Задание 4.2. Проверить правильность доказательств и опровержений. В неправильных укажите ошибки.
4.2.1. Из-за того, что некоторые люди лгут, говорят: «все люди - лгуны»
Тезис: неправильно говорят, что все люди лгуны. Аргумент для доказательства антитезиса (все люди лгуны): «некоторые люди лгут». Индуктивное обоснование тезиса: на основании данных неполной индукции делается вывод о всем классе предметов. Доказательство неверно. На основании утверждения неверности антитезиса, делается вывод о верности тезиса.
4.2.2. «У меня довольно хороший велосипед. Английская марка БСА Очень хорошая, славная современная машина. Жалко только колесья не все. То есть колесья все, но только они сборные. Одно английское «Три ружья», а другое немецкое «Дукс». И руль украинский. Но все-таки ехать можно. В сухую погоду. Конечно, откровенно говоря, ехать сплашное мучение, но для душевной бодрости и когда жизнь не особенно дорога я выезжаю» (М. Зощенко. Страдания молодого Вертера)
1. Основные законы и принципы формальной логики
Задание 1. Определите, какие законы логики нарушены в данных рассуждениях и ситуациях.
2. Теория понятия
Задание 2.1. Укажите понятия с пустым объемом, единичные и общие понятия.
Задание 2.2. Укажите, какие понятия являются собирательными, а какие несобирательными, какие - конкретными, в какие абстрактными
Задание 2.3. определите вид отношения между понятиями по объему, представьте эти отношения на круговых диаграммах.
4. Теория аргументации и полемики
Задание 4.1. Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сформулируйте его). Определите форму доказательства или опровержение тезиса (по какому виду умозаключения). В косвенном доказательстве укажите, апагогическое оно или разделительное, запишите связь аргументов и тезиса символически.
4.1.1. Сократ похож на Гомера. Гомер слепой поэт. Следовательно, Сократ слепой поэт.
Тезис: Сократ слепой поэт. Аргументы: 1) Сократ похож на Гомера. 2) Гомер слепой поэт. Прямое доказательство. Традуктивное обоснование тезиса (по аналогии). На основании внешнего сходства Гомера с Сократом делается вывод и о сходстве других качеств (слепота, дар поэзии).
4.1.2. «чем вещь тяжелее, - сравнительно представил себе Макар камень и пух, - тем оно далее летит, когда его бросаешь; так и я на поезде еду лишним кирпичом, чтобы поезд мог домчаться до Москвы» (А. Платонов Удивленный Макар//Платонов А. Живя главной жизнью. М., С. 192)
Тезис: Мой вес помогает поезду ехать быстрее. Аргументы: камень летит дальше, чем пух; чем вещь тяжелее, тем она дальше летит; мое тело делает поезд тяжелее. Прямое доказательство. Индуктивное обоснование тезиса (метод сопутствующих изменений) в сочетании с традуктивным его обоснованием (по аналогии). При изменении веса тела, меняется его скорость, когда его бросают. По аналогии с пухом и камнем, делается вывод о поезде, когда на нем не едет автор, и о поезде, когда он на нем едет.