Введение
Актуальность исследования. Государственный кредит - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования.
Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношениях по государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношениях по государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отельных направлений государственной деятельности.
Особое значение в современных условиях приобретает вопрос об источниках финансирования государственной деятельности. Одним из таких источников, наряду с налогами и иными доходами, являются государственные заимствования. Государственные заимствования являются важнейшим инструментом экономической политики государства, формирующим государственный долг. Государственное кредитование также активно используется в качестве инструмента регулирования экономики с целью поддержания тех или иных отраслей экономики, регионов, в некоторых случаях отдельных социально значимых предприятий и фирм.
Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Среди современных ученых в области финансового права вопросы государственного кредита исследовали Н.М. Артемов, В.В. Бесчеревных, К.С. Вельский, Л.К. Воронова, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, СВ. Запольский, М.В. Карасева, А.Н. Козырин, Ю.А. Крохина, Н.А. Куфакова, С.Г. Пепеляев, Е.В. Покачалова, А.Д. Селюков, Н.И. Химичева, СО. Шохин и другие.
Цели и задачи исследования. Цель состоит в оценки роли государственного кредита в формировании бюджетных ресурсов государства. Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотрение банковского кредитного риска;
2. Анализ оценки банковских кредитных рисков;
3. Рассмотрение минимизации банковских кредитных рисков;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы о роли государственного кредита в формировании бюджетных ресурсов государства, а предметом - теоретические положения о государственном кредите, разработанные правовой и экономической науками, отношения государственного кредита, регулирующее их законодательство.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
1.1 Понятие государственного кредита
Считается, что государственные займы менее опасны, чем эмиссия. Но и они оказывают заметное негативное воздействие на экономику.
Во-первых, правительство часто прибегает к принудительному их размещению, что нарушает рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов.
Во-вторых, практика выпуска государственных ценных бумаг, мобилизуя свободные средства финансового рынка, увеличивает среднюю рыночную ставку процента. Это ведет к удорожанию кредита, снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично к снижению потребительских расходов. В итоге возникает эффект вытеснения производственных инвестиций финансовыми, который значительно ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики.
В-третьих, долговые обязательства государства, накапливаясь, формируют внутренний и внешний государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Поэтому говорят, что сегодняшние государственные долги это завтрашние налоги. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать сами займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к новым займам, покрывая старые долги, они делают еще большие новые (практика рефинансирования государственного долга) [10, с. 232].
Долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается как антиинфляционная альтернатива монетизации дефицита. Однако долговой способ не устраняет угрозы роста инфляции. Он только создает временную отсрочку для этого роста, что характерно для многих переходных экономик, в том числе и для российской, тем более если учитывать имеющуюся у Центрального банка РФ возможность скупки государственных облигаций на вторичном рынке ценных бумаг.
Госкредит представляет экономические отношения по перераспределению стоимости ВВП и определенной части национального богатства. Действительно, при первичном распределении распределяется лишь часть доходов временно свободные средства предприятий и населения. Однако предприятия и население имеют возможность отчуждать некоторую часть доходов и на длительный период. Эту часть ресурсов государство привлекает для покрытия своих расходов на возмездной основе.
Посредством государственного кредита государство мобилизует дополнительные ресурсы для финансирования своих потребностей и выполнения своих функций. Эта форма кредита хотя и затрагивает вторичное распределение ВВП, доставляет государству значительные объемы средств, которые не распределяются через бюджетную систему.
Помимо мобилизации ресурсов на общегосударственные нужды госкредит предусматривает также предоставление заемщикам денежных средств из бюджета на возвратной основе в виде:
1) бюджетных ссуд;
2) товарного кредита;
3) льготных кредитов;
4) инвестиционного налогового кредита;
5) в других формах[15, с. 348].
В этих отношениях РФ, субъект РФ или муниципальное образование могут являться не только заемщиками, но и кредиторами.
Такое перераспределение национального дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средств бюджетов разных уровней[10, с. 232].
Введение...3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ...5
1.1 Понятие государственного кредита5
1.2 Функции государственного кредита.7
ГЛАВА 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ..9
2.1 Государственный кредит в современной России : особенности и тенденции развития9
2.2 Государственный долг как часть государственного кредита16
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ РЕСУРСОВ.32
3.1 Проблемы государственного кредита...32
3.2 Предложения и рекомендации по совершенствованию государственного кредита...36
Заключение.40
Список использованной литературы..44
Список использованной литературы:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 19.12.2006 №238-ФЗ).
2. Федеральный закон № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления».
3. Федеральный закон №34-ФЗ от 24 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001 год».
4. Федеральный закон № 173-ФЗ от 23 декабря 2004 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)».
5. Федеральный закон № 63-Ф3 от 26 апреля 2007 г. «О рынке ценных бумаг».
6. Федеральный закон №63-ФЗ от 26 апреля 2007 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
7. Федеральный закон №48-ФЗ от 11 марта 1997 г. «О простом и переводном векселе».
8. Аракеян А., Кащеев И., Шуриков А. Региональные и муниципальные заимствования // Рынок ценных бумаг. 2001. №5.
9. Артемов Н.М. Правовое регулирование государственного кредита в СССР. М., 1988
10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
11. Головачев Д Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика. - М.: ЧеРо, 1998.
12. Даль.В. Толковый словарь.-М.: Кнорус, 2004.
13. Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Е.Ф.Жукова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
14. Ковалев В.В. Финансы. Учеб.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2006.
15. Маркс, Карл.Капитал : Критика политической экономии Т. 1., 1998.
16. Миляков Н.В.Финансы: Учебник. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2004.
17. Подвинская Е.С. Об управлении внешним долгом / Финансы. 2002, №3.
18. Покачалова Е.В. Правовые основы государственного и муниципального кредита М.:КНОРУС, 2005.
19. Тарасов И.Т., Исаев А.А. Финансы и налоги: очерки теории и политики.-М.: Статут, 2004.
20. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В.Карасева - М.: Юристь, 2004.
21. Финасовое право:Учебник/ Отв ред. Н И. Химичева -М.:Юристъ, 2000.
22. Хейфец Б.А. Кредитная история России. Характеристика суверенного заемщика. М.: Экономика, 2003.
23. Экономическая энциклопедия.-М.: Статут, 2005.
24. Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР. Правовые вопросы. М., 1973.
25. Шохин Э.Х.Правовое регулирование государственного кредита. Гриф УМО МО РФ.-М.: Высшая школа, 2007.