Актуальность выбранной темы дипломного проекта связана с тем, что в комплексе маркетинга (маркетинг-миксе) решения в области товарной политики - одни из самых низкозатратных. И действительно, по сравнению с расходами на организацию сети представительств или проведение масштабной рекламной кампании ресурсы, привлекаемые к проведению товарной политики, незначительны. Это корпоративное мероприятие и его эффективность зависит, прежде всего, от фактора организации, от слаженности работы всех служб компании.
Цель выпускной квалификационной работы анализ формирования ассортимента товаров на предприятии оптовой торговли «Шрея» и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Исходя из цели, можно определить ряд задач:
1. Провести анализ теоретической базы по формированию ассортиментной политики предприятия оптовой торговли.
2. Рассмотреть предприятие оптовой торговли.
3. Разработать план по расширению ассортимента предприятия.
Объект исследования в выпускной квалификационной работе ЗАО «Шрея», компания, специализирующаяся на оптовой продаже лекарственных средств. Предмет исследования ассортиментная политика компании.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки ассортиментной политики предприятия 5
1.1. Принцип и порядок формирования ассортимента на предприятии оптовой торговли 5
1.2. Методы анализа ассортиментного портфеля 13
1.3. Инструменты формирования сбалансированного портфеля продукции 28
Глава 2. Анализ ассортимента компании «Шрея» 33
2.1. Общая характеристика компании 33
2.2. Ассортиментная политика предприятия 43
2.3. Формирование ассортимента товаров на предприятии «Шрея» 49
Глава 3. Совершенствование товарного ассортимента компании «Шрея» 58
3.1. Исследование соответствия ассортимента компании предпочтениям потребителей 58
3.2. Методы оптимизации ассортимента предприятия 74
3.3. Разработка предложений по повышению эффективности товарных групп 81
Заключение 87
Список литературы 89
Приложения.
1. Отраслевой стандарт. Правила оптовой торговли лекарственными средствами. ОСТ 91500.05.0005-2002 (в ред. Приказов Минздрава РФ от 1.03.2003 №122, от 28.03.2003 N 130) «Консультант+»
2. Положение «О государственном регулировании цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства» от 9 ноября 2001 г. № 782. «Консультант+»
3. Положение «О Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» от 30.06.2004 № 323 «Консультант+»
4. Постановление Правительства РФ от 12.12.2004 № 769 «О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг» «Консультант+»
5. Постановление Правительства РФ от 17.10.2005 № 619 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства» «Консультант+»
6. Постановление Правительства РФ от 9 ноября 2001 года №782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» «Консультант+»
7. Приказ Минздравсоцразвития России от 18.09.2006 № 665 «Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» «Консультант+»
8. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 2 октября 2006 г. № 2240-Пр/06 «О государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства (по торговым наименованиям), отпускаемые по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» «Консультант+»
9. Федеральный закон от 22 июня 1998 года №86-ФЗ «О лекарственных средствах» «Консультант+»
10. Академия рынка: маркетинг. Пер. с фр. А. Дийап, Ф. Букерсель и др. М.: Экономика, 2005.
11. Афанасьев A.M. научные основы управления сферой обращения лекарственных средств.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. С.96-97
12. Брыскин В.В. Математические модели маркетинга. Новосибирск.: Наука, 2006.
13. Гапошина Л.Г. Товар в маркетинге: Лекция// Издательно-книготорговый центр «Маркетинг». М.: МУПК, 2007.
14. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М.: Юрист, 2007.
15. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли. М: Восхождение, 2007.
16. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Девятое международное издание. М.: Дело, 2006. 896 с.
17. Маркетинг менеджмент. 11-е изд.// Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2008. 800 с.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»).
18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2007, - 800 с.
19. Перерва П.Г. Практический маркетинг: Справочник менеджера промышленного предприятия. Вып. 5: Исследования рынка потребительских товаров. М.: 2007. 72 с.: ил.
20. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. М.: Бизнес школа «Интел - синтез», 2006.
21. Баутов А.Н. Оптимальное управление продажами с использованием статистических моделей// Маркетинг в России и за рубежом. 2008, № 6.
22. Гудзенко А.П. Актуальные проблемы ценообразования на лекарственные средства// Провизор. 2007. - №2. с. 67-81
23. Дремова Н.Б., Соломка СВ., Лазарева Е.В. Тестирование рынка - основа формирования ассортиментной политики по лекарственным средствам // Фармация.- 2008.- N4.-C.26-28.
24. Заикин А. А. Маркетинг в оптовой торговле// Маркетинг в России и за рубежом. - 2008. №1.
25. Ивахник Д.Е., Григорьева В.З. Оптимизация производственной программы предприятия в условиях рыночных отношений// Маркетинг в России и за рубежом. 2007, № 1.
26. Пашутин С.Б. Особенности Российского фармацевтического рынка// Маркетинг в России и за рубежом. - №5. 2008. с. 24-47
27. Петухова И.В., Петухова Н.В. Современное состояние и направления совершенствования рыночной доли продукции// Маркетинг в России и за рубежом. 2008, №5.
28. Пигунова О.В. Ассортиментная концепция предприятия торговли// Маркетинг. 2007 , № 1. с. 68 74.
29. Силаков А.В. Иващенко Н.С. Выбор структуры товарного портфеля предприятия на основе анализа сбалансированности// Маркетинг в России и за рубежом. 2008, №6. с.с. 71 87.
30. Силаков А.В. Оптимизация плана по обновлению ассортимента продукции предприятия при формировании сбалансированной структуры товарного портфеля// Сборник научных трудов аспирантов. Выпуск 7. М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина, 2006. с.с. 116 121.
31. Толстова Е.В. Состояние оптовой и розничной реализации лекарственных средств и механизм государственного регулирования этих видов деятельности// Новая аптека. - №7. 2006. с. 56-69
32. Громовик Б. П., Гасюк А. Д., Ярко Н. Б. SWOT-анализ деятельности оптовой фармацевтической фирмы http://www.pharmmarketing.ru