Введение Актуальность темы исследования. Формирование рыночного механизма хозяйствования поставило перед наукой и практикой серьезную проблему, связанную с необходимостью освоения и использования маркетинга как рыночной концепции управления во всех отраслях и сферах деятельности. Успешное функционирование предприятий на принципах маркетинга возможно при условии проведения систематических исследований, позволяющих получать адекватную действительности картину состояния рынка и осуществлять мониторинг внешней среды, одним из главных элементов которой является потребитель. Маркетинговая концепция бизнеса предполагает, что весь процесс производства, реализации товаров и оказания услуг строится исходя из всестороннего учета интересов потребителя и активного воздействия на его экономическое поведение, что позволяет решать рыночные проблемы наиболее рационально, добиваться согласования спроса и предложения с наименьшими потерями и обеспечивать получение необходимого размера прибыли. Для предприятий общественного питания и гостиничного обслуживания вопросы исследования спроса имеют особую значимость, что обусловлено спецификой функций, выполняемых предприятиями питания, и тем, что они непосредственно контактируют с потребителями, выступая на рынке как самостоятельные производители, продавцы и организаторы потребления своего продукта. Определение перспектив развития рынка на территориальном уровне и выбор направлений организации маркетинговой деятельности предприятий должны базироваться на изучении реальных и потенциальных желаний, мотивов, покупательских возможностей населения. Поэтому для общественного питания особую актуальность и практическую значимость представляет комплексное исследование спроса и процессов его формирования на продукт (услугу) Степень разработанности проблемы. Исследование спроса населения на потребительские товары относится к направлению, достаточно широко и полно освещенному в научной литературе как дореформенного, так и переходного к рынку периода. Методологические аспекты исследования спроса и поведения потребителей рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученых О.Д. Андреевой, Г.Л. Багиева, И.К. Беляевского, Е.П. Голубкова, Е. Дихтля, Н.Д. Ильенковой, Ф.Котлера, Ф.А.Крутикова, Г.Д.Крыловой, Ж.Ж.Ламбена, А.П.Пидкасистого, Л.С. Рябинского, Б.А.Соловьева, Л.Ф. Столмова, Х.Хершгена, В.Хойера, Г.Черчилля, Х.Швальбе, Дж.Р. Эванса и др. Тем не менее, непосредственно для общественного питания и гостиничного обслуживания их применение затруднено в силу функциональной специфики отрасли. Некоторые особенности спроса в общественном питании и факторы, формирующие его в условиях социалистического общества, рассматривались в трудах И.Т. Балабанова, М.Л. Дементьевой, Л.А. Калининой, В.Р. Мартынова, З.С. Ходоровой. Возможности моделирования спроса в этой отрасли исследовали ученые В.И. Карсекин, А.И. Кочерга, А.А. Мазараки, В.М. Ройзман, Р.К. Скляр. В работах В.Р. Махнюк, В.П. Симорот, Т.М. Сараевой, Н.А. Пятницкой, Б.Г. Шелегды изучались вопросы качества и уровня обслуживания на предприятиях общественного питания и гостиничного обслуживания, направленные на определенные контингенты потребителей. Обзор отраслевой литературы показал, что применительно к общественному питанию и гостине достаточно полно разработаны методические аспекты исследования спроса на его продукцию и услуги, базирующиеся на системно-целостном подходе и учитывающие комплексной характер его объекта, отличия между спросом определенных контингентов потребителей и населения города в целом; изменившиеся в связи с переходом к рынку внешние и внутренние условия функционирования предприятий общественного питания. Поэтому в настоящее время назрела объективная необходимость в уточнении, переосмыслении, систематизации понятий, связанных со спросом; в разработке методики, позволяющей исследовать спрос в общественном питании как основу его развития в соответствии с маркетинговой концепцией; в формировании системы информационного обеспечения данных исследований. Цель аботы заключается в развитии теоретических и методологических аспектов исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания и гостиничного обслуживания Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: • проанализированы теоретические и методологические основы процесса маркетинговых исследований на рынке потребительских товаров и услуг в целом, • обобщен опыт изучения спроса в общественном питании и гостиничного обслуживания, а также подходы и направления исследования спроса потребителей, изложенные в научной литературе по маркетингу, • исследован процесс формирования и проявления спроса на продукцию и услуги общественного питания на примере предприятия спортивного питания «Олис», • рассмотрены возможности использования результатов исследования спроса для организации эффективной деятельности исследуемого предприятий. 1. Теоретические основы изучения спроса населении на продукцию и услуги предприятий питания и гостиниц 1.1. Изучение спроса и его методы как вид маркетингового исследования Грамотное и профессионально проведенное маркетинговое исследование позволяет объективно оценить рыночные возможности и выбрать те направления деятельности, где достижение поставленных целей становится возможным с минимальной степенью риска и наибольшей определенностью. Специфика этих исследований состоит в том, что они, как отмечает А. Горелова, «по сравнению с другими видами маркетинговой деятельности более интенсивно используют математический и статистический аппарат для обработки и анализа информации, взаимодействуют с другими дисциплинами, изучающими рынок, потребителей, процессы управления, психологические процессы, социологические закономерности и т.д.» , то есть теория маркетинговых исследований - синтетическая область знаний. Она вобрала в себя методологию различных наук, переработав ее и подчинив маркетинговым целям и задачам. Прежде всего, в основе этой теории лежат общенаучные подходы и такие принципы организации исследования, как системность, комплексность, объективность, достоверность, сопоставимость и эффективность, что подчеркивают все ученые, рассматривающие в своих работах процесс и проблемы проведения маркетинговых исследований. Аналитико-прогностические и заимствованные из различных областей знаний методы, а также приемы маркетингового анализа выбираются и используются в зависимости от целей исследования, его предмета и объекта. Наиболее разработанными и практически сложившимися являются методы изучения реализованного спроса. Их можно условно разделить на две
Содержание
Введение.3
1. Теоретические основы изучения спроса населении на продукцию и услуги предприятий питания и гостиниц
1.1. Изучение спроса и его методы как вид маркетингового исследования6
1.2 Особенности формирования спроса на современных предприятиях общественного питания..9
1.3 Особенности формирования спроса на продукцию гостиниц..13
2. Общая характеристика предприятия спортивного питания «Олис»..16
3. Изучение спроса населения на продукцию предприятия общественного питания «Олис».21
Заключение..34
Список литературы.35
Приложение.36
Список литературы
1. Литвинова А.Н. Маркетинговые исследования. М.: ПРИОР, 2004
2. Иванова Н. Препдриятия гостиничного обслуживания. М.: Финстатпром, 2002
3. Маттенкова А.Н. Математические методы в маркетинге. М.: Манускрипт, 2004
4. Мартынов В.Р. Предприятия питания в современной России. М.: МР3 Пресс, 2004
5. Панов А.Н. Современный СКС в России. М.: Литера, 2005
6. Попов С.А. Исследование регионального управления гостиничным комплексом (на примере г.Сочи) . М.: Манускрипт, 2003
7. Торопова А.С. Тория общественного питания. М,: Литера, 2003