ВВЕДЕНИЕ Россия – страна с огромной территорией, разнообразными экономическими, географическими и социальными условиями жизни населения, находящаяся в поиске эффективных моделей управления. Проблемы развития экономики регионов становятся первостепенными в формировании эффективного социально-экономического комплекса России. Реформирование системы государственного управления является одним из важных факторов ускорения социально-экономического развития страны. Сегодня наблюдается повышенный интерес исследователей не только собственно к проблемам федеративного устройства как такового, но и к проблемам построения системы государственной власти в субъектах Российской Федерации. Децентрализация власти путем закрепления за субъектами Российской Федерации возможно большего числа полномочий в сфере совместного ведения, а также усиление влияния населения на принятие решений федеральными органами государственной власти должна способствовать повышению эффективности взаимодействия органов государственной власти Федерации и ее субъектов, стабильному развитию Российского государства и укреплению его единства. Каждый регион должен иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни населения, развития экономики своей территории. Целью выполнения данной курсовой работы является изучение региональной власти, для реализации которой были поставлены следующие задачи: - изучение структуры региональной власти; - рассмотрение деятельности исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации; - рассмотрение разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, в том числе в сфере экономики. 1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА 1.1 Необходимость и особенности организации региональной власти В современном обществе с развитием рыночных отношений, предполагающих укрепление вертикали власти, развитие федерализма, регион становиться одним из важнейших аспектов управления в национальной системе. Понятие "регион" довольно универсально. Первоначально и по настоящее время его чаще всего рассматривают как синоним понятия "район", имея в виду территорию, выделенную по совокупности каких-либо составляющих ее взаимосвязанных признаков или явлений. В последнее время все чаще под регионами понимают края, области республики в составе Российской Федерации. Это объясняется тем, что данные административные единицы представляют собой относительно обособленные территориальные и социально-экономические народнохозяйственные комплексы, включающие систему городов и административных районов, каждый из которых, характеризуется многоотраслевым хозяйством со сложной системой устройства внутренних и межрегиональных связей. К тому же они обладают единством государственного руководства. Так, авторы учебника «Региональная экономика и управление» полагают, что «регион – это территория в административных границах субъекта Российской Федерации, характеризующееся комплексностью, целостностью, спецификой и управляемостью» . Федеративный характер Российского государства предполагает, что государственная власть в нем осуществляют как федеральные, так и органы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И ЕЕ СТРУКТУРА 5
1.1 Необходимость и особенности организации региональной власти 5
1.2 Исполнительная власть субъектов Российской Федерации 11
1.3 Законодательная власть субъектов Российской Федерации 17
2 РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ 25
2.1 Общие подходы к проблеме разграничения компетенции 25
1.2 Полномочия региональной власти 31
1.3 Разграничение полномочий в сфере экономики 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные источники
1.Конституция (основной закон) РФ. Официальный текст по состоянию на 1 апреля 1999 года. М.: ООО Фирма "Издательство АСТ", 2000. - 64 с.
2.Бюджетный кодекс РФ// Консультант Плюс[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система.-М.: АО Консультант Плюс.
3.Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I
"О недрах" (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система.-) М.: АО Консультант Плюс.
4.Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ //Собрание законодательства РФ, 1999, № 42, ст. 5005). ( в ред.от 22 июля 2008 г. Правовая база данных КонсультантПлюс)
5.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004//Собрание законодательства РФ.-2004.-№35.-Ст.3607
6. Федеральный закон от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"// Консультант Плюс[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система.М.: АО Консультант Плюс.
7. Федеральный закон О разграничении государственной собственности на землю"// Консультант Плюс[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система. М.: АО Консультант Плюс.
8.Устав - Основной Закон города Москвы // Консультант Плюс[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система. М.: АО Консультант Плюс.
Учебники
9.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.-М.:Норма, -2009.-816с
10.Бустина И.М. Политическая регионалистика.-М.:Росспэн, 2006.-278с.
11.Ларина Н.И.Государственной регулирование регионального развития: мир, Россия, Сибирь.-Новосибирск.-20005.-511с.
12. Региональная экономика и управление: учеб.пособие/А.А. Воронина, Л.Н.Лисовцева, Б.Г.Преображенский и др.-Воронеж.-2004.-207с.
13. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление.-М.:ИНФРА-М-2006.-415с.
Статьи из периодических изданий 4.
14. Краснова О.И. Законодательное регулирование разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации: состояние, проблемы и перспективы совершенствования//Государство и право.-2008.-№12.-С.48-59.
15. Баргондия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий//Социально-политический журнал. 1996 г. №4, стр. 56-67.
16.Казанцев С.В. Развитие межбюджетных отношений в проектировании бюджетной политики на 2008-2010гг. //Регион.Экономика.Социология.-2007.-№4.-С.92-102.
17. Коломак Е.А. Федерализм и экономические реформы в России//Регион.Экономика.Социология.-2008.-№4.-С.33-43.
18. Крымов В.Б.Социально-экономическое развитие Московской области//Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика.-2008.-№8.-С.7-14.