Введение Переходные процессы в российской экономике привели к формированию нового (для отечественной социально-экономической системы) типа хозяйствующих субъектов – коммерческих организаций - и актуализировали проблему их эффективности, как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Коммерческая деятельность предприятия – заключительный момент во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Актуальность данной темы обусловлена тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений. Возникшие политические и экономические обстоятельства требуют новых подходов к управлению таких форм хозяйствования, которые были бы адекватны рыночным отношениям. Активное развитие прогрессивных форм ведения рыночного хозяйства, приватизация государственной собственности выводят на первый план проблемы изучения природы экономических явлений, которые в новых условиях играют особую роль. К их числу, прежде всего, относится коммерческая деятельность. В условиях переходной экономики развивается структура и формы организации коммерческой деятельности, расширяется практика самостоятельного выбора партнеров, клиентуры и экономических условий, преобразуется товаропроводящая сеть посреднических организаций, призванная обеспечить возможность широкого доступа всех потребителей к материальным ресурсам. Предприятия торговли существенно изменяют свои функции, организацию и технологию работы, становятся активными торговыми посредниками, которые строят отношения с клиентами на рыночных принципах. Рыночные отношения требуют качественно новых подходов к организации коммерческой деятельности. Для ее ведения в условиях рыночных отношений нужны соответствующего уровня квалификации специалисты, владеющие методиками изучения спроса, сегментирования рынка, организации договорной работы, компьютерных информационных технологий. Низкий уровень организации коммерции влечет за собой неблагоприятные экономические показатели деятельности. В настоящее время многие союзы потребительских обществ и их торговые организации работают убыточно. Одна из основных причин убыточности заключается в слабой организации коммерческой деятельности. Исследование проблем управления коммерческой деятельностью нашло свое отражение в работах таких авторов, как Аванесова Ю.А., БурмистроваВ.Г., Вадорожного В.К., Зырянова А.В., Иваницкого В.И., Ковалева Н.Р., Крутикова Ф.А.-, Лазарева В.А., Новикова Д.Г., Новикова О.А., Новицкого А.Г., Николаевой Т.Н. Панкратова Ф.Г., Попова Г.Х., Проценко О.Д., Серегиной Т.К., Сониной И.Е., Смирнова П.В., Фасоляк.НД. и др. Среди наиболее важных исследований, которые освещают те или иные аспекты становления и развития различных форм предпринимательства в переходной экономике России следует отметить таких авторов как В.Афанасьев, А.Блинов, Ю.Воробьёв В.Горфинкель, А.Крутик, М.Лапуста, Ф.Русинов, А.Орлов, Г.Поляк, Н.Шмелев и др. Результаты изучения литературы свидетельствуют о различии в научных представлениях отечественных и зарубежных исследователей по проблеме организации коммерции и торгового дела. Проблемы управления коммерческой деятельностью сложны, многоаспектны и требуют изучения применительно к российским условиям. В теоретическом плане остаются дискуссионными вопросы, касающиеся сущности коммерческой деятельности, ее структурных составляющих и др. Целью работы является изучение теоретико-методологических основ коммерции и определение ее роли в современной экономике. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: раскрыть понятие и сущность коммерции; изучить эволюцию взглядов на торговлю в экономической теории; проанализировать основные методологические аспекты коммерции. Объектом исследования является коммерция как институт рыночной экономики. Предмет исследования – коммерция как наука, ее предмет, методы и основные теории. Теоретическую и методологическую основу работы составили классические и современные труды российских и зарубежных экономистов. В работе использовались общенаучные логические приемы и методы исследования: дедукции и индукции, сравнения абстрактно-логический, библиографический и другие методы. Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. 1. Коммерция как составная часть рыночной экономики Коммерция – слов латинского происхождения (от лат. commercium – торговля). Однако надо иметь в виду, что термин «торговля» имеет двоякое значение: в одном случае он означает самостоятельную отрасль народного хозяйства (торговлю), в другом – торговые процессы, направленные на осуществление актов купли-продажи товаров. Коммерческая деятельность связана со вторым понятием торговли – торговыми процессами по осуществлению актов купли-продажи с целью получения прибыли. Коммерческая деятельность – более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство – это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Вхождение в рынок – сложный и многофакторный процесс, охватывающий все стороны коммерческой деятельности торгового предприятия. С этих позиций профессора Ю.А. Аванесов и Е.В. Васькин дают следующую трактовку коммерческой деятельности: «Цель коммерческой деятельности – максимизация выгоды (дохода, прибыли). Достижение этой цели должно постоянно сопровождать весь процесс коммерческой деятельности с каждым контрагентом по каждому конкретному поводу в конкретных условиях» . Авторы выделяют три компонента коммерческой деятельности: производство продукции; коммерция (торговля); коммерческое посредничество. Более широкое толкование сущности коммерческой деятельности дал профессор Б.А. Райзберг: «Сейчас термин «коммерческая деятельность» стал толковаться расширительно и означает не только непосредственно торговую, но и другие виды предпринимательской деятельности» . Далее автор конкретизирует, что при простой формуле торговой сделки: «товар – деньги»
Содержание
Введение 3
1. Коммерция как составная часть рыночной экономики 6
2. Основные научные теории и концепции коммерции: эволюция взглядов 10
3. Методологический аспект коммерции в современных условиях 16
Заключение 19
Список литературы 21
Список литературы
1. Аванесов Ю.А., Васькин Е.В. Основы коммерции: Учебник. М.: ТОО «Люкс-Арт», 1999.
2. Афанасенко И.Д. Россия в потоке времени: история предпринимательства. СПб.:Изд.во»Третье тысячелетие»,2003.-512с.
3. Баркан Д.И. Управление сбытом. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 344 с.
4. Бланк, И. А. Торговый менеджмент. 2-е изд., 1. перераб. и доп. Киев : Эльга, Ника-Центр, 2004.
5. Борисова В.В. Логистический менеджмент межрегионального товарообмена, 2008. - 408 с.
6. Дашков, Л. П. Коммерция и технология тор¬2. говли / Л. П. Дашков, В. К. Памбухчиянц. 2-е изд. М. : Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 2000. 448 с.
7. Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Зайцев Е.В., Дюженкова Н.В. Коммерция. Методические указания. - Тамбов. Изд-во ТГТУ, 2003. - 20 с
8. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.
9. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.П.Половцева. М.: «Инфра-М», 2000.
10. Курс экономики: Учебник / Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 1997. 538 с
11. Манько А.В. Российская коммерция: страницы прошлого: Учебное пособие. М.: МГУК., 1996.
12. Парфенов А.В., Гарнов И.Б. Электронная коммерция: Учебное пособие. СПб.: Изд-во «Новый век», 2008. 130 с.
13. Российская торговая энциклопедия. В 5-ти т. Т. 1-5. / Глав. ред. Я.Л. Орлов. М.: РООИиП, 1999.
14. Самоукин А.И., Шилов А.А. Теория и практика бизнеса.- М.: Русская деловая литература, 1997.
15. Торговое дело: экономика и организация. Учебник под общ. Ред. Л.А.Брагиной и Т.П.Данько. М.: «Инфра-М», 1997.