Введение
За последние двадцать лет значительно возрос объём и оборот информации во всех сферах жизнедеятельности человека: экономической, финансовой, политической, духовной. И процесс накопления, обработки и использования знаний постоянно ускоряется. Учёные утверждают, что каждые десять лет количество информации увеличивается вдвое. В связи с этим возникает необходимость использования автоматических средств, позволяющих эффективно хранить, обрабатывать и распределять накопленные данные.
Исходя из современных требований, предъявляемых к качеству работы финансового звена крупного предприятия, нельзя не отметить, что эффективная работа его всецело зависит от уровня оснащения компании информационными средствами на базе компьютерных систем автоматизированного складского учета.
Компьютерный учет имеет свои особенности и радикально отличается от обычного. Компьютер не только облегчает учет, сокращая время, требующееся на оформление документов и обобщение накопленных данных для анализа хода торговой деятельности, необходимого для управления ею. Отчеты о положении в торговле, получаемые с помощью компьютера, можно получить и без него никакой особой математики в компьютере не содержится но на расчеты уйдет столько времени, что они уже ни на что не будут нужны; или ими придется занять такое количество расчетчиков, что на их зарплату уйдет значительно больше, чем будет получено прибыли в результате их расчетов. Таким образом, при применении компьютера количество переходит в качество: увеличение скорости расчетов делает возможным качественное улучшение самой схемы построения торговли.
Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки приложений, либо были настолько сложны и трудны, что даже хорошо разбирающиеся в компьютерах люди избегали работать с ними до тех пор, пока не получали полнх, ориентированных на пользователя приложений.
Исходя, из выше описанной сложившейся ситуацией, поставленной задачей стало создание системы, специализирующейся на деятельности мебельной фирмы. Разработанная АРМ экономиста мебельного предприятия использует в своём функционировании автоматизированные средства сбора, обработки, хранения и передачи информации, при этом используя хорошо структурированные базы данных, что облегчает логистическое планирование. Но при своих многочисленных функциях создаваемая система ориентирована на простого пользователя, не знакомого с процессом обработки информации.
Реализация проект предполагается на языке Object Pascal в визуальном RAD-средстве Borland Delphi 7.0. Разработка и создание базы данных предполагается в СУБД MS Access.
Программа обеспечивает прозрачную работу с базой данных и не требует от простых пользователей каких-либо дополнительных знаний. Программа решает все задачи, связанные с обработкой данных, редактирования, удаления, а пользователи только пользуются результатами ее работы.
1. Теоретическая часть
1.1. Формализация представления процесса проектирования АРМ экономиста - структура ТСП
Общество с ограниченной ответственностью «Виктория-М» было организовано в городе Астрахани в 1994 году.
С самого начала предприятие развивалось постепенно, ступенчато. Вначале это был небольшой цех по производству мягкой мебели, расположенный в черте города.
В мае 1999 года на месте бывшего совхоза «Красная заря» были построены 2 первых цеха (ныне цеха №1 и №2). С того времени предприятие постоянно расширяется. Сейчас оно насчитывает в своем составе 8 цехов (в перспективе - 12). По сравнению с первоначальным коллективом из 12 человек численность работающих возросла в 40 раз (приближается к пятистам). Сейчас это одно из крупнейших предприятий занимающихся изготовлением мебели в регионе. Ассортимент с момента организации предприятия тоже изрядно увеличился сейчас это разнообразная мягкая и корпусная мебель около 80-ти наименований.
Помимо Астрахани изготавливаемая мебель поставляется в другие регионы и города России: Волгоград, Санкт-Петербург, Калининград, Мурманск, Ярославль, Орёл, Брянск и др. С недавнего времени налажены поставки в Таджикистан.
Осовным видом деятельности ООО «ВИКТОРИЯ-М» является изготовление различных видов мебели и продажа изготавливаемой мебели как в сети собственных салонов, так и крупным оптовикам. В салонах «ВИКТОРИЯ-М» возможен заказ выполнения мебельных гарнитуров, шкафов-купе на заказ по меркам заказчика.
Кроме того салоны ООО «ВИКТОРИЯ-М» занимается продажей мебели других производителей, в частности итальянских фирм, например, PRESTIGE, и отечественных производителей, например, московской мебельной фабрики EDEL.
Управление предприятием представляет собой сложную структуру, имеющую системы управления подотраслью (например, начальники в цехах, кладовщики на складах, сеть салонов) и систему управления функционального назначения (например, кадры, финансы, учёт отчётность, материально-техническое снабжение), распределённые по уровням управления.
Высокая динамика процесса производства на ООО предъявляет повышенные требования к оперативности и достоверности исходных данных, получаемых с пунктов их зарождения, а также к средствам сбора, доставки и обработки исходной информации.
Деятельность ООО «Виктория-М» характеризуется комплексом утвержденных показателей, характеризующих: плановый выпуск продукции, плановую отгрузку товара, финансово-экономическое состояние, кадровое обеспечение, состояние охраны труда и производственной санитарии, обеспеченности предприятия материалами. Действует система контроля и учета текущих показателей. Их сравнение с допускаемыми или плановыми значениями, позволяет всесторонне оценивать текущее состояние предприятия и принимать необходимые меры по регулированию деятельности.
Совокупность показателей деятельности, нормативов и утвержденных информационных технологий их получения, обработки и использования составляют основу информационной модели ООО «Виктория-М».
Централизованный сбор, накопление и хранение первичной информации будет производится на создаваемом сервере ООО «Виктория-М». В эту же сеть включены АРМы пользователей (экономисты, кладовщики, технологи и работники других служб), которые получают необходимую им информацию из сервера.
Основные процессы, требующие автоматизации:
1) Снабжение. Начальники дают заявку на не хватающие им материалы. В свою очередь инженеры снабжения размещают заказы поставщикам. Поставщики выставляют счета снабжению. Далее эти счета направляются в бухгалтерию. Там эти счета рассматриваются, оплачиваются. Документы об оплате направляются поставщикам. Поставщики привозят товар и, соответственно, документы на него.
2) Сбыт. Магазины и базы, торгующие мебелью, посылают заявку на определенные виды продукции в отдел сбыта. Менеджеры отдела сбыта рассматривают эти заявки, а затем размещают заказы на эту продукцию начальникам цехов. Те в свою очередь выполняют заказы, и отдел сбыта с соответствующими документами направляют к заказчику.
Структурно-организационная схема ООО «ВИКТОРИЯ-М» имеет несложную систему и представлена в приложении 1.
1.2. Методика оценки технико-экономической эффективности применения выбранной технологии, методов и средств проектирования
Общим критерием целесообразности автоматизации решения экономических задач является достигаемое этим повышение эффективности посредством совершенствования системы. Ввиду этого, выбор наиболее экономичных вариантов автоматизации является важным фактором. Во многих случаях, при автоматизации экономических задач,определение общей экономической эффективности не представляется возможным. Ее можно оценить лишь качественно. В этих случаях количественная оценка экономичности выбираемого варианта автоматизации является единственно целесообразной.
Проще говоря, стоит ли вкладывать финансовые, материальные и прочие виды ресурсов в проект.
Для реализации каждого конкретного проекта ИС необходимо четко определить, и, прежде всего самому проектировщику определится, какие параметры и экономические показатели необходимо вывести в экономическое обоснование, для того что бы показать необходимость проектирования или внедрения, которое так же стоит рассматривать как проект, информационной системы.
В расчет экономической эффективности обычно входят следующие элементы: расчет отрицательных денежных потоков, расчет положительных денежных потоков, расчет показателей эффективности (NVP. IRR, PI, PP).
Понятие экономической эффективности информационной системы
Существует мнение, что внедрение и поддержка функционирования на предприятиях информационных систем (ИС) приводит к неоправданным затратам. Руководители предприятий, в своем большинстве, считают, что ИС не дают ожидаемого эффекта. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, современные, наиболее распространенные ИС созданы по функциональному признаку, т.е. ориентированы на выполнение функций, которые реализованы в системе управления предприятиями. Во-вторых, даже в условиях использования современных средств проектирования на основе бизнес-процессов разработка ИС в большинстве случаев реализуется по уже существующим технологиям, в то время как ИС должны способствовать формированию новых бизнес-процессов (реинжениринг) и технологических нововведений. И, наконец, существенным является и то, что при проектировании таких систем не осуществляется предпроектный анализ экономической эффективности, сравнительных характеристик затрат и сопоставления результативности их функционирования. Экономические выгоды от внедрения ИС могут быть реализованы только в том случае, если они выявлены уже в процессе проектирования и учитываются в целевой программе системы.
Продвижение на рынке ИС в условиях современной конкуренции невозможно без предоставления результатов оценки ожидаемой эффективности системы. Кроме того, существующая статистическая оценка успешности внедрения систем управления предприятием характеризуется неудачей внедрения от 40 до 70 % случаев.
Специалисты в области разработки, внедрения и сопровождения ИС должны обладать навыками проведения предварительной экспертизы проекта. Они должны уметь вести постоянный мониторинг системы на соответствие внедряемых технологий стратегии развития предприятия. Процесс соизмерения затрат и достигаемого за их счет эффекта должен быть именно процессом, то есть итерационной процедурой, проводимой на протяжении всего этапа разработки и внедрения проекта, результат которой способен повлиять на дальнейшее продолжение проекта.
Введение 2
1. Теоретическая часть 4
1.1. Формализация представления процесса проектирования АРМ экономиста - структура ТСП 4
1.2. Методика оценки технико-экономической эффективности применения выбранной технологии, методов и средств проектирования 5
2. Проектная часть 10
2.1. Постановка задачи 10
2.2. Функциональное обеспечение 10
2.3. Дерево функций 11
2.4. Дерево диалога 11
2.5. Дерево программных модулей 11
2.6. Информационное обеспечение 13
2.7. Схемы взаимосвязи модулей и массивов 16
2.8. Программное обеспечение 17
2.9. Технологическое обеспечение 19
2.9.1. Общий алгоритм работы программы 19
2.9.2. Блок-схема технологического процесса решения задачи в диалоговом режиме 20
2.9.3. Блок-схема программного модуля «Реализация» 20
2.9.4. Описание разработанных интерфейсов 22
2.6. Обеспечение информационной безопасности 27
3. Расчет технико-экономических показателей оценки эффективности применения выбранной технологии и инструментального средства 28
3.1. Исходные данные для расчета 29
3.2. Расчет объема капитальных вложений 31
3.3. Расчет текущих затрат 31
3.4. Оценка экономической эффективности 32
Заключение 34
Литература 35
Приложения 36
Литература
1. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: МГУ, 1998.
2. Грабер Мартин, перевод П. Быстров. SQL. М.: Лори, 2003.
3. Маклаков С.В. Моделирование бизнес процессов с AllFusion Process Modeler (BRwin 4.1.). М.: Диалог-Мифи, 2003.
4. Табурчак П.П., Тумина В.М., Сапрыкина М.С. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
5. Дантеманн Джефф, Мишел Джим, Тейлор Дон. Программирование в среде Delphi: Пер. с англ., К.: НИПФ «ДиаСофт Лтд», 1995.
6. Фаронов В. В. Паскаль и Windows. М., Учебно-инженерный центр «МВТУ-ФЕСТО ДИДАКТИК», 1995.
7. Федоров А. Г. Создание Windows-приложений в среде Delphi: -М., ТОО фирма «КомпьютерПресс», 1995.
8. И.А. Харитонова, В.Д. Михеева. «Microsoft(r) Access 2000», издательство "БХВ - Петербург", 1999.
9. С.В. Глушаков, Д.В. Ломотько. «Базы данных: Учебный курс», ООО "Издатльство АСТ", 2000.
10. В.Э. Гофман, А.Д. Хомоненко. «Работа с базами данных в Delphi», "БХВ - Петербург", 2000.
11. «Введение в базы данных. Часть 2. Настольные СУБД». Алексей Федоров, Наталия Елманова, «Компьютера», 2004, №12.