Таким образом, в настоящее время деятельность ГИБДД не должна сводиться только к проведению информационно-профилактических акций, тем более - разовых. Сегодня СМИ активно влияют и на уровень правовой культуры, и на формирование правосознания граждан. В то же время далеко не всегда оперативно организуется работа по оказанию содействия средствам массовой информации, по реагированию на критические материалы.
Ниже приведены примеры некоторых мероприятий, проводимых подразделениями и отделами ГИБДД в рамках сотрудничества со средствами массовой информации:
1. Один раз в 2 года сотрудники отделов Пропаганды по безопасности дорожного движения собираются на Всероссийский конкурс телерадиопрограмм по безопасности дорожного движения. Сам конкурс был организован Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения Министерства Внутренних Дел, Союзом журналистов и Администрациями различных субъектов РФ.
2. В Московской области проводился межрегиональный фестиваль телевизионных и радиопрограмм под названием «Медиа-Дозор: журналисты за безопасность движения». Лауреатов выбирали в четырех номинациях: «Технические факторы безопасности», «Человек на дороге», «Власть у руля» и «Лучший телерадиоролик». Цель фестиваля - привлечь внимание не только широкой публики, но и власти к проблемам безопасности движения. Главная задача - это оценить работу телевизионных и радиожурналистов, которые посвящают свою деятельность вопросам безопасности дорожного движения и преподнести в своих сюжетах сотрудников ГИБДД компетентными, рациональными и смелыми людьми. СМИ должны говорить о них чаще и больше всего акцент делать именно на культуре вождения, которой у нас не хватает, говорить: люди, уважайте друг друга на дорогах.
3. Всероссийский журналистский конкурс «Дорога для жизни» на приз «Хрустальный автомобиль» был учрежден Гильдией автомобильных журналистов при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, во взаимодействии с Главным Управлением ГИБДД СОБ МВД России и Межрегиональным Фондом безопасности дорожного движения и реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях . Девиз конкурса: «Сделаем наши дороги дорогами для жизни». Цель конкурса: помочь обществу осознать, что автомобильный транспорт, какой бы защитой изобретатель его не наделял, на самом деле становится хрупким и беззащитным, если человек, нарушая все правила безопасного поведения, бездумно использует автомобиль для уничтожения себе подобных.
4. Проведение конкурса «Лучший инспектор ДПС ГАИ Российской Федерации» среди сотрудников ДПС ГАИ. Конкурс проводится в три этапа. Первый и второй этапы конкурса проводятся ежегодно. Третий (заключительный) проводится один раз в два года. В первом этапе конкурса, который организуют руководители горрайорганов, управлений и отделов Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД, принимают участие инспектора ДПС ГАИ ГОРОВД, строевых подразделений дорожно - патрульной службы. Во втором этапе конкурса, который организуется министерствами, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации, принимают участие инспектора ДПС ГАИ, занявшие первое место в первом этапе. В третьем (заключительном) этапе конкурса, который организуется Главным управлением ГАИ и Главным управлением кадров МВД России, принимают участие инспектора ДПС ГАИ, занявшие первое место во втором этапе. Результаты конкурса определяются из расчета набранных баллов исходя из успехов в специальных, медицинских, технических, физических и огневых дисциплинах.
В МВД РФ ежегодно проходит Всероссийский конкурс «Щит и перо. Поднимая насущные проблемы, в том числе и о сложившемся отношении к сотрудникам милиции, ряд журналистов, из разных регионов страны стали его победителями и получили высокое звание Лауреатов в номинации «Негативно, но объективно». По замыслу создателей, он призван стать важным средством воспитания правосознания в обществе, уважения к работе сотрудников правоохранительных органов и повышения престижа милицейской профессии. В настоящее время можно с уверенностью сказать, что цель, которую ставили перед собой его организаторы, достигнута. Уже 6 лет все без исключения регионы России принимают в нем самое деятельное участие. Всероссийский конкурс «Щит и перо» является ежегодным и проходит в два этапа. Первый (отборочный)- проводится в Главных управлениях МВД РФ федеральных округов. Второй этап - в МВД России, где подводятся окончательные итоги и определяются номинанты. Руководство конкурсом, отбор работ и определение победителей осуществляет специальная комиссия, в состав которой входят руководители аппарата МВД РФ, руководители федеральных телекомпаний и ведущих газет, корреспонденты центральных СМИ и члены творческих союзов.
Представленные на конкурс работы оцениваются по десяти номинациям, утвержденным Положением о конкурсе. Номинанты награждаются ценными призами и подарками, а кроме того получают право показа своих материалов в программе «Дежурная часть», на страницах журнала «Милиция» и газеты «Щит и меч». В конкурсе «Щит и перо» участвуют не только журналисты- профессионалы, но и сотрудники милиции. Хорошее знание милицейской работы позволяет им создавать правдивые, основанные на реальных событиях из жизни, материалы, которые показывают истинное лицо сегодняшнего стража порядка. Не оборотня в погонах, а честного и порядочного человека, настоящего профессионала своего дела.
5. Помимо Всероссийской акции «Внимание, дети!» на территории Москвы совместно с редакцией газеты «Новые известия» ежегодно проводится операция «Зебра», а с радиостанцией «Авторадио» проводится акция «Маленький пассажир». Оба мероприятия направлены на воспитание у водителей вежливого отношения к пешеходам.
Кроме вышеперечисленных мероприятий, можно также отметить и другие формы взаимодействия ГИБДД и СМИ, выражающиея, например, в создании радиостанции «Милицейская волна», которая ведет активную работу, направленную на деятельное возрождение и поддержание в среде радиослушателей позитивного образа сотрудника правоохранительных органов и повышение доверия граждан к деятельности Министерства внутренних дел. Новости выходят в эфир ежедневно в начале и в середине часа в течение всего дня. В конце каждого дня подводятся информационные итоги. Программа «Прямой разговор» с руководством МВД посвящена информированию и обсуждению с аудиторией насущных проблем, стоящих перед Министерством, достижений в области борьбы за общественный правопорядок и актуальных событий, происходящих в сфере деятельности правоохранительного ведомства. УГИБДД тесно сотрудничают с редакциями коммерческих радиостанций: «Авторадио», «Европа плюс», «Русское радио», «Шансон», а взаимодействие с областными СМИ и радио насчитывает многие десятки лет. Взаимопонимание достигнуто и с редакциями некоторых телеканалов. Таким образом, «Прямые эфиры», «горячая линия», репортажи с места событий, обмен мнениями с радиослушателями - все это позволяет эффектно и эффективно доводить информацию ГИБДД до участников дорожного движения всех возрастов и категорий. Среди основных мер достижения целей Федеральной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» важное место занимают формирование общественного правосознания и пропаганда правомерного поведения на дорогах.
За последние годы вся деятельность подразделений Государственной автомобильной инспекции органов внутренних дел Российской Федерации была направлена на снижение аварийности и травматизма в дорожно-транспортных происшествиях, укрепление дисциплины участников дорожного движения, введение в действие новых нормативных актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также увеличение вклада службы в обеспечение охраны общественного), порядка и борьбы с преступностью. Однако некоторые аспекты деятельности ГИБДД вызывают серьезные нарекания со стороны населения, и такое состояние дел ставит перед подразделениями Госавтоинспекции органов внутренних дел, новые задачи, связанные с повышением эффективности их функционирования путем совершенствования системы управления службой и создания полноценной правовой базы ее деятельности, а также активного взаимодействия со СМИ с целью формирования положительного имиджа (или сглаживания существующих негативных отзывов и сомнительной репутации)в глазах общественности. При большой разноплановости и большом количестве возложенных на службу Госавтоинспекции задач и функций в настоящее время не имеется глубоко изученной, четко разработанной и нормативно урегулированной информационной системы, обеспечивающей ее эффективное функционирование. Особенно это относится к информационному обеспечению процессов так называемого внутриорганизационного управления службой, где имеются наибольшие внутренние резервы повышения эффективности и оптимальности деятельности Госавтоинспекции. Причем решение большинства этих проблем возможно главным образом собственными силами, не выходя за рамки системы органов внутренних дел.
В качестве предмета данного исследования выступает система и механизм информационного обеспечения и сотрудничества подразделений Государственной автомобильной инспекции МВД, ГУВД (УВД) ГОРОВД с общественностью и, в частности, с таким ее представителем как средства массовой информации.
Целью исследования является выявление основополагающих теоретических и практических проблем организации инормационной управленческой деятельности подразделений Государственной автомобильной инспекции органов внутренних дел и на основе этого определение путей ее совершенствования.
В соответствие с данной целью мое исследование ставит и конкретные задачи:
- обозначить структуру и функции структурных подразделений, входящих в состав ГИБДД РФ и непосредственно отвечающих за связи с общественностью;
- выявить основные направления взаимодействия ГИБДД и СМИ;
- проанализировать существующую систему правового регулирования и информационной деятельности подразделений Госавтоинспекции органов внутренних дел и СМИ и определить основные пути ее совершенствования;
- изучить особенности использования СМИ в пропагандистской деятельности ГИБДД;
- проанализировать количественные и качественные характеристики информации, используемой в управленческой деятельности подразделений Госавтоинспекции и др.
Методологической основой данной работы являются общенаучные методы теории познания и системный подход, статистический и исторический методы исследования, анализ и синтез, сравнительно правовой и метод моделирования, а также интервьюирование и анкетирование отдельных представителей ГИБДД и СМИ. Теоретической базой исследования послужили общие положения философии, социологии, теории социального и государственного управления, теории информации, а также научные труды в области кибернетики, управления, административного права, криминологии и ряда других наук. При решении поставленных задач автором использовались основополагающие законодательные и нормативные акты высших органов власти и управления Российской Федерации, ведомственные нормативные акты МВД РФ, материалы обобщения передового опыта деятельности органов внутренних дел. Работа также содержит анализ сущности информации и информационного обеспечения в осуществлении процессов внутриорганизационного управления подразделениями Госавтоинспекции, факторов, определяющих построение их информационных систем, а также основных требований, предъявляемых к информации и информационным системам управления службой Госавтоинспекции.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, и зключения, библиографического списка использованной литературы и приложения. В заключении содержатся выводы по всему изложенному в работе материалу. Представленная работа является важным не только для оптимизации функционирования ГИБДД и СМИ, но и представляет собой предпосылку и условие совершенствования всей системы их информационного управления и взаимодействия.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М., «Юридическая литература», 1993.
2. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ. //Российская газета. № 4061 от 05.05.2006.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. //Российская газета. № 2861 от 22.12.2001.
4. Федеральный закон от 20 июня 2000г. №83-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». Изд-во «Ось-89», М., 2005.
5. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». // «Российская газета», N 245, 26.12.1995.
6. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». //Собрание Законодательства РФ. 1995.№ 3
7. Федеральный закон от 18.04.1991 №1026-1 «О милиции». Изд-во «Инфра-М», 2007.
8. Федеральный закон «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1. //Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7.
9. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1993 г. №2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию»//Российская газета. от 10.01.1994.
10. Указ Президента РФ № 209 от 12.02.93 г. «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 7.
11. Указ Президента РФ от 4 июня 2001 г. №644 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации». //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 2001. № 11.
12. Приказ МВД РФ от 10 апреля 2006 г. № 246 «Об информационно-пропагандистской работе».
13. Приказ МВД РФ от 22 сентября 2006 г. № 750 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России».// «Российская газета», N 263, 23.11.2006.
14. Приказ МВД РФ от 28 октября 2006 г. № 860 «Об утверждении наставления по организации профессиональной подготовк сотрудников органов внутренних дел РФ».// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 1, 01.01.2007.
15. Приказ МВД РФ от 5 декабря 2005 г. № 992 «Об информационном совете МВД РФ». «Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 35, ч. 1 М., 2006.
16. Приказ МВД РФ от 5 сентября 2005 г. № 718 «Об утверждении Концепции совершенствования взаимодействия МВД РФ со средствами массовой информации и общественными объединениями на 2005-2008 годы». Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 35, ч. 1 М., 2006.
17. Приказ МВД РФ от 2 декабря 2003 г. № 930 «Об организации работы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по пропаганде безопасности дорожного движения». Первоначальный текст документа в официальных источниках опубликован не был. СПС «Консультант плюс», 2008 г.
18. Приказ МВД РФ от 23 марта 2002 г. № 263 «Об организации деятельности строевых подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». Первоначальный текст документа в официальных источниках опубликован не был. СПС «Консультант плюс», 2008 г.
19. Приказ МВД РФ от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения». «Российская газета», N 188, 28.08.2007.
20. Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ по техническому надзору». «Российская газета», N 29, 10.02.2001.
21. Приказ МВД РФ от 6 декабря 1999 г. № 977 «Об информационно-пропагандистской работе». «Российская газета», N 17, 09.02.2000.
22. Приложение к Приказу МВД России от 20 апреля 1999 г. № 297 «Наставление по работе Дорожно-патрульной службы государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ». «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 24, 14.06.1999.
23. Приказ МВД РФ от 28 сентября 1998 г. № 618 «Об утверждении положений об органах управления и подразделениях ГИБДД МВД России». Первоначальный текст документа в официальных источниках опубликован не был. СПС «Консультант плюс», 2008 г.
24. Приказ МВД РФ от 16 апреля 1997 г. № 231 «Об организации рботы отделов (отделений, групп) информации и общественных связей органов внутренних дел». «Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 10, ч. 2 М., 1997.
25. Приказ МВД РФ от 25 января 1996 г. № 36 «О мерах по повышению профессионального мастерства сотрудников дорожно-патрульной службы госавтоинспекции». «Бюллетень текущего законодательства», МВД РФ, выпуск 15, ч. 2 М., 1996.
Учебники и монографии:
26. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник /под ред. Коренева А.П., М. Московская академия МВД России, ЦЮЛ «Щит», 2000 .
27. Божьев В. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1998.
28. Гуценко К., Ковалев М. Правоохранительные органы, М., 1999.
29. Ишеков К. Правоохранительные органы: Курс лекций. Изд-во «Экзамен», М., 2006.
30. Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов Берикашвили Л. Изд-во «Щит-М», М., 2005.
31. Мельник Г., Ким М. Методы журналистики. Изд-во Михайлова В.А., М., 2006.
32. Матушевский Р. Правовые основы СМИ и журналистики. Изд-во «А-Приор», М., 2006.
33. Лаптев И. Актуальные проблемы формирования государственной информационной политики. Ежегодник\'98. Изд-во «Государственной службы России». М., 1999.
34. Грушин Б. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемы измерения. М., 1979.
35. Жуков Ю. Тридцать бесед с телезрителями. М., 1977.
36. Под ред. Засурского Я. Система средств массовой информации России: Учебное пособие. М., 1996.
37. Чичановский А. Взаимодействие СМИ и властных структур в условиях модернизации российского общества (Политологический анализ). М., изд-во «РАГС», 1995.
Статьи:
38. Зуниров Н.Р. Координация информационно-аналитической деятельности правоохранительных органов. Журнал «Закон и право» №11, 2002.
39. Зуниров Р.Д. Приоритетные направления к координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Журнал «Законность», 2003, №1.
40. Вырагин А.Е. Особенности воздействия на преступность. Журнал «Уголовное право». №1, 2003.
41. Кимаева О. Мы расскажем о себе, г-та «Магаданская правда», от 07.11.2002.
42. Бакулин Ю. У СМИ и ГАИ одни задачи, г-та «Вятский край» от 25.07. 2006.
43. В поиске эффективных форм пропаганды. Всероссийский ежемесячник «STOP-газета», № 10, 2007.
Другие источники:
44. Диссетация «Процессуальное взаимодействие правоохранительный органов, суда со средствами массовой информации при расследовании и рассмотрении дел о правонарушениях». М., 2004.
45. Диссертация «Взаимодействие органов государственной власти и средств массовой информации как фактор реализации информационной политики», М., 2003.
46. Материалы сети автозаправочных станций и автомоек ООО «Грейтек», М., 2007.
47. Материалы официального сервера управления ГИБДД ГУВД Ставропольского края, г. Ставрополь, 2002.
48. Материалы Гильдии автомобильных журналистов, М., 2004.
49. Выступление начальника Гостехнадзора Московской области В.А.Васенина, 2005.
50. Отчет мониторинга СМИ «Медиалогия» (www.medialogia.ru) на материале текстов СМИ за период с 22 июня 2005 года по 22 июня 2006 года.