2.1. Системы социального страхования
Одной из главных отличительных особенностей немецкой системы социального страхования является разнообразие моделей, регулирующих функционирование каждой из пяти подсистем:
пенсионного страхования,
медицинского страхования,
страхования от безработицы,
страхования от несчастных случаев,
страхования от необходимости ухода по старости или болезни.
Эти модели различаются, в частности, большей или меньшей степенью государственного регулиования. Так размер ежегодных страховых взносов в пенсионные кассы (фонды) определяется правительством, к тому же он устанавливается единым для всех видов пенсионных касс. Тем самым пенсионные кассы не конкурируют друг с другом. В противоположность этому каждая из больничных касс, осуществляющих медицинское страхование, устанавливает размеры страховых взносов самостоятельно. При этом страхователь имеет право свободного выбора больничной кассы, что приводит к достаточно острой конкурентной борьбе в сфере медицинского страхования.
Естественно, различие моделей обусловлено и, так сказать, самой природой страховых услуг в той или иной сфере. Если пенсионное страхование производит преимущественно денежные выплаты, то больничные кассы обеспечивают медицинское обслуживание населения, выступая в качестве оптового заказчика или потребителя на рынке медицинских услуг. Являясь некоммерческими организациями, больничные кассы вступают в договорные экономические (рыночные) отношения с объединениями производителей медицинских услуг и товаров. Эти объединения также носят характер некоммерческих организаций, а, с другой стороны, выступают в роли крупных оптовиков, предоставляющих на рынке сугубо коммерческие интересы таких розничных провайдеров медицинских услуг и товаров, как частнопрактикующие врачи, больницы, аптеки, фармацевтические фирмы, причем особенно последним приходится выдерживать постоянно обостряющуюся конкуренцию не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Все пять систем социального страхования Германии, используя различные организационные модели, построены на следующих единых базовых принципах.
Принцип обязательности. Социальное страхование охватывает более 90% населения ФРГ. Немецкое законодательство обязывает практически всех наемных работников стать страхователями, а всех работодателей - страховщиками. При этом и те и другие обязаны в равных долях делать социальные отчисления в страховые кассы.
Принцип самоуправления. Органы социального страхования являются негосударственными и некоммерческими организациями. От «классических» НГО и НКО они отличаются лишь тем, что членство в них имеет не добровольную, а принудительную основу (хотя не исключается и доровольное членство - например, для самозанятых или для лиц свободных профессий). Впрочем, немаловажно, что при столь широком охвате населения организациями социального страхования обязательное членство не носит эксклюзивного характера.
Органы социального страхования имеют юридический статус публично-правовых корпораций (offentlich-rechtliche Korperschaften). Это означает, что подобные корпорации, т.е. членские организации, учреждаются федеральным или земельным законодательным актом. Важно подчеркнуть, что учредителем служит не та или иная структура исполнительной власти, а именно законодательный акт, которым государство на федеральном уровне или на уровне отдельной федеральной земли делегирует данному публично-правовому органу исполнение функций государственной значимости и даже определенные властные (директивные) полномочия, гарантируя ему невмешательство в установленный этим же законодательным актом механизм общественного самоуправления. При этом, однако, государство не снимает с себя окончательной ответственности перед гражданином за исполнение данной государственной функции, оставляет за собою возможности и обязанности государственного надзора и контроля. Обычно в законе указывается конкретная структура исполнительной власти, на которую возлагаются надзор и контроль над данным публично-правовым органом, наделенным правом общественного самоуправления.
Механизм общественного самоуправления предполагает демократическую выборность руководства публично-правовым органом. В системе социального страхования этот принцип реализуется через систему социальных выборов, которые проходят каждые шесть лет. Последние социальные выборы состоялись в 1999 году. В ходе этих выборов формируется высший управленческий уровень органов социального страхования - своего рода законодательные собрания («социальные парламенты») и исполнительная власть («социальные правительства»).
Принцип парафискальности. Система социального страхования отделена от государства и в том смысле, что государство не занимается ни сбором социальных отчислений, ни последующим распределением или перераспределением этих средств. Страховые взносы поступают не в государственную казну, а в соответствующие страховые кассы (парафиски). Функция единого места сбора страховых взносов законодательно возложена на больничные кассы (органы обязательного медицинского страхования), где поступающие финансовые средства ведутся раздельно по пяти видам социального страхования.
Принцип особой юрисдикции. Социальное законодательство выделено в качестве самостоятельной сферы. Оно включает в себя подписанные Германией международные правовые акты, соответствующие положения Основного закона и конституций федеральных земель, свод федеральных законов, составляющих Социальный кодекс и иные законодательные и нормативные акты федерального уровня и уровня федеральных земель, которые относятся к социальной сфере. Существует и отдельная система социальных судов, где разрешаются конфликты социального характера (некоторые из социальных конфликтов подпадают под юрисдикцию судов по трудовым спорам или административных судов).
Важно отметить, что элемент общественного самоуправления распространяется и на социальные суды, поскольку состав суда, рассматривающего конкретное дело, всегда включает в себя «народных заседателей», а именно как представителя страхователей, так и представителей страховщиков, специализирующихся на соответствующей проблематике.
Всего в Германии действуют Федеральный социальный суд и Федеральный суд по трудовым спорам, 16 земельных социальных судов и 16 земельных судов по трудовым спорам, а также 69 социальных судов первой инстанции и 123 суда первой инстанции по трудовым спорам. В 1997 г. насчитывалось 1 171 социальных судей и 1 128 судей по трудовым спорам. Ими было соответственно завершено более двухсот тысяч и более шестисот тысяч дел.
Некоторыми вопросами социального характера занимаются финансовые суды или административные суды.
2.2. Пенсионная система Германии
Немецкая пенсионная система имеет весьма сложную структуру. Она включает в себя несколько различных базовых систем, к которым относятся:
государственное пенсионное обеспечение,
обязательное пенсионное страхование,
корпоративное пенсионное обеспечение,
система пенсионных пособий.
Содержание:
Введение..3
1. Особенности государственного и социального страхования на примере России...6
1.1. Социальное страхование..6
1.2. Социальная защита и социальная помощь.9
1.3. Единый социальный налог11
1.4. Особенности современной системы пенсионного страхования12
2. Особенности государственного и социального страхования на примере Германии14
2.1. Системы социального страхования..14
2.2. Пенсионная система Германии.17
Заключение.21
Список используемой литературы...22
Введение
Целью курсовой работы является рассмотрение вопроса особенностей государственного и социального страхования.
Задачами данной работы являются: 1) Особенности государственного и социального страхования на примере России; а) Социальное страхование; б) Социальная защита и социальная помощь; в) Единый социальный налог; 4) Особенности современной системы пенсионного страхования; 2) Особенности государственного и социального страхования на примере Германии; а) Системы социального страхования; б) Пенсионная система Германии
Актуальность работы. В начале ХХ столетия средняя продолжительность жизни была крайне низкой, трудовой жизни - весьма значительной, период же жизни после выхода на пенсию - коротким. При этом пожилые люди почти всегда испытывали материальную зависимость от своих детей. Одним словом, старость была синонимом бедности.
Кроме того, практически отсутствовала защита от других видов социального риска: свирепствовали инфекционные заболевания; доступ к медицинскому обслуживанию оставался весьма ограниченным, к тому же оно было дорогим; в результате болезней, несчастных случаев на производстве и в быту работники и их семьи сталкивались с нуждой, а нередко и с понижением социального статуса; безработица вела к нищете.
Введение социального страхования позволило многие из этих рисков материальной необеспеченности существенно смягчить, а в дальнейшем предпринять меры по их предупреждению и снижению. Уровень бедности среди лиц пожилого возраста в западных странах сегодня зачастую ниже уровня бедности остальных групп населения, а продолжительность жизни после выхода на пенсию составляет 10-20 и более лет.
Доступ к медицинскому обслуживанию получили практически все работающие, его уровень существенно повысился. Искоренены многие инфекционные заболевания, опасные в первую очередь для детей и стариков. Материальная поддержка лиц, оказавшихся безработными, позволяет им избежать недопустимых лишений, найти в себе силы для переобучения и поиска работы.
Круг проблем, решаемых с помощью социального страхования, впечатляет. Помимо прочной основы социальной защиты работающих, данный социальный институт способствует повышению стабильности в обществе и экономике, содействует гармонизации отношений в трудовых коллективах.
Уникальность института социального страхования, выполняющего «государственно-публичные» функции социальной защиты, заключается, в том числе, и в его позитивном влиянии на формирование сбалансированного «социально-рыночного» менталитета населения.
Обусловлено это тем, что оно сочетает в себе, казалось бы, полярные и несовместимые позиции: персональную ответственность личности за свое материальное благополучие и коллективную (солидарную) взаимопомощь, либеральные и социал-демократические установки. Социальное страхование выступает и как продукт гражданского общества (определяющая роль социальных субъектов в финансировании и самоуправлении), и как эффективный инструмент его построения (демократический характер организации, массовый масштаб вовлеченности в него практически всего трудозанятого населения, прозрачность финансовых потоков). Вот почему социальное страхование - это мощный механизм достижения социального согласия, а степень его развития свидетельствует об уровне социальной защиты трудящихся.
Приближая сферу социальной защиты непосредственно к тем, кто трудится, их семьям и трудовым коллективам, социальное страхование фактически стабилизирует общество. Совместное участие работников и работодателей в управлении деятельностью этого института, взаимное доверие и сотрудничество - не роскошь, а необходимое условие эффективно функционирующей экономики. Образно говоря, социальное страхование без всякой натяжки можно сравнить с нервной системой общественного организма, чутко реагирующей на его потребности в защите.
При этом социальное страхование позволяет сбалансировать меру проявления и реализации двух базовых принципов построения цивилизованного общества - личной ответственности и солидарной взаимопомощи. Оно находит соответствующие сферы реализации их потенциалов на основе принципа субсидиарности: все, что отдельный человек или профессиональная группа работников могут достичь в сфере социальной защиты собственными силами, поощряется; в случаях, когда требуется солидарная взаимопомощь, она оказывается.
Социальное страхование защищает работников и членов их семей, при этом оно объединяет (а не разобщает) людей; его институты предоставляют человеку возможность реализовать свою ответственность и свободу на основе социальной справедливости.
На наш взгляд, в своем нынешнем виде система обязательного социального страхования в России еще не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Вместе с тем очевидно, что форсированное формирование этого многоаспектного института - отнюдь не гарантия успеха: нужен комплекс экономических, социальных, организационных и правовых условий. Большую роль могут сыграть подготовка кадров специалистов и разъяснительная работа среди населения, нацеленные на формирование «культуры» социального страхования.
Почти 80-летний период «замороженного» состояния социального страхования в СССР объясняет остановку в теоретическом и методологическом развитии данной дисциплины. Наличие крайне ограниченного числа публикаций, в которых в основном освещаются отдельные прикладные нормативные аспекты социального страхования, вызывает необходимость системного изложения предмета социального страхования.
1. Особенности государственного и социального страхования в России
1.1. Социальное страхование
Главное отличие социального страхвания от других видов государственной защиты состоит в том, что его средства формируются при непосредственном участии застрахованных. Они аккумулируются в различных фондах, специализирующихся на конкретных видах социальных рисков, куда поступают главным образом в виде взносов работников, работодателей, государственных ассигнований, а также взносов добровольно застрахованных граждан и доходов от капитализации собранных средств. В первые годы реформ для этих целей в России были созданы Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, средства которых не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.
До 2001 г. тарифы страховых отчислений утверждались специальным федеральным законом. В соответствии с этим документом в текущем году страховые взносы в Пенсионный фонд РФ для большинства работодателей составляют 28% по отношению к начисленному фонду оплаты труда, для наемных работников - 1% заработка. Средства Фонда расходуются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам. При этом существенная часть выплат финансируется за счет государственных ассигнований, в частности, пенсии и пособия военнослужащим, детское пособие, социальная пенсия.
Страховые отчисления в фонды обязательного медицинского страхования составляют 3,6% начисленного фонда оплаты труда, большая часть которых поступает в территориальные фонды (3,2%). Их основная задача заключается в финансовом обеспечении прав граждан на обязательную медицинскую помощь.
Страховые взносы в Государственный фонд занятости населения РФ соответствуют 1,5% начисленного фонда оплаты труда. Кроме этого, каждое предприятие, в зависимости от численности постоянных работников, обязано трудоустроить определенное количество инвалидов или несовершеннолетних. В случае нарушения установленного квотирования рабочих мест, работодатель обязан ежегодно отчислять Фонду определенную компенсацию. Главными направлениями использования полученных средств являются выплата пособий по безработице, финансирование мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке безработных, мероприятий по сохранению и созданию новых рабочих мест, организация общественных работ.
Важную роль, с точки зрения становления системы социального страхования в России, сыграл принятый в 1999 г. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Он заложил первый камень принципиально нового для России, цивилизованного института защиты населения. Среди основных принципов страхования, закрепленных данным документом, присутствуют: эквивалентность страхового обеспечения и страховых взносов, всеобщий обязательный характер социального страхования, автономность его финансовой системы, паритетность участия представителей субъектов обязательного страхования в органах управления, государственная гарантия соблюдения прав застрахованных. Перечень страхуемых рисков очень широк и включает:
необходимость получения медицинской помощи;
временную нетрудоспособность;
трудовое увечье и профессиональное заболевание;
материнство;
инвалидность;
наступление старости;
потерю кормильца;
признание безработным;
смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
В новом законе прописаны права и обязанности застрахованных лиц, страхователей и страховщиков, причем организационно-правовая форма последних может варьировать. Оговаривается лишь, что страховщик должен быть некоммерческой организацией. Это фактически открывает доступ к социальному страхованию неправительственным организациям. В документе подробно прописаны государственные гарантии финансовой устойчивости системы обязательного страхования. В частности, в случае нехватки денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и некоторых иных расходов Правительство Российской Федерации дотирует их в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты.
Хотя принятый закон четко зафиксировал прогрессивное видение института обязательного страхования и уровень его значимости, он является рамочным, а значит, нуждается в дальнейшей конкретизации. Это был важный, но только первый шаг и фактическую ситуацию он не изменил. Действующая в настоящий момент система социального страхования по-прежнему далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
обязательное участие застрахованных минимизировано;
при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией «сбора-распределения средств»;
все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
1. Финансово-кредитный словарь: В 3 т. Изд.: «Финансы и статистика», М., 2004.
2. Финансы / Под ред. А.М. Ковалевой. Изд.: «Финансы и статистика», М., 2005.
3. Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. Изд.: «Финансы и статистика», М., 2005.
4. Финансы и кредит: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. Изд.: «ЮНИТИ», М., 2006.
5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. Изд.: «Проспект», М., 2007.
6. Финансы, деньги, кредит. Учебник/ Под ред. доц. О.В. Соколовой. Изд.: «Дрофа» М., 2006.
7. Финансы. Денежное обращение. Кредит. / Под ред. Л.А. Дробозиной. Изд.: «ЮНИТИ», М., 2004.
8. Финансы: Учебник. / Под. ред. В.М. Родионовой. Изд.: «Дрофа», - Таганрог, 2007.