Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Существование и развитие социальных групп также тесно связано с общением.
В широком смысле общение представляет собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обусловливает актуальность изучения процессов общения. К тому же современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание к вопросам общения и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации предпринимательства, поскольку именно общение сопровождает большинство сервисных услуг по реализации любой продукции.
Понятие общения, как и любое понятие социальной психологии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. Общение привлекало также внимание социологов, педагогов и философов.
В более узком психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.
В психологическом словаре под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга. Данное определение интересно тем, что выделяет основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики содержания принято рассматривать как аспекты общения.
Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга как перцептивный аспект общения. Наиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако при анализе феномена имеет смысл рассматривать каждый аспект отдельно.
Актуальность данной темы диктуется запросами практики, обусловленными усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и актуальными проблемами эффективности организации и управления людьми, регуляции отношений, возникающих между ними.
Объектом исследования выступает общение как средство межличностного взаимодействия, а его предметом содержание, структура и формы общения.
Основной целью данного исследования является изучение процесса общения, а также его структуры и основных форм.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) провести теоретический анализ понятия общения;
2) изучить и проанализировать работы отечественных и зарубежных авторов;
3) проанализировать основные формы и виды общения;
4) проанализировать структуру общения.
Гипотеза исследования предполагает, что структура общения представляет собой совокупность уровней общения (макроуровень, мезоуровень и микроуровень) и его сторон (межличностная, когнитивная, коммуникативно-информационная, эмотивная и поведения), а также существуют различные формы общения в зависимости от критерия, лежащего в основе их классификации.
Методами данного исследования являются следующие: изучение и обобщение научной литературы отечественных и зарубежных психологов; анализ и синтез литературы по данному вопросу.
Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования результатов теоретического исследования студентами психологами и практическими работниками.
Введение 3
1. Понятие и содержание общения как процесса социального взаимодействия 5
1.1 Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии 5
1.2 Содержание общения 7
2. Структура общения в социальной психологии 10
2.1 Представление о структуре общения 10
2.2 Основные функции общения 13
3. Основные виды и формы общения 16
Заключение 21
Глоссарий 23
Список использованных источников 25
Приложение А Подходы к изучению проблемы общения в социальной психологии 27
Приложение Б Функции общения 28
Приложение В Структура общения 29
Приложение Г Виды общения 30
Приложение Д Формы общения 31
1. Андриенко, Е. В. Социальная психология Текст / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 264 с. ISBN 5-7695-0617-2
2. Арбузова, Е. Н. Практикум по психологии общения Текст / Е. Н. Арбузова, А. И. Анисимов, О. В. Шатрова. СПб.: Речь, 2008. 272 с. ISBN 978-5-469-00775-8
3. Вердербер, Р. Психология общения Текст / Р. Вердербер, К. Вердербер. М.: Прайм Еврознак, 2007. 416 с. ISBN 978-5-8291-0506-3
4. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология Текст. М.: Инфра М, 2001. 624 с. ISBN 5-86225-568-0
5. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений Текст. СПб.: Питер, 2009. 576 с. ISBN 978-5-8297-0253-3
6. Крысько, В. Г. Социальная психология Текст: курс лекций. М.: Омега Л, 2006. 352 с. ISBN 5-98119-390-5
7. Немов, Р. С. Социальная психология Текст / Р. С. Немов, И. Р. Алтухина. СПб.: Питер, 2008. 208 с. ISBN 978-5-7695-4482-8
8. Подгурецки, Ю. Социальная коммуникация Текст. М.: Гелиос АРВ, 2006. 160 с. ISBN 5-699-27198-6
9. Пэррот, Л. Искусство и наука общения Текст. М.: Триада, 2007. 272 с. ISBN 978-5-91180-837-2
10. Соснин, В. А. Социальная психология Текст / В. А. Соснин, Е. А. Красникова. М.: ИНФРА-М, 2004. 336 с. ISBN 5-16-000708-3
11. Социальная психология Текст: Ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон. СПб.: Питер, 2003. 512 с. ISBN 5-318-00577-2
12. Социальная психология Текст / Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.: Академия, 2001. 600 с. ISBN 5-7695-0627-Х
13. Социальная психология Текст / Под ред. С. Московичи. СПб.: Питер, 2006. 592 с. ISBN 5-699-26672-2
14. Социальная психология Текст: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003. 475 с. ISBN 5-7567-0236-9
15. Степанов, С. А. Популярная психологическая энциклопедия Текст. М.: Изд-во Эксмо Пресс, 2005. 672 с. ISBN 5-699-08839-3
Сущенко, С. А. Социальная психология Текст. Рн/Д: Феникс, 2005. 345 с. ISBN 5-222-06467-Х