Полвека активной и продолжающейся коммерческой пропаганды, привели к тому, что у потребителя выработался иммунитет. Уже никто не сомневается, что одно из самых основных принципов рекламы, что «нельзя в рекламном сообщении использовать отрицательные частицы и негативные образы — это вызовет негативные ассоциации и пострадает имидж товара», рекламный бизнес нарушает повсеместно. А все критикуемые рекламные приемы, такие как использование 25-кадра, зашифрованные сообщения и другие приемы, призванные заставить потребителя приобретать товары, давно уже не работают, да и в свое время их эффективность была относительна. Следовательно, как во всех эволюционирующих процессах, на место уже малоэффективных интегрированных маркетинговых коммуникаций, таких как реклама, пропаганда и PR должны прийти другие коммуникации, которые будут представлять собой либо видоизмененную форму существующих коммуникаций, либо что-то совершенно новое. К таким коммуникациям можно отнести и нестандартные маркетинговые коммуникации, которые иначе принято называть «партизанским» или «хулиганским» маркетингом. Что же понимается под данными понятиями? Либо новое направление маркетинговой науки в разделе маркетинговых коммуникаций, либо это совершенно новое научное направление. Происхождение термина «партизанский маркетинг» или «guerrilla marketing» относится к творчеству американского маркетолога Джея Конрада Левинсона. К достижениям Левинсона в области традиционных маркетинговых коммуникаций в рекламе, можно отнести создание одного из самых запоминающихся и поэтому признанно успешного образа «ковбоя Marlboro». На долгие годы данный образ являл собой флагман рекламной компании «Филипп Моррис» и стал «брендом». Обобщение своего маркетингового опыта Левинсон произвел в книге «Готовься, целься, пли!», вышедшей в 1983 году. В данном труде впервые был упомянут термин «guerrilla marketing». После этого им были изданы еще два труда по «партизанскому маркетингу», в которых он расширил и теоретически обосновал эффективность данного вида маркетинговой коммуникации. После Левинсона, к проблемам «партизанского маркетинга» или нестандартных маркетинговых коммуникаций обращался ряд ученых-маркетологов, но именно ДжейКонрад Левинсон считается изобретателем и главным «гуру» партизанского маркетинга. Труды Левинсона переведены на тридцать семь языков и подлежат обязательному изучению во многих программах бизнес - образования MBA. В настоящее время его труды включены в курсы маркетинга в тридцати университетах США. [46, стр.96] Впервые технологии «партизанского маркетинга» были применены в США в 1980-е годы, но окончательно идея оформилась в практику в 2001 году, когда к Левинсону примкнул Пол Хенли, в прошлом директор по маркетингу корпорации Microsoft, а ныне глава европейского подразделения компании «Guerrilla Marketing International». Партизанским маркетингом в мире в настоящее время занимаются сотни компаний, однако компания, возглавляемая Полом Хенли является законодателем в данной области.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 8
1.1 КОММУНИКАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В МАРКЕТИНГЕ: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ 8
1.2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 17
1.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕСТАНДАРТНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ 21
КОММУНИКАЦИЙ 21
1.3.1 Поведенческая реакция рынка на нестандартные маркетинговые коммуникации 21
1.3.2. Комплексная оценка эффективности нестандартной маркетинговой коммуникации 26
1.3.3 Показатели коммуникативной эффективности нестандартной акции 31
1.3.4 Экономическая эффективность нестандартной коммуникации 36
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕСТАНДАРТНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ 42
2.1. НЕСТАНДАРТНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 42
2.1.1. История возникновения партизанского маркетинга 42
2.1.2 Место «партизанского маркетинга» в маркетинговой науке 44
2.1.3 Принципы и методы «партизанского маркетинга» 47
2.2 ИНСТРУМЕНТЫ ПАРТИЗАНСКОГО МАРКЕТИНГА 51
2.3. СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕСТАНДАРТНОГО МАРКЕТИНГА 54
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ «ООО МЕГАФОН ». 61
3.1 ХАРАКТЕРИСТИКА КОММУНИКАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ «ООО МЕГАФОН». 61
3.2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НЕСТАНДАРТНОЙ МАРКЕТИНГОВОЙ АКЦИИ. 70
3.3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДАННОЙ АКЦИИ 72
3.4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕСТАНДАРТНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ. 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 93
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ 93
2. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
1. Законодательные акты
1. Конституции РФ -1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г., 10 января, 26 марта, 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2, 29, 30 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.).
3. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1183 "О защите потре-бителей от недобросовестной рекламы".
4. Федераль¬ный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».
5. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 2 ноября 2004 г.).
6. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и огра-ничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г.). Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствую-щих субъектов, ограничивающие конкуренцию
7. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потреби-телей" (с изм. и доп. 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.).
8. Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. № 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федера-ции»
9. Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (МТП) (в ред. от 2 декабря 1986 г.)
2. Использованная литература
1. Алексеев С.В. Правовое регулирование в сфере маркетинга, М., Фи-нансы и статистика, 2004 г.-С.356.
2. Алексеев С.В. Правовое регулирование в сфере маркетинга, М., Фи-нансы и статистика, 2004 г.-С.356.
3. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 224 с.
4. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителей. М., 2000
5. Арчер Тим // Практический маркетинг. М.-2004
6. Беляевский И.К. Теория маркетингового исследования: проблемы соз-дания учебного курса// Проблемы статистического анализа рыночных процес-сов. М. 1993.
7. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциа-ла предприятия // Маркетинг. 1996. -N5.
8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб., 1992.
9. Бизнес-планирование /Под ред. В. М. Попова, С. И.Ляпунова. М., 2000.
10. Бодрийяр Ж. Система вещей: Пер: с франц. М.: Рудомино,1995.
11. Вачугов Д.Д., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту: Деловые игры. М., 1998.
12. Вествуд Дж. Маркетинговый план. СПб: Питер, 2001. 256 с.
13. Власова Н.М. Рекламный конструктор.- Новосибирск. 1998 г.
14. Власова Н.М. Шифр к сейфу покупателя. Новосибирск. 1996 г.
15. Головлева Е.Л. Основы рекламы. Конспект лекций.- Ростов н/Д: Фе-никс, 2005 г.
16. Голубков Е.П. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2000.
17. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования товара// Маркетинг в России и за рубежом, 2003. N 5-6; 2004. N 1-6; 2005. N 1-4.
18. Голубков Е.П. Измерения в маркетинговых исследованиях// Марке-тинг в России и за рубежом, 1998. N 2.
19. Голубков Е.П. Изучение потребителей // Маркетинг в России и за ру-бежом, 2003. NN 5-6. 2004. N 1.2.3.4.6.
20. Гусев Д. Г., Матвейчев О. А., Хазеев Р. Р., Чернаков С. Ю.. «Уши ма-шут ослом» Современное социальное программирование.- М. 2002.
21. Данько Т.П. Управление маркетингом (методический аспект). Учеб-ное пособие. - М.: ИНФРА-М - НОРМА, 1997. - 280 с.
22. Денисова Г.С. Гук А.А. Маркетинговые исследования российского рынка: опыт анализа// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2006. N 1.
23. Дибб С., Симкин Л., Брэдли Дж. Практическое руководство по марке-тинговому планированию. СПб: Питер, 2001. 256с.
24. Долбунов А.А. Маркетинг ниш: как это может быть// Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 2000. N 3.
25. Зазыкин В.Т. Психология в рекламе. М., 1992.
26. Зайцева Н.А. /Менеджмент в социально-культурном сервисе и туриз-ме: учебник для студ. высш. учеб. заведений// Москва, «Академия», 2003.
27. Идрисов А. Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое пла-ни¬рование и анализ эффективности инвестиций. М., 1997.
28. Ивано¬в Г.П., Кашина В. А./Банкротство: Стратегия и тактика выжи-вания / М., 1993.
29. Ильин В. Психология потребителя.- М.2002.
30. Комлев Е.Б. Анализ конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. N 3.
31. Крылов И.В. Маркетинг. - М.: Центр, 1998. - 192 с.
32. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: Анализ, планирование, внедре¬ние, контроль. СПб., 1998.
33. Леви М., Бейтс Б. Основы розничной торговли. СПб.: Питер, 2005
34. Левинсон Д.К. Готовься, целься, пли! М. 1995 г.
35. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в рос-сийской рекламе. М.: Академия, 1995. 144 с.
36. Любинова Н.Г. Менеджмент - путь к успеху. М., ВО Агропромиздат, 1992.
37. Манн И. Маркетинг на 100%. СПб: Питер, 2003. 240 с.
38. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело ЛТД, 1994. 702с.
39. Мошканцев Р.И. Психология рекламы: Учебное пособие/ Инфра-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001 г.
40. Наймушин А.Д. Основы организации рекламы, М., Внешторгиздат 2002 г.
41. Ривс Р. Реальность в рекламе: пер. с англ. М.Северо, 1992 г.
42. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. СПб.: Питер, 2005.
43. Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1989. - 630 с.
44. Траут Д. Новое позиционирование: Пер. с англ.-СПб.:Питер,2000 г.
45. Хайн Т. Все об упаковке. М.: Арт-Родник, 2004.
46. Хайне П. Экономический образ мышления. Москва. Издательство Новости 1991г.
47. Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика, Петрозаводск АО Фолиум, 1994 г.