Главное — не выплеснуть вместе с водой и ребенка и из-за сложных, но все-таки узкорегиональных проблем Калининграда не отказаться от идеи СЭЗ как таковой. Сейчас к ситуации в Калининграде относятся более чем серьезно — вплоть до того, что 26 июля 2001 года на заседании Совета безопасности, посвященном перспективам развития Калининградской области, было принято решение ввести в Северо-Западном федеральном округе дополнительный пост заместителя полпреда, который будет работать непосредственно на проблемной территории. Считается, что это позволит более эффективно координировать работу разных министерств и ведомств в округе, а главное — установить четкий контроль за исполнением принимаемых решений. Принесет ли это решение серьезные перемены в области — покажет только время, причем уже совсем скоро. Но от налоговых новаций пострадает не только Калининград. Последние изменения в исчислении и распределении налога на прибыль неизбежно коснутся всех свободных экономических зон. Согласно ныне действующему закону ставка налога на прибыль составляет 35% и распределяется следующим образом: 19% — в бюджет субъекта Федерации, где предприятие зарегистрировано, 11% — в федеральный бюджет, 5% — в местный. При этом множество категорий налогоплательщиков освобождаются от уплаты налога. Кроме того, региональные и муниципальные органы имеют право давать любые льготы по уплате своей части этого налога любому предприятию, зарегистрированному на их территории. В результате власти целого ряда регионов фактически освобождают «своих» налогоплательщиков от своей части налога на прибыль — на этом, собственно, и строится эффективная деятельность офшоров. Калмыкия, например, сократила свою долю налога до 2%, кто-то пошел еще дальше. По некоторым оценкам, общий объем региональной льготы превышает 100 млрд. рублей в год. Калмыкия в смысле налоговых освобождений — вообще уникальный регион. Там с 1995 года действует система, при которой все местные налоги для нерезидентов заменены ежеквартальными фиксированными платежами в Агентство развития и сотрудничества. Несколько тысяч нерезидентов приносят в казну около 10 млн. долларов в год. Однако из Центра такой порядок может показаться (и, как все чаще поговаривают, уже кажется) опасным для финансовой системы государства в целом и регионов страны в частности. С другой стороны, зона свободного налогообложения в Калмыкии абсолютно законна, что и подтвердила недавно закончившаяся проверка республики Счетной палатой. Так что пока Калмыкия являет собой удачный пример того, как, используя режим особой экономической зоны, удалось добиться процветания в отдельно взятой республике. Но скоро с этим будет покончено. Соответственно принятой Госдумой во втором чтении главе Налогового кодекса РФ «О налоге на прибыль» его ставка снижается с 35% до 24%, из которых в региональный бюджет уходит 14,5%, в федеральный — 7,5%, в местный — 2%. При этом для регионов вводится ограничение: льготы они могут давать не более 4%. Таким образом, привлекательность внутренних офшоров значительно уменьшается, и регионы типа уже упоминавшейся Калмыкии от налоговых преобразований только проиграют.
Введение 3
Глава1.Общая характеристика СЭЗ 5
1.1. Понятие «свободная экономическая зона 5
1.2. Разновидности свободных экономических зон 7
1.3. Принципы создания и функционирования СЭЗ 11
1.4. Требования к созданию СЭЗ. Этапы создания 18
Глава 2. Функционирование СЭЗ в Российской Федерации 32
2.1. История организации СЭЗ в России 32
2.2. Современное положение СЭЗ в России: актуальные проблемы 36
Заключение 42
Список литературы: 43
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.:Маркетинг, 2001.- 410 с.
2. Носков И.Ю. Свободные экономические зоны в России: Возможности и реальность // Экономика и жизнь. - 2005. - N 24. - С.12, прил.
3. Организация свободных экономических зон (СЭЗ) в Российской Федерации: Анализ политико-правовой базы и возможных перспектив // Информ.-аналит. материалы / Центр. банк РФ. НИИ. - М., 2006. - Вып.3. - С.5-94.
4. Орешкин В.А. О зонах с преференциальным режимом на территории России // Бюл. иностр. коммер. информ. - М., 2006. - N 26. - С.1-4.
5. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. - М.: Юристъ, 2003. - 495 с. - (Сер. Practica). - Библиогр.: с.477-494
6. Фаминский И. Оффшорные зоны и проблемы бегства капитала // Год планеты. 2004 г. - М., 2000. - С.534-538.
7. Халдин М.А. Мировой опыт оффшорного бизнеса. - М.: Междунар. отношения, 2005. - 45 с.
8. Оксана Рустамова. Как нам обустроить офшоры?// Экономика России: ХХI век №4 октябрь 2001 г