1 Экономическая сущность и функции прибыли. Понятие и показатели рентабельности организации
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который осуществляет производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода). На всех предприятиях основным обобщающим показателем финансовых результатов и хозяйственной деятельности является прибыль (доход).
Прибыль предприятия это превышение доходов от его деятельности над суммой расходов; она представляет собой единую форму его собственных накоплений. Налог на добавленную стоимость и акцизный сбор, которые поступают в составе выручки от реализации продукции предприятий, представляют собой формы централизованных накоплений, в полной сумме поступают в распоряжение государства, формируя значительную долю прибыльной части государственного бюджета.
В отличие от НДС и акцизного сбора, прибыль, которую получают предприятия в сфере производства товаров и услуг, хотя она также является одним из главных источников формирования централизованных финансовых ресурсов государства, в значительной своей части используется теми предприятиями, которые ее получили, на увеличение производства, реконструкцию и техническое перевооружение их основных средств, усовершенствование технологии, материальное поощрение трудящихся социальное развитие коллективов.
Прибылью считается сумма валовых доходов, т.е. по сути доходов от всех видов деятельности, скорректированная определенным образом для целей налогообложения, уменьшенная на сумму валовых расходов предприятия и на стоимость износа (амортизации) основных средств и нематериальных активов. Анали состава валовых доходов и валовых расходов свидетельствует о том, что прибыль как объект налогообложения представляет собой довольно условную величину, которая отображает соотношение между доходами и расходами предприятия за определенный, законодательно установленный период налогообложения.
Главная ее особенность заключается в том, что она непосредственно не зависит от себестоимости продукции, от разности между выручкой от реализации продукции и расходами на производство этой продукции. Прибыль как объект налогообложения определяется по данным специального налогового учета, который не совпадает с бухгалтерским учетом прибыли.
Прибыль в классическом понимании представляет собой разность между ценой товара и затратами на производство товара - его себестоимостью. Именно такое понимание прибыли заложено во всех законодательных актах.
Прибыль синтезирует в себе все важнейшие стороны работы предприятия. Чтобы прибыль предприятия росла, оно должно:
- наращивать объемы производства и реализации товаров, работ, услуг;
- расширять, ориентируясь на рынок, ассортимент и качество продукции;
-внедрять мероприятия по повышению производительности работы своих работников;
- уменьшать расходы на производство (реализацию) цродукции (т.е. ее себестоимость);
- с максимальной отдачей использовать потенциал, который имеется в его распоряжении, в том числе финансовые ресурсы;
- со знанием дела вести ценовую политику, так как на рынке действуют преимущественно свободные (договорные) цены;
- грамотно строить договорные отношения с поставщиками и покупателями;
- уметь наиболее целесообразно размещать (вкладывать) полученную раньше прибыль с точки зрения достижения оптимального эффекта.
Не тяжело заметить, что последние три из названных выше направлений в значительной мере зависят от добросовестности и квалификации экономистов, которые причастны к финансовой работе предприятия. Так, на стадии заключения соглашений с покупателями очень важно договориться об оптимальных ценах на товары и услуги, сроки пересмотра цен в связи с инфляционными процессами в экономике. В договоре должны быть четко определены предостережения относительно порядка исчисления размеров потерь (ущерба), которые являются следствием нарушений зафиксированных в нем обязательств сторон, а также относительно порядка возмещения этих потерь.
В директивно-плановой экономике все эти вопросы для предприятий не имели существенного значения, поскольку они практически не были заинтересованы в увеличении прибыли. Они не распоряжались ею. В рыночных же условиях после уплаты налогов в государственный бюджет и других обязательных отчислений вся прибыль, которая остается, поступает в полное распоряжение владельцев или трудовых коллективов предприятий.
Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.
Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточны не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
1 Экономическая сущность и функции прибыли. Понятие и показатели рентабельности организации 3
2. Виды прибыли. Порядок формирования балансовой и чистой прибыли организации 5
3. Маржинальная прибыль и эффект производственного рычага: понятия, порядок определения 11
4. Распределение и использование прибыли организации 14
Задание 14
***Используя бухгалтерскую (финансовую) отчетность коммерческой организации за отчетный год, проанализировать ее финансовую ликвидность. Для этого:
сгруппировать активы баланса в 4 группы по мере убывания их ликвидности и пассивы баланса в 4 группы по мере нарастания сроков их погашения;
сравнить между собой величину соответствующих групп активов и пассивов;
оценить результаты проведенного анализа.
Список использованной литературы 24
Приложение А - бухгалтерский организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. К.: Ника Центр, 2002.- 592 с.
2.Бушмелева Н.В. Сближение с МСФО: совершенствование российских правил бухгалтерского учета Международный бухгалтерский учет. 2007. - № 12
3.Годовой отчет - 2007 /Под общей ред. В.И. Мещерякова. - Бератор, 2007 г.
4.Ермолович П.М. Анализ хозяйственной деятельности. Харьков:2001.-231с
5.Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: «Бухгалтерский учет», 1998.
6.Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина РФ от 21 января 2006 г. N 5н) (с изменениями от 11 ноября 2006 г.)
7.Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2002, 453с.
8.Кононенко О. Анализ финансовой отчетности.-2-е издание, дополн. и перераб.- Х.:Фактор, 2005.- 148 с.
9.Международные стандарты финансовой отчетности /Финансовая газета. 2007. - № 12
10.Миддитон Д. Бухгалтерский учет и принятие финансовых решений. - М.:Аудит, ЮНИТИ, 2002.-352с.
11.Моляков Д.С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 172 с.
12.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. от 30 декабря 2007 г.)
13.Никольская Ю.П., Спиридонов П.А. Анализ изменений в бухгалтерском учете и бхгалтерской финансовой отчетности Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2007. - № 1
15.Отчетность по МСФО: состав, структура, требования к раскрытию информации / Департамент методологии, стандартизации и управления качеством аудиторско-консалтинговой фирмы "ЦБА" Новая бухгалтерия. 2007. - выпуск 2
16.Патров З.В., Ковалёв В.В. Как читать баланс. -М.: Финансы и статистика, 2001.- 128 с.
17.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина РФ от 6июля 1999 г. №43н) (с изменениями от 18 сентября 2007 г.)
18.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н) (с изм. от 30 декабря 1999 г.)
19.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н) (с изм. от 18 сентября 2007 г.)
20.Приказ Минфина РФ от 12 декабря 2006 г. N 147н "О внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01"
21.Приказ Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (с изм. и доп. от 18 сентября 2007 г.)
22.Справочник финансиста предприятия. М.: Финансы и статистика, 2000.- 338 с.
23.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА М, 2002-454с.