Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10-11 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006 г., 188 с. 38. Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г., 20 с. 39. Стариченко, Б. Е., Минина, Е.Е. Сборник варьированных заданий по физике для 10-го класса: Книга учащегося. – Екатеринбург: Наука., 1992 г., 40 с. 40. Степанова, Г.Н. Сборник задач по физике: Для 9-11 классов общеобразоват. учреждений / Сост. Г.Н. Степанова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 1997. – 256 с. 41. Стротова, М.Н. Возможная классификация физических задач и их идентификация [Электронный ресурс] // Психология и педагогика, 2008 [сайт]. URL: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/318/image/318-208.pdf (дата обращения: 09.05.2017). 42. Творческие задачи по физике [Электронный ресурс] // Открытый урок. Первое сентября [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/531676/ (дата обращения: 09.05.2017). 43. Тулькибаева, Н. Н., Фридман, Л. М., Драпкин, М. А., Валович, Е. С., Бухарова, Г. Д. Решение задач по физике. Психолого-методический аспект / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, М.А.Драпкина. - Челябинск: Изд-ва ЧГПИ "Факел", ЧВВАИУ и Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995. - 120 с 44. Усова, А. В. Практикум по решению физических задач : учебное пособие для вузов / А. В. Усова, Н. Н. Тулькибаева. - Москва: Просвещение, 2001. 45. Усольцев, А.П., Курочкин, А.И. Концепция развивающего обучения при построении системы задач как средство решения современных образовательных проблем // Педагогическое образование в России, 2013 г., № 6, с. 248-251. 46. Физика [Электронный ресурс] // Решу ОГЭ: образовательный портал для подготовки к экзаменам [сайт]. URL: https://phys-oge.sdamgia.ru (дата обращения: 02.05.2017). 47. Формирование умений учащихся решать физические задачи: эвристический подход [Электронный ресурс] // Библиофонд [сайт]. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=17220 (дата обращения: 09.05.2017). 48. Ханнанов, Н. К. ОГЭ 2017. Физика: сборник заданий: 9 класс / Н. К. Ханнанов. – Москва: Эксмо, 2016. – 352 с.: ил. – (ОГЭ. Сборник заданий). 49. Чертов, А.Г., Воробьев, А.А. Задачник по физике: Учеб. пособие для втузов. – М.: Издательство Физико-математической литературы, 2007 г., 640 с. 50. Шаскольская, М. П., Эльцин, И. А. Сборник избранных задач по физике. 5-е изд. перераб. – М.: Наука, 1986. - 208с.