Введение На формирование японской модели корпоративного управления оказали влияние экономические и политические условия послевоенного развития Японии, а также культура данной страны. До второй мировой войны японский бизнес был представлен небольшим числом финансово-промышленных конгломератов – дзайбацу, собственность которых была сконцентрирована в руках отдельных семейных кланов. После Второй Мировой войны Япония по уровню своего экономического развития отставала от многих мировых держав. В течение двадцати послевоенных лет господство на мировом рынке принадлежало Соединённым Штатам Америки. Однако к началу 70-х годов на мировой арене появилась новая страна с высокоразвитой экономикой. Этой страной была Япония. Это стремительное развитие экономики данной страны в исследовательской литературе называют «японским экономическим чудом». Успехи экономики Японии привлекли к себе пристальное внимание ученых-экономистов всех стран. При этом особым интересом пользовались механизмы, благодаря которым Япония в течение относительно короткого промежутка времени превратилась в высокоразвитую индустриальную державу. Исследователи японской экономики, к числу которых относился также и известный за рубежом специалист по японской модели менеджмента Уильям Оучи, считают, что успех японской экономики главным образом стал следствием формирования и функционирования специфической системы корпоративного управления Японии. В процессе внимательного и тщательного изучения японской модели менеджмента выяснилось, что японская система корпоративного управления является синтезом этнических и культурных традиций Японии, а также идей других стран. При этом многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской модели менеджмента идеи из старых учебников по теории управления. Таким образом, исследование японской модели корпоративного управления является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых ее основополагающих принципов в систему управления российских предприятий. Целью написания данного реферата является исследование японской модели корпоративного управления. Для достижения поставленной цели следует решить ряд следующих задач: изучить признаки японской модели корпоративного управления; изучить поведение работников в японской организации; исследовать систему управления персоналом в Японии; исследовать систему управленческого контроля на японских предприятиях: исследовать систему управления качеством в Японских корпорациях. При написании реферата использовались труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблеме. 1. Признаки японской модели корпоративного управления Специалисты по менеджменту выделяют шесть характерных признаков японской модели корпоративного управления : 1) Гарантии занятости и создание обстановки доверия. Такая гарантия ведет к стабильности кадрового состава и уменьшает их текучесть. Стабильность выступает в качестве стимула для работников организации, она укрепляет чувство корпоративной общности, создает гармонию в отношениях подчиненных с руководителем. Отсутствие угрозы увольнения и предоставление возможности карьерного роста мотивируют работников в укреплении чувства единства с организацией. Стабильность позволяет, с одной стороны, количественно увеличить управленческие ресурсы корпорации, а с другой стороны, сознательно определяет направление вектора их активности на цели, имеющее большее значение, чем цели поддержания трудовой дисциплины. Гарантия занятости на японских предприятиях обеспечена системой пожизненного найма – явлением уникальным и во многом непонятным для европейцев. 2) Гласность и ценности фирмы. Использование общей базы информации о политике и деятельности корпорации всеми ее сотрудниками способствует развитию атмосферы участия и общей ответственности, что положительно влияет на производительность и взаимодействие между руководителями и их подчиненными. В этом отношении встречи и совещания с участием инженеров и работников администрации позволяют добиться существенных результатов. Японская система корпоративного управления стремится также к созданию общей для всех служащих предприятия базы для понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритетное значение качественного обслуживания потребителей, сотрудничество работников с руководителями
Содержание Введение 3 1. Признаки японской модели корпоративного управления 5 2. Японские менеджеры 7 3. Поведение работников в организации 8 4. Система управления трудовыми ресурсами 11 5. Система управленческого контроля 13 6. Система управления качеством 14 Заключение 17 Список использованной литературы 19
Список использованной литературы 1. Вахрушев В. Принципы японского управления. М.: Прогресс, 2002. 2. Каору Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 1989. 3. Мильнер Б., Лиис Ф. Управление современной корпорацией. М., 2001. 4. Овчинников В.В. Ветка сакуры. М.: Молодая гвардия, 1987. 5. Оучи У. Методы организации производства: японский и американские подходы. М.: Наука, 1993. 6. Чернышев В.Н. Человек и персонал в управлении. М.: Финпресс, 1997. 7. Шеин В.И., Жуплев А.В., Володин А.А. Корпоративный менеджмент. М., 2001. 8. Шонбергер Японские методы управления производством. М.: Наука, 1988. 9. Геронин Н. Япония: что такое пожизненный найм. //Союз. 1990. №17.