3.1. Пример расчета единого социального налога
Рассмотрим пример расчета единого социального налога организации, использующей труд инвалидов.
Уставный капитал регионального представительства Всероссийского общества глухих полностью состоит из вклада общественной организации инвалидов. Среднесписочная численность сотрудников за январь 2008 года составила 251, февраль - 249, март - 250 и апрель - 245 человек, в том числе инвалидов - 132, 130, 130 и 125 человек соответственно.
За январь - апрель предприятие начислило:
- заработную плату - 400 000 руб. (в том числе инвалидам 212 000 руб.);
- премии - 60 000 руб. (в том числе инвалидам 30 000 руб.);
- пособия по временной нетрудоспособности - 15 000 руб. (в том числе инвалидам 13 500 руб.);
- компенсации за неиспользованный отпуск - 12 000 руб. (в том числе инвалидам 7000 руб.);
- единовременную материальную помощь сотруднику-инвалиду - 10 000 руб.
Сумма выплат на каждого работника в течение года не превышает 100 000 руб. Определим возможность применения льготы в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 239 НК РФ.
Среднесписочная численность сотрудников за январь - апрель составляет 249 чел. [(251 чел. + 249 чел. +250 чел. + 245 чел.) : 4 мес.].
Среднесписочная численность инвалидов за тот же период - 129 чел. [(132 чел. + 130 чел. + 130 чел. + 125 чел.) : 4 мес.].
Удельный вес среднесписочной численности инвалидов - 51,8% (129 чел. : 249 чел. * 100).
Полученный показатель больше 50%, что соответствует требованию, установленному в Налоговом кодексе.
Фонд оплаты труда предприятия - 497 000 руб. (400 000 руб. + 60 000 руб. + 15 000 руб. + 12 000 руб. + 10 000 руб.).
Удельный вес заработной платы инвалидов в общей сумме выплат и вознаграждений составляет 42,7% [(212 000 руб. : 497 000 руб.)*100] и превышает 25%.
Обратим внимание: иные выплаты и вознаграждения инвалидов при расчете не используются.
Поскольку условия абзаца 3 подпункта 2 пункта 2 статьи 239 НК РФ соблюдены, региональное представительство Всероссийского общества глухих вправе применять льготу на каждого сотрудника независимо от того, инвалид он или нет.
Предприятия, отвечающие требованиям абзацев 2 и 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ, приводят сведения о праве на льготу в разделе 3.1 Расчета. Общественные организации инвлидов указывают в нем количество членов, а предприятия, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций, - среднесписочную численность (отражение списка учредителей в новой форме не предусмотрено).
При камеральной проверке налоговая инспекция вправе потребовать от организации документы, подтверждающие льготу. Такими документами могут являться копии трудовых договоров, копии справок, подтверждающих наличие инвалидности, формы учета по труду, расчетно-платежные ведомости по выплатам и иным вознаграждениям, копии учредительных документов, содержащих сведения о собственнике имущества организации и целях его создания.
Расчет и отражение в налоговой отчетности ЕСН с учетом налоговых льгот. Ежемесячно налогоплательщики рассчитывают сумму авансовых платежей по ЕСН на основании суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода, и ставок налога, установленных в статье 241 НК РФ. Эта величина уменьшается на сумму ранее уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей. Полученная разница перечисляется в бюджет ежемесячно. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, все работодатели обязаны представлять в налоговые органы Расчет.
При исчислении ЕСН в федеральный бюджет производится налоговый вычет в размере авансового платежа по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, но не более суммы налога, подлежащей уплате. Отметим, что нормы статьи 239 НК РФ, устанавливающие льготы по ЕСН, в отношении страховых взносов в Пенсионный фонд не применимы, так как не предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
Порядок расчета ЕСН для предприятий, использующих труд инвалидов, заключается в уменьшении суммы ЕСН, исчисленной без учета льгот, на величину налога, рассчитанную исходя из норм статьи 239 НК РФ.
Алгоритм расчета суммы налога с учетом льгот следующий.
1. Определяется сумма ЕСН, подлежащая уплате в соответствующий бюджет без учета льгот.
2. Сумма, рассчитанная для уплаты в федеральный бюджет, уменьшается на страховые взносы в ПФР за аналогичный период.
3. Исчисляется сумма ЕСН, не подлежащая уплате в соответствующий бюджет с учетом льгот.
4. Сумма, не подлежащая уплате в федеральнй бюджет, уменьшается на страховые взносы в ПФР, начисленные на льготируемые суммы.
5. Сумма, начисленная на весь фонд оплаты труда, уменьшается на сумму ЕСН, начисленную на выплаты сотрудникам-инвалидам.
Правомерность данного алгоритма подтверждена решением ВАС РФ от 08.10.2003 № 7307/03 и от 28.05.2004 № 4091/04.
Освобождение от уплаты налога по другим основаниям (например, на основании льготы, предусмотренной в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ) происходит также на определенный размер выплат. Поэтому изложенный порядок расчета ЕСН применим и в этом случае.
3.2. Правовые проблемы исчисления и перспективы совершенствования единого социального налога
Практика применения главы 24 Налогового кодекса и норм, связанных с вопросами администрирования налоговых платежей, вскрыла некоторые несоответствия, пробелы и противоречия, создающие сложности в применении законодательства как налогоплательщиками, так и налоговыми органами, отсутствие единообразного толкования некоторых вопросов.
Единый социальный налог имеет ряд особенностей в механизме его исчисления и уплаты, а именно:
- наличие регрессивной шкалы налогообложения, предусматривающей снижение размера налоговой ставки при достижении суммы выплат на каждое физическое лицо установленного порогового значения (до 2005 года шкала налогообложения распределялась по 4 уровням налоговой базы, с 2005 года действуют 3 уровня шкалы налогообложения). Необходимость расчета налоговой базы и, соответственно, применение ставок налога, дифференцированных по шкале налогообложения, по каждому физическому лицу приводит к большой трудоемкости как расчетов, так и налогового учета;
- использование налогового вычета в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и механизм перевода разницы между суммами начисленных и фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в недоимку по единому социальному налогу;
- различия в налогооблагаемой базе по долям единого социального налога (в части Фонда социального страхования Российской Федерации);
- зачетный механизм уплаты налога в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Все эти факторы привели к тому, что единый социальный налог является одним и самых трудоемких налогов, и практика работы по его администрированию, а также администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование показала, что проблемы заключаются в несовершенстве законодательства по этим платежам.
Вместе с тем, действующие нормы главы 24 Налогового кодекса позволяют налогоплательщикам применять законные схемы ухода от налогообложения единым социальным налогом, в частности:
- не уплачивать единый социальный налог с выплат, не относимых к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (п. 3 ст. 236 Налогового кодекса);
- исключать из налогообложения суммы выплат в пользу физических лиц, не являющихся инвалидами, но работающих в общественных организациях инвалидов; организациях, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждениях, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей (пп. 2 п. 1 ст. 239);
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОГО СОЦИЛЬНОГО НАЛОГА В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ 5
1.1. Роль и значение единого социального налога 5
1.2. Значение налога на прибыль для предприятий 7
1.3. Этапы развития налогообложения ЕСН в экономике России 8
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ВЗИМАНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА 14
2.1. Плательщики налога. Налогооблагаемая база 14
2.2. Ставки налога на прибыль 15
2.3. Порядок уплаты налога 18
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ВЗИМАНИЯ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА 30
3.1. Пример расчета единого социального налога 30
3.2. Правовые проблемы исчисления и перспективы совершенствования единого социального налога 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 41
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Единый социальный налог был введен в 2001 году и заменил собой страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды и администрировавшиеся органами управления этих фондов. В 2002 году, с введением в действие Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», единый социальный налог, зачисляемый в ПФР, трансформировался в единый социальный налог, поступающий в федеральный бюджет и направляемый на финансирование базовой части трудовой пенсии, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поступающие в бюджет ПФР. В соответствии с положениями главы 24 Налогового кодекса «Единый социальный налог» страховые взносы на обязательное пенсионное страхование квалифицируются как налоговый вычет, применяемый налогоплательщиками при определении суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Следует различать оценку эффективности единого социального налога как обязательного платежа, администрируемого налоговыми органами, и оценку эффективности единого социального налога как источника формирования доходной части федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, то есть средств, имеющих, по существу, целевой характер использования. Согласно статье 234 Налогового кодекса, действовавшей до 1 января 2005 года, единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. С отменой этой статьи средства, поступающие от уплаты единого социального налога, не утратили целевого характера использования. Согласно п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет; целевой характер использования средств единого социального налога, зачисляемых в бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования, определяется положениями бюджетного законодательства (Глава 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год) и законодательства о социальном страховании.
Объект исследования: механизм взимания единого социального налога.
Предмет исследования: единый социальный налог.
Цель курсовой работы: рассмотреть особенности применения ЕСН в налоговой системе России.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач:
1. Изучить роль и значение налога в современной налоговой системе.
2. Раскрыть механизм исчисления налога.
3. Рассмотреть актуальные проблемы по взиманию налога в современных условиях.
Теоретической и информационной базой исследования являются: законодательные и нормативные акты Российской Федерации по налогообложению; материалы Министерства Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по налогам и сборам; Министерства финансов Российской Федерации; информация, полученная в процессе теоретических и практических исследований по применению единого социального налога.
Структура работы: состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕДИНОГО СОЦИЛЬНОГО НАЛОГА В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ
1.1. Роль и значение единого социального налога
Единый с0циальный нал0г (взн0с) - эт0 нал0г, зачисляемый в г0сударственные внебюджетные ф0нды (Пенси0нный ф0нд Р0ссиск0й Федерации, Ф0нд с0циальн0г0 страх0вания Р0ссийск0й Федерации и ф0нды 0бязательн0г0 медицинск0г0 страх0вания Р0ссийск0й Федерации - далее ф0нды) и предназначенный для м0билизации средств для реализации права граждан на г0сударственн0е пенси0нн0е и с0циальн0е 0беспечение и медицинскую п0м0щь.
Единый с0циальный нал0г является серьезным н0ват0рств0м, включенным в0 вт0рую часть Нал0г0в0г0 к0декса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., эт0т нал0г заменил с0б0й действ0вавшие ранее 0тчисления в три г0сударственных внебюджетных с0циальных ф0нда - Пенси0нный, Ф0нд с0циальн0г0 страх0вания и федеральный и реги0нальные ф0нды 0бязательн0г0 медицинск0г0 страх0вания. Н0 замена 0тчислений на единый с0циальный нал0г не 0тменила целев0г0 назначения нал0га. Средства 0т ег0 сб0ра будут п0ступать не в бюджеты всех ур0вней, а в указанные выше ф0нды. 0сн0вн0е предназначение эт0г0 нал0га именн0 в т0м и с0ст0ит, чт0бы 0беспечить м0билизацию средств для реализации права граждан Р0ссии на г0сударственн0е пенси0нн0е и с0циальн0е 0беспечение и медицинскую п0м0щь [11].
В связи с этим в0зникает неизбежный в0пр0с 0 не0бх0дим0сти и эк0н0мическ0й целес00бразн0сти пре0браз0вания, пр0изв0димых предприятиями, учреждениями и 0рганизациями 0тчислений в с0циальные ф0нды един0г0 с0циальн0г0 нал0га.
Д0 введения един0г0 с0циальн0г0 нал0га был не с0всем ясен статус 0тчислений в г0сударственные с0циальные внебюджетные ф0нды. Ф0рмальн0 не являясь нал0гами, п0ск0льку не вх0дили в устан0вленную Зак0н0м "0б 0сн0вах нал0г0в0й системы Р0ссийск0й Федерации" нал0г0вую систему Р0ссии, 0ни п0 св0ему эк0н0мическ0му с0держанию для нал0г0плательщик0в были все-таки 0дн0й их ф0рм нал0г0в.
При эт0м, учитывая выс0кие ставки этих взн0с0в, 0ни были 0дним из 0пределяющих м0мент0в с0крытия раб0т0дателями истинных размер0в выплачиваем0й раб0тникам зараб0тн0й платы и существ0вания тем самым скрытых ф0рм 0платы труда. Введение един0г0 с0циальн0г0 нал0га, взимаем0г0 п0 регрессивн0й шкале, призван0 стать серьезным стимул0м для легализации реальных расх0д0в 0рганизаций на 0плату труда раб0тник0в, и в к0нечн0м счете - расширить базу 0бл0жения нал0г0м на д0х0ды физических лиц.
К0нтр0ль за св0евременн0стью и п0лн0т0й уплаты 0рганизациями и индивидуальными предпринимателями 0тчислений в0 внебюджетные ф0нды являлся функцией не нал0г0вых 0рган0в, а с0зданных специальн0 для эт0г0 0рган0в г0сударственных внебюджетных ф0нд0в. Эт0, с 0дн0й ст0р0ны, с0здавал0 0пределенные трудн0сти для 0рганизаций и индивидуальных предпринимателей, п0ск0льку 0ни п0двергались пр0веркам с0 ст0р0ны сразу пяти к0нтр0лирующих 0рган0в. Вместе с тем, эффективн0сть к0нтр0ля за п0ступлением этих 0тчислений была д0стат0чн0 низка. Эт0 связан0 с тем, чт0 0рганы г0сударственных внебюджетных ф0нд0в, не имея в д0стат0чн0й степени пред0ставленных нал0г0вым 0рганам прав, не сумели в п0лн0м 0бъеме 0беспечить п0стан0вку на учет юридических и физических лиц, являющихся п0 зак0ну нал0г0плательщиками 0тчислений в ф0нды [17].
Д0стат0чн0 сказать, чт0 к0личеств0 с0ст0ящих на учете плательщик0в взн0с0в был0 примерн0 на четверть ниже, чем зарегистрир0ванных в нал0г0вых 0рганах нал0г0плательщик0в. С введением един0г0 с0циальн0г0 нал0га, к0нтр0ль за исчислением и уплат0й нал0га п0лн0стью перех0дит к нал0г0вым 0рганам.
Принципиальн0е значение имеет также и т0 0бст0ятельств0, чт0 с введением един0г0 с0циальн0г0 нал0га для всех нал0г0плательщик0в - раб0т0дателей устан0влен единый п0ряд0к исчисления нал0г0в0й базы п0 платежам в с0циальные ф0нды, чт0, нес0мненн0, 0блегчит исчисление нал0га не т0льк0 чист0 технически, н0 и с п0зиций пред0твращения 0шиб0к в расчетах.
Итак, единый с0циальный нал0г является 0дним из наиб0лее значимых как в ф0рмир0вании д0х0д0в г0сударства, так и для финанс0в0г0 п0л0жения нал0г0плательщик0в. Платежи п0 нему х0ть и незначительн0, н0 превысят п0ступления в бюджеты всех ур0вней сам0г0 крупн0г0 нал0г0в0г0 ист0чника д0х0д0в к0нс0лидир0ванн0г0 бюджета страны - нал0га на д0бавленную ст0им0сть.
1.2. Значение налога на прибыль для предприятий
ЕСН характеризуется шир0ким спектр0м эффект0в, к0т0рые п0-разн0му пр0являются в зависим0сти 0т таких характеристик предприятия, как: 0траслевая принадлежн0сть, размер тенев0й зарплаты, численн0сть перс0нала, средняя зарплата, в0зм0жн0сть применения регрессии, финанс0в0е п0л0жение, структура с0бственн0сти.
Изменение баз0в0й ставки ЕСН 0бладает б0лее м0щным в0здействием на ур0вень нал0г0в0й нагрузки и вызывает б0льшее числ0 0тветных реакций, чем изменение границ регрессии.
В т0 же время д0минирующими реакциями предприятий на предл0женные варианты снижения ЕСН являются п0вышение зарплаты и с0кращение зад0лженн0сти п0 нал0гам, 0днак0 структура с0бственн0сти предприятий 0казывает заметн0е влияние на их «0тклик»:
- для предприятий, к0т0рыми владеют менеджеры, неск0льк0 сильнее выражена реакция п0 п0вышению зарплаты;
- для предприятий, где пре0бладающими с0бственниками являются мин0ритарные акци0неры, ярк0 выраженн0й реакцией является расширение пр0изв0дства;
- для предприятий с крупным внешним с0бственник0м б0лее выражен0 стремление увеличить инвестиции в 0сн0вн0й капитал [22].
1.3. Этапы развития налогообложения ЕСН в экономике России
Одним из аргументов целесообразности введения единого социального налога была замена страховых взносов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с различными нормативными правовыми актами, единым платежом, что позволило бы их плательщикам упростить учет и уменьшить количество оформляемых платежных документов. Однако количество платежных документов, оформляемых плательщиками единого социального налога, не только не сократилось, но и увеличилось.
Введение единого социального налога обусловило необходимость появления новых кодов бюджетной классификации - по недоимке, пеням и штрафам по страховым взносам, уплачиваемым ранее в государственные внебюджетные фонды. С учетом «расщепления» в рамках проводимой пенсионной реформы в 2002 году доли единого социального налога, зачисляемой в ПФР, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и долю единого социального налога, зачисляемую в федеральный бюджет, количество платежных документов по платежам в государственные внебюджетные фонды и федеральный бюджет, потенциально оформляемых плательщиками, увеличил0сь с 5 д0кумент0в в 2000 г0ду д0 11 д0кумент0в в 2002-2004 г0дах и д0 12 - в 2005 г0ду [7].
Если в 2000 г0ду плательщик страх0вых взн0с0в в г0сударственные внебюджетные ф0нды 0ф0рмлял 0тдельными платежными п0ручениями их уплату в каждый из 5 ф0нд0в (ПФР, ФСС, ФОМС, ТФОМС, Г0сударственный ф0нд занят0сти населения Р0ссийск0й Федерации), т0 в 2005 г0ду 0н д0лжен 0ф0рмлять 0тдельными платежными д0кументами следующие платежи:
единый с0циальный нал0г, зачисляемый в федеральный бюджет;
единый с0циальный нал0г, зачисляемый в ФСС;
единый с0циальный нал0г, зачисляемый в ФОМС;
единый с0циальный нал0г, зачисляемый в ТФОМС;
страх0вые взн0сы на 0бязательн0е пенси0нн0е страх0вание в Р0ссийск0й Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату страх0в0й части труд0в0й пенсии;
страх0вые взн0сы на 0бязательн0е пенси0нн0е страх0вание в Р0ссийск0й Федерации, зачисляемые в ПФР на выплату нак0пительн0й части труд0в0й пенсии;
пени и штрафы за несв0евременную уплату един0г0 с0циальн0г0 нал0га в части, зачисляем0й ранее в бюджет ПФР, 0браз0вавшиеся на 1 января 2002 г0да;
нед0имка, пени и штрафы п0 взн0сам в ПФР;
нед0имка, пени и штрафы п0 взн0сам в ФСС;
нед0имка, пени и штрафы п0 взн0сам в ФОМС;
нед0имка, пени и штрафы п0 взн0сам в ТФОМС;
нед0имка, пени и штрафы п0 взн0сам в Г0сударственный ф0нд занят0сти населения Р0ссийск0й Федерации, а также средства указанн0г0 Ф0нда, в0звращаемые 0рганизациями в с00тветствии с ранее заключенными д0г0в0рами [19].
Кажд0му из вышеперечисленных платежей присв0ен к0д бюджетн0й классификации д0х0д0в.
Таким 0браз0м, введение един0г0 с0циальн0г0 нал0га не т0льк0 не с0кратил0 к0личеств0 платежных д0кумент0в для нал0г0плательщика, н0 п0тенциальн0 увеличил0 их б0лее чем в 2 раза.
Чт0 касается един0г0 с0циальн0г0 нал0га, т0 в Нал0г0в0м к0дексе имеются н0рмы, специальн0 п0дчеркивающие, чт0 эт0т «единый» нал0г исчисляется и уплачивается нал0г0плательщиками 0тдельн0 в федеральный бюджет и каждый ф0нд (ст. 243). А п. 6 названн0й статьи еще раз ут0чняет, чт0 уплата нал0га (аванс0вых платежей п0 нал0гу) 0существляется 0тдельными платежными п0ручениями в федеральный бюджет, Ф0нд с0циальн0г0 страх0вания Р0ссийск0й Федерации, Федеральный ф0нд 0бязательн0г0 медицинск0г0 страх0вания и террит0риальные ф0нды 0бязательн0г0 медицинск0г0 страх0вания [22].
Следует отметить, что в настоящее время структура налоговой базы по единому социальному налогу различна по его долям. Так, п. 3 ст. 238 Налогового кодекса предусмотрено, что в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в ФСС) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 243 Налогового кодекса при уплате единого социального налога сумма, подлежащая уплате в ФСС, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет).
Таким образом, в настоящее время порядок исчисления единого социального налога таков, что осуществлять его уплату единым платежом с последующим расщеплением этой суммы органами федерального казначейства по установленным действующим законодательством ставкам практически не представляется возможным (за исключением единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет и в фонды обязательного медицинского страхования, поскольку налогооблагаемая база по этим частям единого социального налога одинакова, и отсутствует зачетный механизм уплаты).
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 19.07.2002// Парламентская газета.-10.08.2000.- № 151-152
2. Российская Федерация. Закон "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27.12.1991г. №2118-1// Российская газета.- 10.03.1992.- №56
3. Белоусова С. В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии: практическое руководство для бухгалтера. М.: Вершина, 2007 - 152 с.
4. Брызгалин В.В., Новикова О.А. Комментарий к главе 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ. М.: ИндексМедиа, 2006- 223 с.
5. Воробьева Е. ЕСН 2007. Новейший справочник налогоплательщика. М.: Эксмо, 2007- 832 с.
6. Галанина Е.И. Бухгалтер и налоги. М.: Финансы и статистика, 2005. 675 с.
7. Горячая линия: НДФЛ, ЕСН. Трудовое законодательство. М: Вершина, 2006- 214 с.
8. Гусев В. В. Единый социальный налог. Комментарий (постатейный) к гл. 24 НК РФ (с учетом положений федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ и от 27.07.2006 № 144-ФЗ). С примерами и заполнением отчетных форм. М.: НалогИнформ, 2006- 317 с.
9. Дмитриева Н.Г., Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М.: Феникс, 2006- 507 с.
10. Единый социальный налог в схемах. М.: Консэко, 2007- 24 с.
11. Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Бухгалтерский учет, 2006.- 230 с.
12. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А. Налоги и налогооблажение: Схемы, таблицы. СПб: Питер, 2006- 366 с.
13. Ильичева М.Ю. Налоги с физических лиц и частных предпринимателей. Нормативные акты. Комментарии и рекомендации. Судебная практика. М.: Право и Закон, 2006-496 с.
14. Касьянова Г.Ю. ЕСН и взносы на ОПС. Глава 24 НК РФ и Закон № 167-ФЗ: практический комментарий с учетом последних изменений. М.: АБАК, 2006- 239 с.
15. Касьянова Г.Ю. ЕСН и взносы в ПФР: новые формы отчетности: Практические рекомендации для бухгалтера и руководителя. М.: Информцентр XXI века, 2006- 140 с.
16. Кирова Е.А. Налоги и предпринимательство в России. М: Статус-кво 97, 2006. 640 с.
17. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Финансы и статистика, 2006. 512 с.: ил.
18. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. М.: Финансы и статистика, 2006. 144с.
19. Коротков А.В. О налоге на доходы физических лиц при компенсации суточных расходов//Консультант, 2005.-№2.
20. Краснов М. Правовое регулирование налоговых вычетов// Консультант, 2004.-№12.
21. Криксунова Н.В., Кнышева Е.Ю. Единый социальный налог. М.: Горячая линия бухгалтера, 2006- 120 с.
22. Крутякова Т. Л., Васильева М. Практика применения части второй НК РФ: налог на прибыль, НДС, ЕСН, НДФЛ. М.: АКДИ экономика и жизнь, 2008- 184 с.
23. Лермонтов Ю.М. Единый социальный налог. М.: Гросс Медиа, 2006- 95с.
24. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России. М.: Дело, 2006- 399с.
25. Макарьева В.И. Оптимизация налогообложения. М.: Горячая линия бухгалтера, 2006- 119 с.
26. Налоговая система России: учеб пособие / Под ред. Д.Г. Черника и А.З. Дадашева. М.: АКДИ экономика и жизнь, 2006. 387 с.
27. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения)/Под. ред. Б.А. Рагозина. М.: Вершина, 2006. 425 с.
28. Николаева С.А. Учетная политика организации на 2007 год. М.: Аналитика-Пресс, 2007.- 442 с.
29. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация)/ Под ред. Акад. Л.П. Павловой. М.: Налоги и налоговое планирование, 2006. 564 с.
30. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика, 2006 460 с.
31. Пермяков М.Ю. Единый социальный налог: Комментарии и разъяснения к главе 24 Налогового кодекса РФ: В редакции изменений и дополнений, действующих с 1 января 2006 г. М.: Ажур, 2006- 131 с.
32. Черник Д.Г. Единый социальный налог и налогообложение малого бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2006- 95 с.
33. Шермет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: Инфра-М, 2006 164 с.