Введение
Система оплаты труда как в аудивизуальной сфере, так и в любой органи-зации должна быть направлена на то, чтобы поощрять производительность, творчество, исполнительность и инициативу работников, все те качества, кото-рые приводят к эффективному труду и достижению стратегических целей орга-низации.
Денежное вознаграждение имеет решающее значение в трудовой мотива-ции, причем смысл денежного вознаграждения для работника не исчерпыватся только компенсацией затрат времени, энергии, интеллекта, которые расходуют-ся работником при достижении целей организации. Денежное вознаграждение, точнее формы его получения, а также относительные и абсолютные размеры, воспринимаются работником как свидетельство его ценности для организации, влияют на самооценку работника, впрямую говорят о его социальном статусе. Т.е. деньги, получаемые работником, выступают также и мерилом личностной и профессиональной самореализации.
Цель настоящей работы определить значение материального стимули-рования, как одного из самых действенных рычагов мотивации труда на пред-приятии аудивизуальной сферы.
Предмет исследования анализ и формирование эффективной системы материального стимулирования на предприятии аудивизуальной сферы.
Задачи исследования:
- рассмотреть общую характеристику материального стимулирования на предприятии, существующие формы и методы материального стимулирования;
- рассмотреть систему оплаты труда как часть системы стимулирования, оценку вклада работника, принципы определения заработка.
- провести исследование системы оплаты труда и стимулирования труда персонала предприятий аудивизуальной сферы, а также специфические формы материального стимулирования в аудивизуальной сфере.
1. Материальное стимулирование в аудиовизуальной сфере
1. 1. Принципы определения заработка работников аудиовизуальной сферы
Отраслевая система оплаты труда работников аудиовизуальной сферы, как и всех работников культуры и искусства устанавливает основные положе-ния и принципы формирования системы оплаты труда 570,0 тысяч работников 49,0 тысяч государственных и муниципальных библиотек, 52,9 тысячи куль-турно-досуговых учреждений, 2027 музеев и их филиалов, 854 организаций ис-полнительских искусств, подавляющее большинство которых находится в ве-дении субъектов Российской Федерации; число учреждений федерального под-чинения - 126
Основу отраслевой системы оплаты труда составляют схемы должност-ных окладов для различных видов организаций культуры и искусства и профес-сиональных групп работников, сформированные исходя из следующих принци-пов.
С учетом конституционного устройства Российской Федерации, разгра-ничения компетенции и полномочий между федеральными и региональными уровнями власти предлагается введение двух типов схем, одна для федераль-ных организаций культуры и искусства и вторая для региональных и муници-пальных организаций культуры и искусства. Необходимость такого разграни-чения диктуется и тем, что культурный потенциал Российской Федерации, в решающей степени зависит от текущего состояния дел в "ядре" российской культуры - в очень небольшом числе ведущих театров, концертных организа-ций и музыкальных коллективов страны, в известных на весь мир музеях и библиотеках. Кадры этих организаций, насчитывающие 44,1 тысячи человек, обладают, как правило, наиболее высокой квалификацией и требуют соответст-вующей оплаты. Отраслевая система оплаты труда предусматривает введение шести базовых схем должностных окладов раздельно для федеральных и ре-гиональных и муниципальных учреждений.
1. Руководителей и художественного персонала организаций исполни-тельских искусств;
2. Артистического персонала организаций исполнительских искусств;
3. Руководителей и специалистов библиотек, музеев и других учреждений музейного типа;
4. Руководителей, художественного персонала и специалистов культурно-досуговых учреждений;
5. Других специалистов и служащих общих профессий для всех видов уч-реждений культуры и искусства;
6. Высококвалифицированных рабочих постоянно занятых на особо сложных и ответственных работах.
1.2 Особенности формирования схем должностных окладов
Схемы должностных окладов предусматривают дифференциацию учреж-дений культуры и искусства по группам по оплате труда руководителей и неко-торых других категорий работников. Число таких групп и порядок отнесения к ним учреждений различен для федерального и регионального уровней.
На федеральном уровне учреждения культуры и искусства подразделяются в
зависимости от их значимости на:
- учреждения, отнесенные к особо ценным объектам культурного насле-дия (ОЦО);
- учреждения, отнесенные к объектам общероссийского значения (003);
- ведущие федеральные учреждения;
- учреждения, отнесенные к первой группе.
Отнесение учреждений к указанным группам производится:
- к особо ценным объектам культурного наслеия - в порядке, установ-ленном Указом Президента Российской Федерации от 30.11.92 # 1487;
- к объектам общероссийского значения - Министерством культуры Рос-сийской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации;
- к ведущим федеральным учреждениям - Министерством культуры Рос-сийской Федерации;
- к учреждениям первой группы - другими федеральными органами управления, имеющими в своем ведении организации культуры.
Иной принцип группировки рекомендуется для региональных и муниципаль-ных организаций культуры и искусства. Среди них выделяется группа учреж-дений, определяющих культурный облик субъектов Российской Федерации, иг-рающих особую роль в культурной жизни региона. Указанной группе придает-ся статус ведущих региональных организаций. Остальные государственные и муниципальные учреждения распределяются на три группы, в зависимости от значимости, объема деятельности и зоны обслуживания населения отдельно по библиотекам, музеям и культурно-досуговым учреждениям. При этом предла-гается сохранить действующий порядок отнесения региональных и муници-пальных учреждений к группам по оплате труда, в соответствии с которым, решение этого вопроса передано в ведение региональных органов исполни-тельной власти, которые самостоятельно разрабатывают и утверждают необхо-димые для этого нормативные документы на основе рекомендаций Минкульту-ры России.
1.3 Порядок расчета должностных окладов
Должностные оклады всех категорий работников культуры и искусства, предусмотренные в схемах должностных окладов, должны определяться с уче-том разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников культуры. Одновременно по федеральным организа-циям предлагается произвести реструктуризацию фонда оплаты труда - увели-чить его тарифную составляющую за счет сокращения надтарифной части.
Реструктуризация фонда оплаты труда для региональных и муниципаль-ных организаций должна быть выполнена на местах. При этом должностные оклады работников этих организаций выступают в качестве государственной гарантии минимального отраслевого уровня оплаты труда для конкретных про-фессиональных квалификационных групп работникв. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации при утверждении ре-гиональных схем должностных окладов для подведомственных учреждений культуры не могут устанавливать их ниже указанного минимума.
Наряду с этим учреждениям культуры предоставляется право применять ставки и оклады, установленные органами власти субъектов Российской Федерации, если эти ставки и оклады превышают размеры, предусмотренные для феде-ральных учреждений.
В таблице 1 содержатся конкретные (выборочные) примеры должностных окладов работников федеральных организаций культуры и искусства.
Таблица 1
Примеры должностных окладов работников культуры в 2007 году
Должностной оклад (руб.)
Должность
Действующая система Новая система оплаты труда
ОЦО ООЗ ВФ
Артист драмы высшей категории 2010-2170 4020-4340 2615-2820 2410-2600
Артист духового оркестра второй категории 1605-1870 3210-3740 2090-2430 1920-2245
Режиссер-постановщик высшей категории 2450-2580 4900-5160 3185-3355 2940-3095
Библиотекарь первой ка-тегории 1330-1465 2660-2930 2000-2200 1600-1760
Экскурсовод второй кате-гории 1105-1210 2210-2420 1660-1815 1325-1450
Также прилагается расчет реструктуризации фонда оплаты труда при переходе федеральных организаций культуры и искусства от ETC к отраслевой системе оплаты труда.
2 Специфические формы материального стимулирования отдельных категорий работников в аудиовизуальной сфере
Оплата актерского состава
Актеры исполнители главных ролей возможны два варианта оплаты (по договоренности). Первый оплата труда актера за съемочный день. Подоб-ную систему можно позволить себе на небольших проектах клипы, реклама, либо в случае привлечения к проекту актеров-звезд, в чьем профессионализме сомневаться не приходится. В остальных случаях рекомендуется устанавливать аккордную систему оплаты актер получает гонорар за весь объем необходи-мой работы по факту ее выполнения. Возможен аванс, но не более 50%.
Актеры, исполнители ролей второго плана как правило, гонорар за съемочный день, хотя возможен и «аккорд» - по договоренности.
Оплата массовки непрофессиональные актеры (как правило), либо сту-денты первого-второго курсов творческих ВУЗов (если необходима костюмиро-ванная массовка, например при съемке исторических сложнокостюмированных проектов). Средняя оплата от 50 до 500 рублей в день.
Творческий и технический персонал
Режиссер-постановщик автор произведения, ключевой «игрок» любо-го визуального проекта. Только гонорарная система оплаты. В случае, если ре-жиссер неизвестен, и мы работаем с ним впервые оплата только по факту сда-чи работы заказчику. В остальных случаях возможен аванс до начала работы, но не более 30%. Остальная часть гонорара после сдачи работы заказчику. Гоно-рар режиссера на рекламном ролике, музыкальном клипе, как правило составля-ет сумму от 500 до 2.500 долларов США. Гонорар режиссера на игровом пол-нометражном проекте до 25-40.000 долларов США (возможно и больше). Об-щемировая практика работы с режиссерами на полнометражных игровых проек-тах «гонорар + % от проката», в России практически «не работает» по причине отсутствия национального проката вообще.
Введение 3
1. Материальное стимулирование в аудиовизуальной сфере 4
1. 1. Принципы определения заработка работников аудиовизуальной сферы 4
1.2 Особенности формирования схем должностных окладов 5
1.3 Порядок расчета должностных окладов 6
2 Специфические формы материального стимулирования отдельных категорий работников в аудиовизуальной сфере 9
Заключение 16
Список литературы 18
Список литературы
1. Трудовой кодекс РФ от 30.12.01г. №197-ФЗ. С изменениями и до-полнениями от 30.10.2006 г.
2. Письмо Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 23 марта 2005 г. N 8-01-16/08-ДА"О введении условий оплаты труда в государ-ственных учреждениях культуры",
3. Письмо Минкультуры РФ от 28 марта 2002 г. N 01-40/16-19 "О над-бавках и доплатах в 2002 году".
4. Письмо Федерального агентства по культуре и кинематографии от 6 мая 2005 г. N 08-3/198 "О доплатах и надбавках в 2005 году".
5. Материалы 2 Пленума Центрального комитета российского проф-союза работников культуры, 10.04.2006 г.
6. Волгин Н.А. Реформирование оплаты труда - проблема неотложная // Человек и труд. - 2002. - № 2. - с. 20-21.
7. Еремеева В. Как реформировать оплату труда // Человек и труд. - 2004. - № 11. - с. 27-30.
8. Качанов В.А. Заработная плата - категория экономическая // Про-фессиональное образование. - 2005. - № 6. - с. 22-23.
9. Крашенникова М.С. Оплата труда. - М.: Приор. - 2003. - 336с.
10. Морозова Л.Л. Организация заработной платы. - М.: СПб. - 2004.
11. Пошерстник Е.Б., Мейксин М.С. Заработная плата в современных условиях.: - М.: Герда. - 2002. - 416 с.
12. Райзберг Б.А, Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2007.- 477 с.
13. Слизенгер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: 2005.-336 с.