(Нет отзывов)
26 страниц
2019-05-24

Административно-процессуальное право в России. Задача.

В наличии
936 ₽

Вступление
Административно-процессуальное право переживает сейчас, по нашему мнению, период своего становления как самостоятельной отрасли правовой системы Украины. Причем становление это происходит довольно бурно: законодателем принимается все больше нормативно-правовых актов, как целиком состоящих из административно-процессуальных норм, так и содержащих последние наряду с материальными административно-правовыми нормами; на основе проекта концепции реформы административного права разрабатываются многочисленные проекты Административно-процессуального и Административно-процедурного кодексов Украины, увеличивается число ученых - сторонников существования автономной отрасли административно-процессуального права, и как следствие, появляются все новые исследования в этой сфере.
Жизненная необходимость разработки и принятия административно-процессуальных норм продиктована двумя важнейшими обстоятельствами, с одной стороны, потребностью максимального обеспечения прав и свобод человека в сфере государственного управления и защиты его от произвола государственной администрации, а с другой - потребностью в упорядочении, четкой регламентации и повышении эффективности деятельности аппарата государственного управления. Таким образом, значительное увеличение количества административно-процессуальных норм, постоянная работа над их качеством и эффективостью, своеобразие регулируемых ими общественных отношений ставит вопрос об обосновании относительной автономии административно-процессуального права, выработке его понятия и очерчивании предмета.
Основными критериями для выделения самостоятельной отрасли права являются предмет и метод правового регулирования.
Наиболее разработанной проблема предмета административно-процессуального права выступает в работах виднейшего ученого, основоположника административно-процессуального права В.Д. Сорокина. При определении круга общественных отношений, входящих в предмет административно-процессуального права, следует учитывать следующее. В деятельности органов государственного управления постоянно и непрерывно возникают управленческие дела, которые требуют своего разрешения, в свою очередь, граждане, их объединения, организации, предприятия и учреждения также испытывают постоянную необходимость обращаться в органы государственного управления за разрешением таких дел (регистрация, лицензирование, выдача различных разрешений, справок). Для того, чтобы правильно решить то или иное административное дело, необходимо реализовать соответствующую норму материального административного права, т.е. применить предписания, которые она содержит к данному конкретному индивидуальному делу. Большинство материальных административно-правовых норм не могут быть реализованы произвольно, а лишь в определенном порядке, который и регулируется административно-процессуальным правом.
При таком подходе, к сфере регулирования административно-процессуального права в равной степени относится решение дел "позитивного" характера (выдача лицензии, регистрация субъекта предпринимательской деятельности) и разрешение индивидуальных дел, носящих спорный характер, т.е. дел "негативного" плана (рассмотрение жалоб, рассмотрение дел об административных правонарушениях). Кроме того, материальные нормы многих отраслей права воплощаются в жизнь через административно-процессуальное право (трудовое, земельное, финансовое и др.). Ввиду того, что трудовые, земельные, финансовые и другие права и обязанности участников управленческих отношений составляют содержание индивидуальных дел, имеющих управленческую форму внешнего проявления, указанные дела рассматриваются в порядке административного процесса. Следовательно, сущность правоприменительной деятельности органов государственного управления является неизменно административно-процессуальной независимо от того, к какой отрасли права принадлежат реализуемые материальные нормы. При очерчивании предмета административно процессуального права, нам представляется необходимым также включить в него отношения, складывающиеся при осуществлении правотворческой деятельности органами государственного управления. Итак, предмет административно процессуального права может быть определен следующим образом это общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных управленческих дел органами исполнительной власти, а в предусмотренных законодательством случаях и другими, уполномоченными на то органами, а также общественные отношения, возникающие при осуществлении административного правотворчества.
Административно-процессуальное право использует императивный метод регулирования общественных отношений. Наиболее выраженным является такой элемент этого метода, как предписание, которое, прежде всего, обращено к субъектам государственного управления.
Понимание предмета и метода рассматриваемой отрасли, дает возможность определить ее так: административно - процессуальное право представляет собой систему правовых норм, регулирующую общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении и разрешении индивидуальных административных дел, а также возникающие при осуществлении административного правотворчества.









1. Предмет административно-процессуального права.
Существование единого предмета правового регулирования и обусловленного им единого метода правового регулирования, естественно, требует иного подхода и к проблеме определения оснований деления российского права на отрасли, поскольку традиционная схема, основанная на признании наличия у каждой отрасли своего предмета и метода не дает ясного ответа на вопрос об особенностях отраслевого метода, о чем уже говорилось в предыдущей главе.
Единый предмет правового регулирования как социальная система складывается из элементов, представляющих собой предметы отраслевого регулирования. Их существование есть объективная реальность, порожденная потребностями социально-правовой среды, в которой складываются группы общественных отношений нуждающиеся в регулировании соответствующей группой норм, входящих в систему российского права.
Зарождение и постепенная консолидация тех или иных общественных отношений в системе социально-правовой среды, т.е. единого предмета правового регулирования процесс, который, во-первых, охватывает не одну какую-то группу, а, логичнее предположить, некоторое число таких групп, возникающих и развивающихся в силу общественной необходимости в данный период времени; во-вторых, формирование этих групп, естественно, происходит с разной интенсивностью, вследствие чего в каждый данный период они находятся на разных уровнях своего развития и консолидации, что соответствующим образом отражается и на формировании адекватной группы правовых норм, регулирующих эти общественные отношения.
Таким образом, как представляется, постепенный процесс формирования отраслевых предметов правового регулирования или, иначе говоря, формирования новых групп общественных отношений в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах государственной жизни, которые, как уже отмечалось, выступают в качестве реально развивающихся элементов социально-правовой среды.
Поэтому существование предмета регулирования каждой отрасли российского права не вызывает ни малейших сомнений с той, однако, оговоркой, что каждый предмет отраслевого регулирования это, как говорится, не самоцель, не изолированное самодостаточное явление, каким он фактически предстает в существующей общетеоретической концепции, а при всей его несомненной значимости это органическая часть более высокой системы, а именно: единого предмета правового регулирования для всей системы российского права.
Следовательно, первым критерием выделения отрасли российского права является предмет регулирования, т.е. наличие соответствующей, отличающейся от иных, группы общественных отношений, сложившихся в социально-правовой среде.
Конечно, одной констатации существования предмета регулирования как такового явно недостаточно для полноты картины, ибо группа общественных отношений, выступающая в роли своего рода «потребителя» правового регулирования, как его предмет, должна, с моей точки зрения, отвечать ряду требований.
Во-первых, эта группа отношений должна сформироваться в процессе эволюционного развития как достаточно ясно обособленная группа отношений, обладающая своеобразной качественной характеристикой. Если такая характеристика не просматривается, то в данном случае речь может идти о группе норм, которая вполне может выступить как предмет правового института, формирующегося в «недрах» какой-либо отрасли, уже реально существующей в системе российского права.
Значит качественная характеристика группы отношений, о которой идет речь, должна обнаруживать свойства, не «умещающиеся» в предметы уже существующих отраслей. Поэтому возникает потребность в выработке правил, специально предназначенных для регулирования именно этой специфической группы общественных связей и явлений социально-правовой среды.
Во-вторых, формирование интересующей нас группы отношений, помимо обретения и упрочения своей качественной характеристики, неизбежно, с моей точки зрения, претерпевает процесс соответствующего структурного развития, иначе говоря, процесс формирования самой структуры этой группы отношений социально-правовой среды. Процесс структурного формирования, надо полагать, явление достаточно длительное, в ходе которого данные отношения приобретают дополнительные оттенки, новые свойства, приводящие к определенной дифференциации и одновременному объединению новых видов отношений, относящихся к данной видовой группе. Словом, быстро ли, медленно ли по социальным меркам, но идет безостановочное развитие названной группы отношений. Процесс этот может определенным образом ускоряться, особенно в период преобразований общественно-экономического строя, коренных изменений в экономике, политической системе и т.д.

Задание 1. Изучите рекомендованную литературу и дайте определение понятию «предмет административно-процессуального права». Назовите и раскройте содержание его основных составных частей.

Задание 2. В соответствии с установленными законодательством требованиями, по произвольной фабуле от имени должностного лица, уполномоченного в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении составьте протокол о доставлении.

Задание 3. Назовите основные этапы государственной службы Российской Федерации и раскройте их содержание.
Укажите последовательность процедуры аттестации сотрудников органов внутренних дел. Приведите примерный текст аттестации с соответствующим выводом.

Задача. 01 марта 2004 г. 18 час. 30 мин. ППС ОВД «Бирюлево-Восточное» г. Москвы при патрулировании улиц р-на Бирюлево-Восточное застали Трошина Ю.С. за распитием спиртных напитков во дворе дома №11 по Липецкой улице.
Дайте юридический анализ ситуации, предложите последовательность действий должностных лиц при рассмотрении данного дела. Каково должно быть административное наказание? Кто может наложить данное наказание?

Список использованной литературы
1. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 № 58-ФЗ (ред. от 11.12.2003) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003, № 22, ст. 2063; 2004, № 46 (часть 1), ст. 4437
2. Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 № 1038 (ред. от 08.04.2005) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000, № 17; 2002, № 11; 2005, № 21
3. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. - СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002
4. Приказ МВД РФ № 467 - 1992 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников системы МВД».
5. Административное право: Учебник / Под ред. Л,Л. Попова. М.: Юристь, 2002. с.215 221, 442 473.
6. Административно-процессуальное право: курс лекций./Под ред. докт. юрид. наук И.Ш. Килясханова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. 399 с.
7. Кмментарий к кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 3-е изд. Перераб. И доп. Под редакцией И.И. Веремеенко, издательсво Просепкт, 2003. 944с.
8. Концепции развития российского законодательства. М., 1998. С. 65.
9. Студеникина М. С. Процессуальные формы осуществления правосудия по административным делам // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства. По материалам научно-практической конференции. М., 2001.
10. Салищева Н. Г. Проблемы административного судопроизводства // Судебная реформа в России: проблемы совершенствования процессуального законодательства. По материалам научно-практической конференции. М., 2001. С. 159-160.
11. Подробнее об этом см.: Тихомиров Ю. А., Талапина Э. В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 3-13.

Список контрольных работ по предмету административное право