Жан-Жак Руссо (1712—1778)— один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Его социальные и политико-правовые взгляды изложены в таких произведениях, как: “Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?” (1750), “Рассуждение? происхождении и основаниях неравенства между людьми” (1754), “О политической экономии” (1755), “Суждение о вечном мире” (впервые опубликовано после смерти, в 1782 г.), “Об общественном договоре, или Принципы политического права” (1762). Проблемы общества, государства и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей народного суверенитета. Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом новых, взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества. Для характеристики политических взглядов Джефферсона важно обратить внимание на то, что в составленном им проекте Декларации независимости было не 27, а 28 пунктов обвинения английского короля. Пункт, не попавший в окончательный текст Декларации в результате решительных возражений плантаторов южных колоний, осуждал процветавшее в южных колониях рабство негров. Джефферсон был убежден, что оно противоречит человеческой природе и естественным правам людей и обвинял английского короля в том, что он “захватывал людей и обращал их в рабство в другом полушарии, причем часто они погибали ужасной смертью, не выдерживая перевозки”. Методология, теоретические основы политико-правовых теорий: сходство и различие Мировоззренческая система Ж. Ж.Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма, картезианства, сенсуализма, наконец, идеализма и фидеизма в области религиозных воззрений. Но несомненно преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективное бытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал - духа и материи. Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую и косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только в результате высшего воздействия приобретает способность к механистическому передвижению в пространстве. Движение он понимал не как изменение вообще, а как перемещение
Введение 3 Методология, теоретические основы политико-правовых теорий: сходство и различие 4 Учение о естественном состоянии и естественных правах человека: сходство и различие 5 Учение о государстве (сущность, задачи, форма правления, соотношение человека и государства отношение к теории раздел властей, соотношение к церкви и государства) 7 Учение о демократии и народном суверенитете: сходство и различие 10 Отношение к революции: сходство и различие. Проблемы войны и мира 14 Заключение 16 Список литературы 17
1. Печатнов В.О. Гамильтон и Джефферсон М.: М., 1984 2. Согрин В.В. Идеология американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., Наука, 1978 3. Паррингтон В.А Основные течения американской мысли. М.: Изд-во. Ин лит, 1962. Т.1. 4. Джефферсон Т. О демократии. Спб. 1992 5. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж.Ж. Трактаты. М., 1964 6. Хрестоматия по истории политических и правовых учений. Под. ред. Л.М. Волосниковой ч.2 Тюмень, 1998 7. Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., 1993 8. История теоретической социологии.. Т.1. От Платона до Канта. М , 1995 9. Шелдон Г. Политическая философия Т. Джефферсона. М., 2001 10. Асмус В.Ф. Жан-Жак Руссо. М., 1962