Введение В общественной жизни накопилось много социально-экономичес¬ких проблем, которые настолько обострились, что должны быть раз¬решены в ближайшее время. Противоречивая и не всегда эффективная позиция центра, сталкиваясь с отсутствием достаточной инноваци¬онной активности местных органов государственного управления, усиливает напряженность общественных отношений. С момента начала демократических преобразований в нашей стране прошло не так много времени. Между тем Россия быстро продвигается по пути реформ и механизмы работы, характерные для мировой практики, становятся актуальными и у нас. Современная сфера культуры является индустрией с многомил¬лионными рабочими местами, она выходит за пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, раз¬вития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденция совмещения производства сочетается с усилением конкуренции, об¬щественный сектор культуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целей государства. К учреждениям культуры и искусства относятся музеи, дома, дворцы культуры, театры, организации кинематографии, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» произошли существенные изменения в перечне вопросов местного значения в сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления. Необходимо не только достойное финансирование, но и поиск путей саморазвития культуры. Например, доходы от использования культурных ресурсов должны возвращаться в сферу культуры и употребляться для последующих мероприятий по охране Культур¬ных ценностей. В налаживании такого процесс а основная роль от¬водится. государству, Которое должно играть координирующую роль при взаимодействии заинтересованных сторон, способствовать соз¬данию правовой среды, обеспечивающей развитие отрасли. Финансирование осуществляется на основе нормативов бюд¬жeтнoй обеспеченности, которые отражают уровень бюджетных расходов на содержание и организацию работы учреждений культу¬ры, находящихся в государственной и муниципальной собственно¬сти, филиалов, представительств, а также на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства. В настоящее время учреждениям культуры га-рантировано только минимальное финансирование из государственно¬го бюджета. Других реальных экономических гарантий не существу¬ет. Однако в условиях экономического кризиса, острого дефицита и расстроенной системы государственных финансов, государственный бюджет не способен обеспечить нужды культуры. Вся тяжесть соз¬давшегося положения ложится на субъекты Федерации, органы мест¬ного самоуправления, которые остались практически один на один со своими социальными, финансовыми и экономическими проблемами. Поэтому учреждениям культуры в современных экономических услови¬ях приходится рассчитывать на себя, искать возможность дополни-тельного ресурсообеспечения. Определенная часть учреждений культуры, такие как крупные музеи, библиотеки, картинные галереи, выставочные комплексы дос¬таточно успешно решают вопросы по привлечению дополнительных средств для сохранения и развития своих фондов и материаль¬но-технической базы. Однако, большая часть учреждений культуры - сельские клубы и библиотеки, музеи небольших городов, действуя поодиночке, практически не имеют возможности выхода на международную арену, привлечения спонсорских средств, оказания платных услуг и т.п.. В этой ситуации социальное регулирование становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственно¬го управления. Именно здесь должна проявляться организующая, ре¬гулирующая и координирующая функция регионального органа управ¬ления, способного увидеть, проанализировать сложившуюся в регио¬не ситуацию, предложить оптимальные пути решения, спрогнозиро¬вать возможные результаты, учесть негативные последствия предла¬гаемых действий. Происходящие в России преобразования способствуют тому, что центр тяжести управленческой деятельности в сфере культуры пере¬носится в регионы. Теоретические и практические исследования, проводимые в сфере культуры, однозначно свидетельствуют о том, что постепенно меняются функции и роль государственных органов управления. На смену старой административно-командной приходит новая система управленческих отношений. Она ориентирована на создание условий для развития личности и регулирования культурных процессов и предполагает возможность согласования разнообразных интересов и личного права каждого человека искать и находить собственный путь духовного совершенствования. Проблема развития региональной культуры не может быть реше¬на без поиска новых, эффективных форм взаимодействия органов власти и творческой интеллигенции, без расширения и поиска новых источников финансирования развития культуры, без расширения кру¬га лиц, заинтересованных и могущих решать эту проблему. Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что происходящие в России преобразования способствуют переносу центра тяжести управленческой деятельности (и не только в сфере культуры) в регионы. Вместе с тем, неразработанность проблем ре¬гиональных организационно-управленческих отношений существенно тормозит развитие управленческой практики, зачастую ведет к не¬верным оценкам ситуации, выбору неэффективных решений. Новые модели управления только начинают фор¬мироваться и особенно важны попытки обобщения управленческой практики, направленные на поиск оптимальных путей регионального развития в сфере культуры. Основная цель дипломной работы состоит в анализе системы управления сферой культуры и разработкой путей по развитию этой системы.. В соответствии с целью определены следующие задачи: 1. Проанализировать законодательные основы функционирования сферы культуры в новых экономических отношениях. 2. Изучить состояние и проблемы управления в сфере культуры на примере МУК «Дворец культуры «Заря». 3. Разработать предложения по совершенствовании деятельности учреждения. В первой главе рассмотрены аспекты государственной политик в сфере культуры, модели управления, действующие в сфере культуры, дана характеристика преобразованиям в культурной сфере в свете нового Федерального закона « Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ». Вторая глава посвящена анализу системы управления в сфере культуры на примере МУК «Дворец культуры «Заря». В третьей главе автором предлагаются мероприятия, направленные на совершенствование деятельности учреждения. Объектом исследования выступает муниципальное учреждение культуры «Дворец культуры «Заря». При подготовке дипломной работы использованы не только специальная литература и периодическая печать, но и документы учреждения культуры ДК «Заря» по теме дипломного проекта. Глава 1. Современное состояние сферы культуры муниципальных образований 1.1 Правовые основы деятельности учреждений сферы культуры Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и в особенности в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармони¬зации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства. В современном мире правосознание в этой области учитывает необходимость участия государства в культуре посредством приня¬тия на себя обязанностей гаранта ее свободы, материальной под¬держки, защиты национального и культурного достояния, регулиро¬вания отношений собственности, обеспечения культурно-националь¬ной автономии нацменьшинств, протекционизма в отношении особо одаренных граждан, новаций в области культуры, доступности куль¬турной деятельности для социально-ослабленных групп населения (детей,пенсионеров, инвалидов) и т.д . В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российс¬кой Федерации о культуре», в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общ¬ностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между феде¬ральными органами государственной власти, органами государствен¬ной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, оп¬ределены принципы государственного
Введение 3
Глава 1. Современное состояние сферы культуры муниципальных образований 7
1.1 Правовые основы деятельности учреждений сферы культуры 7
1.2 Виды систем управления учреждениями сферы культуры на муниципальном уровне 18
1.3 Влияние реформы местного самоуправления на функционирование муниципальных учреждений культуры 24
Глава 2. Исследование деятельности муниципального учреждения «Дворец Культуры «Заря» 34
2.1 Общая характеристика учреждения 34
2.2 Исследование аспектов деятельности «Дворца культуры «Заря» 40
2.2.1 Основные направления и объемы деятельности 40
2.2.2 Маркетинговая деятельность 48
2.2.3 Система управления персоналом 51
2.3 Выявление проблем в деятельности учреждения 54
Глава 3. Разработка предложений по совершенствованию деятельности учреждения ДК «Заря» 62
3.1 Предложения по улучшению финансового состояния через совершенствование политики по продвижению платных услуг 62
3.2 Повышение заинтересованности персонала в улучшении деятельности ДК через улучшение мотивации 66
3.3 Социальная эффективность предложений 77
Заключение 80
Список использованных источников 85
Приложение 1 88
Список использованных источников
1. Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле»
2. Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»
3. ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
4. Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усиле¬нию государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации»
5. Концепция Федеральной целевой программы «Культура России 2006-2010 гг
6. Бездольный С.Л. Развитие муниципальной экономики в условиях перехода к рынку, Р-Д, 2002
7. Блохина Н.С., Игнатьева Е.Л. Реформирование межбюджетных отношений в сфере культуры// Справочник руководителя учреждения культуры, 2003 № 6
8. Брун Г.Т. Возможности укрепления экономической стабильности библиотек, финансируемых из муниципального бюджета// Справочник руководителя учреждения культуры. 2004 № 4.
9. Васильев А.А. Муниципальное управление. Курс лекций, Н.Новгород, ВВАГС, 2005
10. Веснин В.Р. Управление персоналом. Учебное пособие. М:Проспект, 2006
11. Горушкина С.Н. Управление культурными процессами//Справочник руководителя учреждения культуры № 3 2005 г
12. Головлева Е.Л. Основы рекламы. Р-н-Д, Феникс, 2005 г
13. Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. №3, 2002..
14. Данные бухгалтерского учета ДК «Заря» за 2005-2007 гг
15. Данные кадровой отчетности МУ ДК, 2007 г
16. Долгин А. Экономика символического обмена. М: ИНФРА-М, 2006
17. Зиятдинова Ю.Е Динамика культурных потребностей и культурная политика России в современных условиях. 2007г.
18. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Мащенко Ю.А. и др. Экономика социальной сферы: Уч. пособие, М: МарТ, 2005
19. Игнатьева Е.Л. Перспективы развития сферы культуры в контексте реформ// справочник руководителя учреждения культуры, №12 , 2004 г
20. Е.Л. Игнатьева Культура и право// Справочник руководителя учреждения культуры, № 8 , 2004 г
21. Левшина Е.А. К вопросу о реформе бюджетного сектора// Справочник руководителя учреждения культуры №5, 2004 г
22. Организационно-экономические преобразования в сфере культуры:проблемы и перспективы. - М., НИИК,2002
23. «О мерах по повышению эффективности деятельности руководителей муниципальных учреждений культуры»// Журнал Муниципальная экономика. 2004. № 1 (17).
24. Положение о методическом кабинете ДК «Заря» МО «Городской округ Железнодорожный»
25. Положение об аттестации работников ДК «Заря» МО «Городской округ Железнодорожный»
26. Савина М.А. Совершенствование системы социального управления учреждениями культуры // Социология образования. М.: СГА. Выпуск №10. 2007.Октябрь
27. Савранской О.Л. Как не испортить бюджетную обедню. Некоторые вопросы правового статуса учреждений, связанные с получением и расходованием средств из внебюджетных источников // Журнал «Управа». № 1. 2004.
28. Сорочкин Б.Ю. и др. Финансирование культуры в новых экономических условиях.//"Ориентиры культурной политики" -2002 г
29. Столяров И.А. Управление культурой:организационно-эко¬номический механизм.- М.,"Экономика", 1989.
30. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры, М., Лань, 2003 г
31. Устюжанина Л.В. Основы маркетинга услуг в фере свобод¬ного времени.//"Ориентиры культурной политики",- 1996, - №6,-
32. Управление персоналом организации: Учебное пособие / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. М.: Издательство «Экзамен», 2004
33. Устав МУ ДК «Заря» МО «Городской округ Железнодорожный», утв. 27.01.2006
34. Феофанов О.А. Реклама: Новые технологии в России, Спб, ЮНИТИ, 2000
35. Хенсен М.В., Баттен Дж. Мастер мотивации: секреты управления ( пер с анг) М:АСТ, 2006
36. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2001.
37. Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры:по¬иск новых моделей.- М., НИИК, 1992..
38. Широков А.Н. Федеральное законодательство России о местном самоуправлении: Учебное пособие. Спб., 2002.
39. Экономика и управление культурой.//Экспресс-информ.-Пу¬ти перестройки системы управления в сфере культуры на территори¬альном уровне.- 1990,- №5.- С.2-12.
40. Экономика социальной сферы / Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. Ростов-на-Дону: Издательский центр "Март", 2001.
41. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социаль¬но-культурной сфере.- М.: Экономика, 1991.- С.23-54.
42. Якутова М.А. Финансовые основы деятельности учреждений культуры в РФ// www.library.ru