Введение
«Особенности налоговой системы Российской Федерации» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что в современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют основные финансовые отношения в общества. От продуманности и адекватности налоговой системы существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности основных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства.
В современной российской экономике роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих реальных рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в условиях трансформации экономической системы.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Алле М., Балтина А.М., Лыгина Е.С., Мохнаткина Л.Б., Пальниченко С.А., Попова Н.В.,Борисов А.Н. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования основы налогового обложения в России.
Предмет исследования особенности налоговой системы РФ.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть особенности налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основы деятельности налоговой системы страны;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о современном состоянии, проблемах и перспективах развития, налоговой системы РФ;
3.Рассмотреть сущность и специфику понятий модернизации налоговой системы.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез и дедукция.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Основы деятельности налоговой системы страны
1.1. Социально-экономическая сущность фискальной системы РФ
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с цеью финансирования общественных расходов.
Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги это плата за цивилизацию.
Впервые основные принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом (17231790) в его основном труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). И по сей день актуальны следующие принципы:
справедливости, утверждающий всеобщность налогообложения и равномерность распределения налога между гражданами государства соразмерно с их доходами и необходимостью;
определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее известны плательщикам;
удобства, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые максимально удобны плательщикам;
экономии, заключающийся в сокращении издержек процесса взимания налога, в рационализации и модернизации системы налогообложения.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннею продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы . За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов .
В настоящее время налоговые ресурсы подчиняются принципам бюджетного единства, бюджетной универсальности и непереводимости доходов в расходы. Но иногда на практике из этих принципов делаются исключения, например высокая степень рациональности налоговой системы может сделать соизмеримыми денежные потоки, полученные от сбора налогов, и размер услуг, предоставляемых администрацией.
В начале 80-х годов получила признание бюджетная концепция Артура Лэффера, который исходил из того, что налоговые поступления являются функцией, построенной на базе анализа таких показателей, как налоговая ставка и налоговая база. Оптимальное значение этой функции доказывает, что рост размеров взимаемых налогов приводит к увеличению доходной части бюджета только до какого-то определенного уровня. Когда этот уровень будет превышен, рост налоговой ставки приводит не к увеличению, а к сокращению, доходов в бюджет (так называемая «кривая Лэффера»), так как субъекты налогообложения используют все возможные способы уклонения от уплаты налогов, в частности сокращение инициативы, а следовательно, и развития производства, уменьшение капитальных вложений и инвестиций .
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны .
Оживление экономики, рост производства, достижение оптимального уровня инфляции и безработицы достигаются главным образом проведением умелой налоговой политики государственных органов и четким анализом уровня страхового, валютного и прочих рисков в статике и динамике с элементами прогноза. Таким образом, основные задачи государства в области совершенствования налоговой политики могут быть сформулированы следующим образом:
создание системы оптимального регулирования рыночных отношений в экономике;
демонополизация производства во всех отраслях (секторах) экономики и формирование цивилизованных форм конкуренции;
создание эффективной налоговой системы в направлении не только собираемости налогов, но и эффективного использования этих денежных ресурсов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации объектами налогообложения являются:
прибыль (доход) физических и юридических лиц, т.е. всех групп институциональных единиц;
стоимость определенных товаров (стратегических или если они относятся к продуктам, для которых необходим так называемый стимулирующий маркетинг);
добавленная стоимость товаров, которая существует в форме налога с продаж, так как объектом налогообложения выступает отпускная цена продукта (выручка изготовителя от реализации товара);
некоторые виды имущества физических и юридических лиц;
процесс передачи имущества (дарение, продажа, наследование);
операции с ценными бумагами;
некоторые операции, осуществляемые банковскими учреждениями и другими финансовыми организациями;
другие виды деятельности и объекты, установленные законом.
Все денежные ресурсы, поступившие в виде налоговых платежей, включаются в бюджетную систему государства, а также в оборт внебюджетных фондов .
1.2. Специфика и характеристика налогов
Налоги классифицируются по нескольким аспектам в зависимости от выполняемых ими функций, различий в возникновении налогового события, специфики базы налогообложения, а также объектов налогообложения.
1. С социальной и технической точки зрения налоги делятся на:
персональные, устанавливаемые в зависимости от уровня платежеспособности налогооблагаемой физической или институциональной единицы. В зависимости от способа определения их размера в статике и динамике они могут рассчитываться по твердой и по плавающей ставкам. К преимуществам налога по твердой ставке можно отнести стабильность, более высокую предсказуемость, а следовательно, лучшую собираемость. Налоги, определяемые по плавающей ставке, считаются более справедливыми с точки зрения динамики социально-экономической ситуации;
реальные, возникающие в момент совершения акта покупки-продажи движимого или недвижимого имущества;
прогрессивные, начисляемые с конкретного облагаемого минимума и растущие по мере увеличения размера налогооблагаемой базы;
пропорциональные;
фиксированные.
2. С экономической точки зрения налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Введение 2
Глава 1. Основы деятельности налоговой системы страны 4
1.1. Социально-экономическая сущность фискальной системы РФ 4
1.2. Специфика и характеристика налогов 8
1.3. Виды налогов и их классификация 13
Глава 2. Современное состояние, проблемы и перспективы развития, налоговой системы РФ 17
2.1. Реформирование налоговой системы в России 17
2.2. Современное состояние налоговой системы России 20
2.3. Противоречия модернизации налоговой системы в России 22
Заключение 24
Список литературы 28
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (с последними изменениями от 29 июня 2004 г.): часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
2. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с последними изменениями от 11 ноября 2003 г.).
3. Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2001 г. № 910-р «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)»
4. Абалкин Л. Зигзаги судьбы: разочарования и надежды. М.: Институт экономики РАН, 2006. С. 118-130.
5. Алле М. За реформу налоговой системы. М.: ТЕИС, 2006. 154 с.
6. Андрианов В. Государственное регулирование и механизмы саморегулирования в рыночной экономике / Экономист, 2006. № 5. С. 22-30.
7. Аткинсон Э, Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект-Пресс, 2005. 254 с.
8. Балтина А.М., Лыгина Е.С., Мохнаткина Л.Б., Пальниченко С.А., Попова Н.В. Финансы: Методические указания по подготовке контрольной работы. Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2003. 71 с.
9. Бахмуров А.С. Налоги и налоговая политика. // Российский налоговый курьер №7 2000г. с.7.
10. Борисов А.Н. Упрощенная система налогообложения: комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Постатейный. Издательство: Юстицинформ, 2005. 288 с.
11. Букаев Г.И., Бублик Н.Д., Горбатков С.А., Саттаров Р.Ф. Модернизация системы налогового контроля. М.: Наука, 2001.
12. Владыка М.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / М.В. Владыка, В.Ф. Тарасова, Т.В. Сапрыкина ; под общ. ред. В.Ф. Тарасовой. 2_е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2007. 360 с.
13. Жуков А. Налоговая рформа перед финишным рывком // Бизнес-журнал №13 от 20 июля 2003 года.
14. Иванеев А.. Идеология и основные механизмы налоговой реформы // Банковское дело в Москве №7 от 16 августа 2004 года.
15. Налоги: Учебное пособие /под ред. Д.П. Черника. 4-е изд.; перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000.
16. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Издательство: "Финансы и статистика", 2007. 464 с.
17. Черник Д.Г. К вопросу о налоговой реформе. //Российский налоговый курьер №4, 2005. с.2.
18. Шувалова Е.Б. Тесты и практические задания для самостоятельной подготовки по курсу «Налоги и налогообложение» / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. М., 2002. 52 с.
19. Юрзинова И.Л., Незамайкин В.Н. Налогообложение юридических и физических лиц: Система налогов и сборов в Российской Федерации; Субъекты налоговых отношений; Налоговые правонарушения и ответственность и др. Изд. 4-е, перераб., доп. М.: Экзамен, 2006 656 с.
20. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
21. Светуньков С.Г.. О реформировании экономики России: некоторые уместные выводы // www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/10.htm.