«Экзистенция» и есть постоянно жиdой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе «Критика диалектического разума» Сартр формулирует этот принцип как принцип «несводимости бытия к знанию». Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства «проектирующего я». В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как «ничто». По мысли Сартра, «...человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека» и тем самым «человек осужден на свободу». Но тогда основой подлинности (аутентичности) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: «История любой жизни есть история поражения». Появляется мотив абсурдности существования: «Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем». Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.
1. Категория бытия в философии
2. Периоды в трактовке бытия
3. Бытие человека и бытие мира
Список литературы
1. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1994;
2. Мир философии. ч. 1. М., 1991;
3. Сартр Ж. Экзистенциализм это гуманизм. М., 1991;
4. Современная западная философия. Словарь. М., 1993;
5. Сумерки богов. Сборник. М., 1989;
6. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987;
7. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.