Введение Тема данной курсовой работы: «Предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса, как субъекты и объекты рыночной экономики». Актуальность темы состоит в том, что особенностью современного этапа развития отечественного ресторанно-гостиничного бизнеса является ориентация на расширение въездного туризма и внутреннего рынка туристических услуг. Решение этой задачи возможно при обязательном условии обеспечения качеств обслуживания туристов, в том числе качество гостиничного сервиса. Гостиничный сервис включает в сея целый комплекс услуг для туристов и является ключевым фактором, определяющим перспективы развития въездного туризма и внутреннего рынка туристских услуг, конкурентоспособность отечественного туризма н мировом рынке. Современный ресторанно-гостиничный комплекс представляет собой сложное предприятие, в котором сотни людей и десятки профессий, обеспечивающих обслуживание туристов. Главная функция гостиничного предприятия и других средств размещения - предоставление временного жилья. Гостиничные предприятия различаются между собой по вместимости-количеству номеров и мест для проживания. Организационная структура предприятий также зависит от его назначения, местоположения, специфики принимаемых гостей и других факторов. В ходе работы были решены следующие задачи: 1. раскрыта необходимость и сущность теоретических основ организации современного ресторанно-гостиничного бизнеса как субъекта и объекта рыночной экономики; 2. систематизирован опыт особенностей влияния конкуренции на различных сегментах рынка, а также стратегия и планирование маркетинговой деятельности; 3. проанализированы аспекты расстановки и подбора кадров предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса; 4. обоснована дальнейшая методика мотивации трудовой деятельности облущивающего персонала; Степень разработанности в научной литературе: данная тема хорошо разработана в научной литературе, в связи с тем, что актуальность темы достаточно высока. Глава 1. Теоретические основы организации современного предприятия как объекта рыночной экономики 1.1. Основные аспекты гостиничного бизнеса 1.1.1. Классификация средств размещения Гостиница - сложный хозяйственный и имущественный комплекс (здание или часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для производства и предоставления услуг (гостиничного продукта). Характеризовать гостиницу как предприятие гостиничной индустрии можно с помощью следующих признаков: • Количество номеров (превышает минимальное количество или нет); • Виды предоставляемых гостиничных услуг; • Категория и класс в зависимости от вида предоставляемых услуг в соответствии с принятой в стране системной стандартов. Гостиницы различаются по вместимости, количеству номеров и количеству мест, предназначенных для проживания. Выделяются две главные группы гостиниц: для постоянного и для временного проживания, которые в свою очередь подразделяются на: транзитные гостиницы, обслуживающие любой контингент в условиях кратковременной остановки; гостиницы делового назначения, обслуживающие лиц, находящихся в деловых поездках и командировках; гостиницы для отдыха, т.е. туристские, курортные и др. В международной практике принята стандартная классификация средств размещения, в соответствии с которой они делятся на коллективные и индивидуальные. Коллективные средства размещения в свою очередь делятся на предприятия. Предприятия гостиничного типа - объекты, состоящие из номеров, количество которых превышает определённые минимум(7-10),сгруппированные в классы и категории в соответствии с услугами и
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации современного предприятия как объекта рыночной экономики 5
1.1. Основные аспекты гостиничного бизнеса 5
1.1.1. Классификация средств размещения 5
1.1.2. Коллективные средства размещения и типология гостиниц 7
1.2. Тенденции развития ресторанного бизнеса в России 15
1.3. Расчет основных параметров работы предприятия 17
Глава 2. Практическая часть 22
2.1. Исследование предприятий ресторанно-гостиничного бизнеса как субъектов и объектов рыночной экономики рынка 22
2.2. Исследование конкурентов 26
2.3. Стратегия и планирование маркетинга 27
Глава 3. Влияние кадроваого состава ресторанно-гостиничного комплекса на характер предоставляемых услуг и методика повышения эффективности работы персонала 30
3.1. Подбор персонала для работы в ресторанно-гостиничном бизнесе 30
3.1.1.Методика расстановки кадров 30
3.2. Подбор кадров 33
3.3. Мотивация трудовой деятельности в ресторанно-гостиничном бизнесе 35
Заключение 40
Список использованной литературы 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Список использованной литературы
1.Бережная Н.В. Управление гостиничным бизнесом - Москва Экономика 2001г.
2.Броймер Роберт А Основы управления в индустрии гостеприимства - Москва. Аспект Пресс 2004г. 3.Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала Москва Юристъ 2000г.
4.Герчикова И.Н Менеджмент, Москва. Юнити 2003 г.
5.Ефимова О. П. Экономика гостиниц и ресторанов: Учеб. пособие / ЮНИТИ-ДАНА, 2003 г.
6.Ефимова, Н. А.; под ред. Н. И. Кабушкина. «Экономика» М.: Новое занание, 2004. (Экономическое образование).
7.Кабушкин, Г. А. Бондаренко 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: Новое знание, 2002. 386с. (Экономическое образование)
8.Квалификационные требования, характеристики должностей, нормативы труда работников гостиничного хозяйства и общественного питания: Практич. пособие / Сост. С. С. Скобкин. М.: Экономистъ, 2004 г.
9.Коршунов Н.В. Организация обслуживания в гостинице М, высшая школа 2003г.
10.Козлова А. В. Стандартизация, метрология, сертификация в общественном питнии: Учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
11.Кристофер Энертон-Томас Гостиничный бизнес - М, Росконсульт 2002г.
12.Кучер Л. С., Шкуратова Л. М., Ефимов С. Л., Голубева Т. Н. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. М.: Рконсульт, 2002.
13.Луховская О. К., Здор В. Н. Концепция развития туристской фирмы (экономико маркетинговый аспект): Практикум по разделу дисциплины «Маркетинг социально культурной сферы и туризма» /Изд во. «ЮТИЛ», 2005.
14.Панова Л. А. Организация производства на предприятии общественного питания (в экзаменационных вопросах и ответах): Уч. пособие 2-е изд. М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
15.Пикалев А. В., Маевская А. П. Как увеличить доход ресторана, бара, кафе. М.: Советский спорт, 2001.
16.Радченко Л. А. Организация производства на предприятии общественного питания: Учебник. Изд. 4-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2005. (Серия «СПО»)
17.Уокер Джон Р Введение в гостеприимство - Москва. Юнити 1999г.
18.Усов В.В. Организация обслуживания в гостиницах - Москва. Высшая школа 2005г.