3. Охарактеризовать закон исключенного третьего; показать его отличия от закона непротиворечия.
Закон исключенного третьего. Из двух противоречивых суждений об одном и том же предмете, в одно и то же время, в одном и том же отношении одно необходимо истинно, а другое ложно, третьего не дано. Закон выражается формулами «или р или не-р»; «либо р, либо не-р» (р Ú не-р). Закон исключенного третьего распространяется на тот случай, когда одно высказывание что-либо утверждает относительно всего класса предметов или явлений, а другое то же самое отрицает относительно части предметов или явлений этого класса, а также когда одно высказывание что-либо отрицает относительно всего класса предметов или явлений, а другое то же самое утверждает относительно части предметов или явлений этого класса. Иначе говоря, два противоречащих суждения об одном и том же предмете, в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными (истинность одного из них обязательно означает ложность другого, и наоборот).
Закон непротиворечия утверждает, что противоречащие суждения о любых предметах и явлениях не могут быть одновременно истинными, но одно из них необходимо ложно. Закон непротиворечия действует в отношении всех противоположных суждений и противоположных (контрарных) и противоречащих (контрадикторных). Он указывает, что два противоположных суждения не могут быть одновременно истинными, одно из них необходимо ложно. Что касается другого суждения, то оно может быть как истинным, так и ложным. Закон исключенного третьего также не допускает противоречий в мыслях. Но вместе с тем он представляет собой дальнейшее развитие закона непротиворечия, устанавливая, что два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными (на что указывает закон непротиворечия), но они не могут быть также одновременно ложными: если истинно одно из них, то другое необходимо ложно. Закон исключенного третьего действует только в отношении противоречащих суждений (противоположные суждения могут быть одновременно ложными).
6. Какие пары понятий находятся в отношениях «род-вид», а какие в отношениях «часть-целое»?
Линия - окружность (род вид).
12. Какой закон логики нарушен? Проанализируйте причину нарушения.
1. Праздник продолжался; все веселились, но многие были подавлены случившимся. Нарушен закон непротиворечия: в рассуждении не должно быть противоречивых мыслей об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении («все веселились» и «многие были подавлены случившимся» являются противоречивыми суждениями).
2. Семена, собранные здесь, идут на закладку будущих дубрав, где вырастут высокие мачтовые сосны и мощные ели. Нарушен закон тождества: не выполнено требование определенности мышления (объект остается объектом при неизменности его основных свойств, чего нельзя сказать в данном случае собранные семена не тождественны посаженным семенам, а посаженные семена не тождественны деревьям, которые должны вырасти).
3. В связи с тем, что моя первая бывшая жена нанесла повреждения второй, мне ничего не осталось, как жениться в третий раз. Нарушен закон достаточного основания: из того, что первая жена нанесла повреждения второй, не следует необходимость женитьбы в третий раз.
1. Проанализируйте операцию деления понятий; виды деления понятий.
2. Охарактеризуйте структуру суждения.
3. Охарактеризовать закон исключенного третьего; показать его отличия от закона непротиворечия.
4. Охарактеризуйте разновидности условно-категорического силлогизма и проанализируйте его правила.
5. Охарактеризуйте правила доказательного рассуждения по отношению к аргументам. Проанализируйте типичные ошибки.
6. Какие пары понятий находятся в отношениях «род-вид», а какие в отношениях «часть-целое»?
7. Изобразите круговыми схемами отношения между понятиями.
8. Установите ошибки при определении понятия. Обоснуйте ответ.
9. Оцените правильность деления понятий; укажите ошибки; обоснуйте ответ.
10. Определите вид сложных суждений.
11. Сформулируйте к указанному суждению вначале противоположное, а потом противоречивое суждение.
12. Какой закон логики нарушен? Проанализируйте причину нарушения.
13. К какому виду умозаключений (и его разновидности) относится пример. Какой вывод следует из посылок достоверный или вероятностный? Обоснуйте ответ.
14. Можно ли получить данные выводы с помощью полной индукции?
15. Найдите ошибки в рассуждениях. Определите нарушенное правило.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьева О. В. Логика: учебное пособие. М., 2002.
2. Гетманова Л. Д. Учебник по логике. М., 1994.
3. Ивин А. А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. М., 1999.
4. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. М., 1982.