Введение
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.
Практически все работы отечественных психологов (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д .И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин) , посвященные изучению детей и подростков, связаны с выявлением конкретных закономерностей, определённых изменений на разных возрастных этапах, на раскрытие общих принципов развития.
Проблема семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А. Я. Варга, Т. В. Архиреева, Н. Н. Авдеева, А. И. Захаров, А. И. Спиваковская, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских отношений и т.д.
Цель исследования изучение особенностей детско-родительских отношений в дошкольном возрасте.
Содержание
Введение3
1. Теоретические аспекты детско-родительских отношений
в дошкольном возрасте.5
1.1. Особенности и основные характеристики дошкольного возраста...5
1.2. Общие особенности и закономерности детско-
родительских отношений..9
1.3. Влияние семьи на психическое развитие ребенка13
1.4. Функции и задачи родителей на этапе дошкольного периода16
2. Методики диагностики и исследования детско-
родительских отношений в дошкольный период.23
2.1 Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (опросник
для родителей АСВ)25
2.2. Тест «Мера заботы».....26
2.3. Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин).27
2.4. Методика PARI.29
Заключение..30
Список использованной литературы.32
Список использованной литературы
1. Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. М.,1999.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995.
3. Волков Б. С. Младший школьник. М., 1998.
4. Выготский Л.С. Кризис семи лет. Спб., 2007.
5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
6. Дандарова Ж.К. Кон И.С. Костромина С.Н. Маклаков А.Г. Москвичева Н.Л. Петанова Е.И. Прокофьева В.А. Реан А.А. Сергиенко Е.А. Фельдштейн Д.И. Психология подростка: Полное руководство. М.: Прайм-Еврознак, 2008. 512 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М, 2001.
8. Ильин. Археология детства. М., 2002.
9. Кон И. С. Возраст и возрастные категории. Сборник \"Психология возрастных кризисов. М., Харвест, Акт, 2000, 560 с.
10. Кон И. С. Этнография родительства. М., 2000.
11. Лесгафт П. Ф.. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.: Педагогика, 1991.
12. Малкина Пых И.Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2004
13. Махов . С. Кого мы растим. СПб., 1987.
14. Монина Г., Лютова Е. Проблемы маленького человека. - Санкт- Петербург: изд-во Речь, 2002.
15. Мудрик А.В. Что такое воспитание? // Директор школы. 2002. № 10.
16. Нартова-Бочавер. 140 вопросов семейному психологу. М., 2002.
17. Нестерова О.А. Психолого педагогические особенности работы с родителями в процессе взаимодействия школы и семьи // Семейная психология и семейная терапия, 2005, № 4
18. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995. - 360 с.
19. Петровский А. В. Введение в психологию. М.: Академия, 1996 - 496 с.
20. Ребёнок и семья. Самара: БАХРАХ-М, 2002.
21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2000
22. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Издательство \"Питер\", 2000.
23. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос. 2001.
24. Спиваковская А. С. Как быть родителями? М.,1995.
25. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.,2000.
26. Хрестоматия. Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В., Юстицкис В. - Питер, С-П., Москва, Харьков, Минск, 2000.
27. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
28. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. РостовнаДону., 2003.
29. Шнейдер Л. Б. Семейная психология. -- М, 2005
30. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие / Серия: \"Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу (Вып. 1). Под общей редакцией д.м.н; проф. Л.И. Вассермана. М.: \"Фолиум\", 1996. 48 с.