1. Понятие и специфика мировых цен
В процессе формирования мирового рынка возникают сложные отношения обмена между участниками международной торговли, опосредуемые такой экономической категорией как цена. Цена как стоимостная категория международной торговли интересна, прежде всего, потому, что в продажной цене товара реализуется стоимость, созданная в процессе производства . При этом надо иметь в виду, что как ценообразование, так и динамика цен в международной торговле существенно отличаются по своему характеру от ценообразования и динамики цен внутри отдельных стран. Это обусловлено тем, что на механизм ценообразования и динамику цен в международной торговле влияют факторы, действие которых выходит за рамки одной страны и, следовательно, за границы влияния ее внутренней ценовой политики. В то же время между мировыми и внутренними ценами существует определенная взаимосвязь. В частности, уровень мировых цен оказывает тем большее влияние на величину внутренних цен данного товара, чем меньше препятствий и ограничений имеется на пути международной торговли и платежей за товары. Значение мировых цен, таким образом, модифицируется рядом обстоятельств и носит исторически изменяющийся характер.
На фоне множественности цен на один и тот же товар важным становится вопрос в выборе ориентира, основы для определения цены сделки, то есть мировой базисной цены. Цены, соответствующие понятию мировой базисной цены, должны удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть доступными для любого продавца или покупателя; во-вторых, быть представительными для мирового товарооборота . Первое требование означает, что в качестве мировых можно рассматривать только цены обычных торговых операций, характеризующиеся следующими признаками: раздельность экспортных или импортных поставок; регулярность их осуществления; платеж в свободно конвертируемой валюте; осуществление в условиях свободного торгово-политического режима. Торговые сделки, совершаемые на этих условиях, можно рассматривать как обычные по следующим причинам: во-первых, они типичны для мировой торговой практики и распространяются на значительную часть мирового товарооборота, во-вторых, цена формируется при сравнительно высокой конкуренции, выравнивание цен осуществляется в большей степени, чем по операциям, которые носят специальный характер. Что касается второго требования, то необходимо учитывать, что количественный размер оборота, то есть объем закупок по рассматриваемой цене, имеет решающее значение для ее представительности не при всех условиях. В некоторых случаях представительной может считаться цена, действующая на рынке, уступающем по объему торговли другому рынку, если по остальным критериям, в частности доступности, она в большей степени отвечает понятию мировой цены.
На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей соответствующих товаров. В принципе в международном товарном обмене, так же как и во внутренней торговле, окончательное выравнивание цен и, следовательно, формирование конечной цены по любому товару осуществляются с ориентацией на покупателя. Поэтому для того, чтобы оценить приемлемость уровня цены и ее представительность, необходимо пользоваться ценой наиболее крупных импортеров рассматриваемого товара.
Однако по некоторым товарам, прежде всего машинам и оборудованию, в качестве информации о мировых ценах используют данные по ценам основных экспортеров . Информация о ценах поставщиков готовой промышленной продукции носит более регулярный характер, чем информация о ценах потребителей этой продукции, так как поставщики заинтересованы в рекламе и популяризации своих товаров. Кроме того, разница в уровнях цен производителя и потребителя готовой промышленной продукции не является значительной в силу относительно небольшого удельного веса транспортной составляющей.
Таким образом, мировые базисные цены - это цены важнейших экспортеров или импортеров, или цены основных центров мировой торговли, относящиеся к обычным, крупным, регулярным, раздельным операциям, осуществляемых в условиях открытого торгово-политического режима с платежом в свободно конвертируемой валюте. Мировые цены - это цены крупных экс¬портно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Цены товаров, обращающихся на сложившихся мировых рынках, характеризуются рядом особенностей, во-первых, тем, что мировая цена отклоняется от внутренних цен. Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости, формируемой ведущими странами-экспортерами. Внутренние цены основываются на национальной стоимости и отражают затраты национальных производителей. Как правило, мировая цена ниже внутренней. Разрыв между ними может составлять более 30%, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые, что связано с более высоким уровнем тарифных и нетарифных барьеров при ввозе готовой продукции. Переход от внутренних цен к мировым состоит, как правило, из целой цепочки доплат, наслаивающихся при импорте на мировые цены (пошлины, компенсационные сборы) или «отслаивающихся» при экспорте от внутренних цен (налоговые, амортизационные, транспортные и другие льготы, субсидии).
Второй особенностью мировых цен является их множественность, то есть наличие ескольких рядов цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен обусловлена различным качеством товара, разными условиями поставки, характером торговой сделки, сроками поставки, упаковкой. Вот почему при абсолютном значении цены необходимо подробно указать следующие реквизиты: качественные характеристики или происхождение товара, условия поставки, сроки поставки, упаковка .
Третьей особенностью мировых цен является их быстрое старение, отражающее сдвиги в конъюнктуре товарных рынков. Так, на подвижные биржевые товары цены в течение дня колеблются иногда в пределах 100% и более.
2. Особенности формирование внешнеторговых цен на современном мировом рынке
В современной мировой торговле мировые цены не возникают стихийно и связаны не только со средними затратами труда. Так наряду с экономическими факторами ценообразования (экономические циклы, инфляция, налоги, валютный курс, др.) действуют внешнеэкономические факторы : 1) влияние процессов глобализации, 2) формирование мировых цен также политическими и силовыми методами (особенно это видно на примере политической деятельности США). В этих условиях рост международной торговли выгоден только странам, способным активно влиять на мировые цены. Благодаря такому влиянию сырье и ресурсы одних стран покупаются по низким ценам, а готовые товары массового потребления продаются по завышенным ценам («ножницы цен»). Дискриминация в ценах, их регулирование со стороны национальных институтов не приветствуется по причине следования либеральной доктрине. Таможенные пошлины из инструментов целесообразной экономической политики превратились в «игру» во внешнеэкономической деятельности, демонстрирующей ловкость игрока и его спекулятивную мотивацию, что свидетельствует о несовершенстве рыночной инфраструктуры. По существу мировой рынок это монополизированный рынок без конкурентов. Семь ведущих постиндустриальных держав обладают около 90 % компьютерной техники, контролируют почти столько же зарегистрированных в мире патентов и обеспечивают более 90 % высокотехнологического производства.
Современная мировая торговля происходит как через биржи (биржевая торговля), так и путем непосредственного заключения договоров между контрагентами. Биржевая торговля ведется стандартизованными товарами, при этом могут использоваться чисто финансовые инструменты (фьючерсы и опционы). Товарные рынки (особенно биржевой сектор) неразрывно связаны с валютным и финансовым, при этом производные финансовые инструменты на товарных рынках (опционы и фьючерсы) являются объектом интереса финансовых спекулянтов, которых интересует не сам товар, а колебания его ожидаемой цены.
Процессы глобализации ведут к жесткому ценовому давлению. Меняются качественные характеристики экономик стран, они превращаются в элементы единого мирового хозяйства, в котором основными субъектами хозяйствования выступают транснациональные корпорации (ТНК), размещающие свои производства и сбывающие свои товары там, где им выгоднее, невзирая на границы государств . Особенностью современной мировой внебиржевой торговли является то, что значительная ее часть по отдельным товарам осуществляется между филиалами одной транснациональной корпорации с использованием оффшорных зон. Иначе говоря, цены назначают сами корпорации исходя из своих стратегических целей. При этом корпорации, естественно, заинтересованы в минимизации государственного контроля и регулирования, уменьшении трансакционных издержек путем либерализации, как самих условий торговли, так и условий входа и выхода капитала из страны. Поэтому защита государством собственных интересов, отечественных рынков сбыта (с помощью дипломатии, инструментов торговой политики, др.) особо актуально в настоящее время.
В настоящее время созданы специализированные базы данных практически для всех товаров и товарных групп по ре¬гионам и временным периодам (для товаров сезонных). Среди наиболее часто используемых справочников можно отметить: «ABC Europe Production» (общеевропейский справочник экспортеров, издается в ФРГ); «Kompass» (общеевропейский справочник, издается в ФРГ); «Kellys Business Directory» (Великобритания); «Austria Export Data» (Австрия); «Melbourne Big» (Австралия); «Wer Liefert Was», «Wer Baut Maschinen und Anlagen» (ФРГ); «Trade Directory for Denmark» (Дания); «Italia Federexport» (Италия) .
Почти для каждого вида товара существуют специальные источники ценовой информации, включающие экспортные усредненные цены, среднестатистические цены, внутренние оптовые цены, импортные цны и т.д. В основном это зарубежные публикации, перечень которых довольно широк и специфичен для различных товаров. В качестве примера можно назвать выпускаемые ежемесячно Статистическим бюро ООН «Monthly Bulletin of Statistics» (около 190 рядов цен, в том числе экспортные цены, цены фактических сделок, среднестатистические цены, внутренние цены на экспортную продукцию, импортные цены на стандартных условиях, внутренние оптовые цены на импортную продукцию и много другой дополнительной информации, полезной при работе с ценами), ежегодники «Statistical Yearbook» и «Yearbook of International Trade Statistics», газету «Financial Times» и другие специализированные издания.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и специфика мировых цен 3
2. Особенности формирование внешнеторговых цен на современном мировом рынке 6
Список использованных источников 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Герчикова И.Н. Медународное коммерческое дело. М., 2001.
2. Грабко В.В. Влияние процессов глобализации на развивающиеся страны и поиск альтернативы развития // Страны СНГ в условиях глобализации: Материалы IV межд. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, Москва, 30 марта 1 апреля 2005 г. М., 2005.
3. Грабко В.В. Особенности формирования цен на мировых товарных рынках в условиях глобализации экономики // Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования: Материалы межд. науч.-практ. конф., Минкс, 21-22 апреля 2005 г. Мн., 2005.
4. Дегтярева О.И., Полянова Т.Н., Саркисов С.В. Внешнеэкономическая деятельность. М: Дело, 2002.
5. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., 1993.
6. Никитин С. и др. Мировые цены: особенности формирования. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.
7. Рыночное обозрение. [Электронный ресурс]. Адрес доступа: www.marketsurvey.ru .
8. Тарасов В.И. Ценообразование: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. Мн.: Книжный Дом, 2005.