Введение
Актуальность данной темы определяется тем, что с принятием Конституции РФ в 1993 г. были внесены важные изменения в подход России к выполнению международных обязательств и правовому режиму международных договоров. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации впервые за всю историю государства Российского были введены в првовую систему страны.
На конституционном уровне впервые был признан принцип, в соответствии с которым все международные договоры Российской Федерации становятся составной частью национальной правовой системы и для этого не требуется принятия каких-либо дополнительных актов имплементации.
Таким образом, нормы российского законодательства и нормы международного права, представляющие самостоятельные нормативные блоки в рамках единой правовой системы, подлежат реализации всеми государственными органами.
С позиции системы и структуры национального законодательства Конституция Российской Федерации представляет собой нормативный правовой акт особой, высшей категории. Конституция Российской Федерации 1993 года является особым источником российского права, обладающим в силу ч. 1 ст. 15 высшей юридической силой на территории Российской Федерации. Формальное и буквальное толкование ч. 1 и ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации дает возможность утверждать, что в случае возникновения коллизии между конституционными положениями и международным договором Российской Федерации правоприменитель обязан отдать приоритет в применении исключительно конституционным нормам.
Это также подтверждается действующим российским законодательством, предусматривающим законодательные меры, связанные с недопустимостью появления в правовой системе России международных договоров, положения которых противоречили бы Конституции Российской Федерации. Из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ вытекает, что международные договоры обладают приоритетом только в отношении законов и не могут превалировать над положениями самой Конституции.
Хотелось бы подчеркнуть, что Россия была первой страной, ратифицировавшей конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 года. В настоящее время уже внесены коррективы в ряд законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с нормами, предусмотренными данной конвенцией. Неукоснительное соблюдение положений международных договоров и резолюций Совета Безопасности ООН антитеррористической направленности способствует укреплению и росту авторитета нашей страны.
Цель данной работы рассмотреть особенности толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ее применение в деятельности ФСБ РФ.
В курсовой работе рассматриваются следующие вопросы:
1. Особенности толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ее применение в деятельности ФСБ РФ.
2. Деятельность международной организации Интерпол и учет его возможностей в деятельности ФСБ РФ.
Первая часть работы посвящена особенностям толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Во второй части курсовой работы рассматривается деятельность Интерпола и использование его возможностей в деятельности ФСБ РФ. В конце работы сделаны обобщающие выводы.
Содержание
Введение 3
1. Особенности толкования ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ее применение в деятельности ФСБ 5
2. Специализированные учреждения и учет их возможностей в деятельности ФСБ (на примере Интерпола) 13
Заключение 23
Список использованной литературы 26
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. М.: Известия, 1995. 147 с.
2. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»//СЗ РФ. 2006. №11. Ст. 1146; 2006. №31, ч. 1. Ст. 3452; 2008. №45. Ст. 5149; 2009. №1. Ст. 29.
3. Федеральный закон от 15 сентября 2006 г. № 158-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма»//СЗ РФ. 2006. №41. Ст. 4205.
4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»//СЗ РФ. 1995. №15. Ст. 1269.
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 6-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2007. 784 с.
6. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 700 с.
7. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 512 с.
8. Большой юридический словарь/Под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2006. 704 с.
9. Вагизов Р.Г. Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека: нормативно-правовая основа международной системы защиты прав человека//Российская юстиция. 2008. №5. С. 34-35.
10. Грецова Е.Е. Обеспечение общественной безопасности и противодействие терроризму как основания ограничения прав и свобод человека в международном праве//Российская юстиция. 2008. №5. С. 40-43.
11. Есаян А.К. Меры по борьбе с коррупцией в государствах членах СНГ, ЕврАзЭС и ШОС//Российская юстиция. 2009. №6. С. 57-59.
12. Зиновьев А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики. М.: Герда, 2000. 416 с.
13. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. М.: Изд-во Эксмо, 2007. 688 с.
14. Коваленко А.И. Конституционное право России: Учебник. М.: Право и Закон, 2006. 208 с.
15. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 608 с.
16. Колесников .В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право Российской Федерации. М.: Высшее образование, 2008. 365 с.
17. Конституционное право/Отв. ред. В.В. Лазарев. М.: Юрист, 2006. 592 с.
18. Конституционное право России/Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. 2е изд. М.: НОРМА, 2007. 544 с.
19. Конституционное право России: Курс лекций/Отв. ред. Ю.Л. Шульженко. М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2007. 480 с.
20. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред. Б.Н. Топорнина. М.: Юрист, 2007. 890 с.
21. Лаптев П.А. Международный договор Российской Федерации и Конституция Российской Федерации: проблема иерархии//Российская юстиция. 2009. №2. С. 2-5.
22. Международное право/Под ред. Ю.М. Колосова, В.И. Кузнецова. М.: Междунар. отношения, 2007. 624 с.
23. Международное право/Под ред. А.А. Ковалева, С.В. Черниченко. М.: Изд-во Омега-Л, 2007. 832 с.
24. Международное право/Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М.: Норма, 2007. 720 с.
25. Международное право/Под ред. Ю.М. Колосова, Э.С. Кривчиковой. М.: Междунар. отношения, 2008. 720 с.
26. Международное публичное право/Под ред. К.А. Бекяшева. М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2007. 640 с.
27. Обухова Е.С. Совершенствование законодательства Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод//Государство и право. 2008. №2. С. 24-31.
28. Применение Европейской конвенции о защите прав человека в судах России\Под ред. А.Л. Буркова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2007. 264 с. (Международная защита прав человека; Вып. 6).
29. Рабцевич О.И. Место и роль Совета Безопасности ООН в системе международной уголовной юстиции//Российская юстиция. 2008. №5. С. 36-39.
30. Смоленский М.Б. Конституционное (государственное) право России. М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука-П
ресс, 2006. 416 с.