Введение
В последнее время широкое распространение получают оффшорные зоны. Интерес к развитию данной темы проявляют такие известные всемирные организации как Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Содействия и Развития. Также этой проблеме уделяют необходимое внимание специализированные подразделения Организации Объединенных Наций, Европейского союза и отдельных стран.
Актуальность данной темы определяется влиянием оффшорных зон и компаний, функционирующих в них, на перераспределение финансовых ресурсов, которое связанно с притоком или оттоком капитала, что оказывает косвенно воздействие на экономику отдельных стран и на мировую экономику в целом. По некоторым подсчетам в оффшорных зонах в мире находится 5 триллионов долларов, на долю России, по предположениям экспертов, приходится от 500 до 700 миллиардов долларов США.
Интерес к этой теме весьма оправдан, так как в оффшорных зонах концентрируются огромные объемы финансовых ресурсов, которые образуются как легальным способом, так и нелегальным. Наглядным примером являются Каймановы острова, которые считаются пятым финансовым центом в мире, после Лондона, Нью-Йорка, Токио и Гонконга. Количество фирм, зарегистрированных на этих островах, намного больше числа жителей, а объем аккумулированных капиталов превышает 500 млрд. долларов .
Поток капиталов через оффшорные финансовые центры постоянно растет. По последним данным Банка международных расчетов (BIS), во втором квартале этого года общая сумма «требований» (размещенных средств) банков, отчитывающихся перед БМР в оффшорных центрах, составила $1.8 трлн. долларов. Это в два раза выше, чем в 1990 году. Самое важное, что доля таких требований в общем платежном потоке составила уже 12% и постоянно увеличивается. Каждый пятый доллар, приходящий в оффшорные центры, поступает из банков США.
Именно правительства индустриальных государств создали оффшорный бизнес. В 60-70-е годы они вводили многочисленные ограничения на движение капиталов и наращивали налоговое бремя.
На сегодняшний день в мире существует более 60 стран, законодательство которых предусматривают налоговые льготы для оффшорных компаний. К числу самых известных относятся: Панама, Гибралтар, Кипр, Ирландия, Лихтенштейн Багамские и Сейшельские острова, остров Мэн, Британские Виргинские острова, американские штаты, Делавэр и Невада.
Тревогу забили международные организации, которые занимаются мониторингом состояния мировых финансов. В 2001 году проблемой занялся МВФ, в котором начали с разработки программы обследований оффшорных центров. Она еще не завершена. Но все, что требуется МВФ, информация. Само же существование оффшорных зон под вопрос не ставится.
Очевидно, оффшоры будут пытаться отстаивать свои преимущества и попробуют приспособиться к новым правилам и ограничениям, которые вводятся по инициативе развитх стран. Есть явная тенденция снижения налогового бремени в странах, которые оффшорами хотя и не являются, но стремятся повысить свою привлекательность для внутренних и иностранных инвесторов, чтобы составить какую-то конкуренцию оффшорам. Это происходит в Ирландии и в какой-то мере в России.
Глава 1. Теоретические основы развития оффшорных зон и оффшорного бизнеса
1.1 Оффшорные юрисдикции: понятие и происхождение
Термин "оффшор" впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 50-х гг. и обозначал финансовую организацию, избежавшую правительственного контроля путем географической избирательности. Т.е., компания территориально переместила деятельность, которую правительство США должно было регулировать и контролировать, за пределы возможной досягаемости налоговых органов .
В русский язык термин "оффшор" пришёл из английского языка, где "off-shore" буквально означает "вне берега", "в открытом море", "изолированный". В современной экономической литературе этим термином обозначают одну из разновидностей специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности.
Итак, оффшорная зона - это независимое государство или территория другого государства с некоторой степенью автономии, чьё законодательство позволяет существование юридического лица со значительными налоговыми льготами .
Льготы чаще всего заключаются в полном отсутствии налогов при выполнении определённых условий. В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 10% от чистой прибыли, т.е. в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25-50%, в США, для обыкновенных корпораций, 15-39%).
Страна регистрации взимает плату за регистрацию и фиксированную ежегодную пошлину, как правило, небольшую. Также необходимо платить гонорар местной администрирующей компании за надлежащее оформление регистрации, предоставление юридического адреса, выполнение обязанностей официального агента.
Кроме того, к настоящему времени оффшор превратился в одни из самых известных и эффективных методов налогового планирования. Основой этого метода являются законодательства многих стран, частично или полностью освобождающие о налогообложения компании, принадлежащие иностранным лицам.
1.2 Роль оффшорных компаний в международной практике
Оффшорные зоны дают использующим их компаниям следующие преимущества: налоговые льготы, значительную свободу при ведении бухгалтерской отчетности, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций. При этом внутренний рынок ссудных капиталов зоны изолируется от счетов резидентов. Дело в том, что классический вариант оффшора предполагает хозяйственную и финансовую деятельность в оффшорной зоне только нерезидентов.
Оффшорная компания это компания, которая не ведет хозяйственной деятельности в стране своей регистрации, а владельцы этих компаний - нерезиденты этих стран .
Оффшорная компания - предпринимательское товарищество, эквивалентом которого является общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество. Однако, в отличие от местных предпринимательских товариществ, оффшорная компания полностью освобождена от уплаты налогов или платит низкие налоги в стране регистрации, при условии, что она не извлекает доходов в этой стране, а владельцы и директора не являются резидентами этой страны.
Образуя оффшорную компанию, предприниматель может значительно и совершенно законно уменьшить сумму налоговых выплат его местной фирмы. В результате взаимодействия местной фирмы и оффшорной компании можно практически ликвидировать выплаты по налогу на прибыль и существенно уменьшить выплаты по социальному и подоходному налогам.
Оффшорные компании также широко используются для хранения личных сбережений. Это позволяет гражданам стран с нестабильной экономикой держать средства в надёжных зарубежных банках, не нарушая при этом законов собственной страны.
Введение.3
Глава 1. Теоретические основы развития оффшорных зон и оффшорного бизнеса
1.1 Оффшорные юрисдикции: понятие и происхождение5
1.2 Роль оффшорных компаний в международной практике...6
Глава 2. Значение оффшорных компаний в международной экономической практике
2.1 Международные торговые компании - импорт/экспорт..10
2.2 Международные инвестиции...11
2.3 Котирование на фондовом рынке...11
2.4 Владение недвижимостью12
2.5 Интеллектуальная собственность, лецензирование и
франчаизинг13
2.6 Самофинансирование13
2.7 Транспортные компании..14
2.8 Компании персональных услуг14
2.9 Компании трудоустройства..15
2.10 Лизинг..16
2.11 Освобождение от уплаты таможенных пошлин при вкладе в уставной капитал совместного предприятия.16
2.12 Перестрахование..17
Глава 3. Перспективы развития и проблемы контроля оффшорного бизнеса в России
3.1 Основные тенденции развития оффшорного бизнеса в России...19
Заключение...25
Список использованной литературы..27
1. Абубекеров Э., Стэнли Р. Энциклопедия оффшорного бизнеса 1996. Практическое руководство. 1995.
2. Апель А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах. С-П., 2002.
3. Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М., 2001.
4. Болотёнкова О.Н. Финансово-промышленные группы: их место и роль в мировой экономике. М., 2001.
5. Горбунов А.Р. Оффорный бизнес и управление компаниями за рубежом. М., 1997.
6. Горбунов А.Р. Налоговое планирование и создание компаний за рубежом. М., 1999.
7. Грузенкин В.В. Особенности правовой стратегии и тактики в деятельности иностранных, в том числе оффшорных, компаний и групп компаний с иностранным участием в России/ Книга 1 - М., 2002.
8. Грузенкин В.В. Пракические рекомендации по законному использованию оффшорных компаний в Российской Федерации. Б., 1999.
9. Грязнова А. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями. Учебное пособие М., 2004г.
10. Денберг Р.Л. Международное налогообложение: краткий курс. М., 1997
11. Джон Пеппер Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. М., 1998.
12. Джон Пеппер Антиоффшор. Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования/Часть2. М., 2002.
13. Евтеева М.С. Международные двусторонние инвестиционные соглашения. М., 2002.
14. Ерицян А.В., Азарян Р.Г. Использование оффшоров в налоговом планировании. М., 2003.
15. Забелин В.Г. Фрахтовые операции во внешней торговле. М., 2000.
16. Кабир Л.С. Организация оффшорного бизнеса. М., 2002.
17. Кнапп Р. Счёт за границей. М., 1998.
18. Корнеева Е. Оффшорный мир. Взгляд изнутри/Справочник. М., 2001.
19. Курысь Н.В. Иностранные инвестиции. Российская история. СПб, 2003.
20. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги/ Перевод с англ., К., 1994.
21. НПК ВЕСТА Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. М., 1995.
22. НПК ВЕСТА Энциклопедия оффшорного бизнеса. М., 2000.
23. Оффшорные зоны и трастовое законодательство/Справочник. 1996.
24. Серёгин В.П. Иностранные инвестиции в России на пороге XXI века. М., 2000.
25. Ушаков Д.Л. Оффшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. М., 1999.
26. Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М., 2002.
27. Чернявский С.П. Международный оффшорный бизнес и банки. М., 2002.
Шамбост Э. Энциклопедия оффшорных зон. М., 2000.