(Нет отзывов)
37 страниц
2019-07-24

МАГАТЭ и его роль в обеспечении договора о нераспространении ядерного оружия.

В наличии
1640 ₽

Введение
Взрыв на вершине Аламогордо в штате Нью-Мексико 16 июля 1945 года возвестил о начале эпохи ядерного оружия. Его устрашающая мощь была подтверждена трагедиями Хиросимы и Нагасаки в августе того же года. Ведущие ученые и политики США, сознавая суперсложность атомного проекта, не предвидели быстрого распространения ядерного оружия и, может быть, поэтому секретные службы Соединенных Штатов отнеслись с недостаточной бдительностью к охране его разработки. Видимо, именно это стало главной причиной того, что уже через четыре года, 29 августа 1949-го, Советский Союз испытал свою бомбу. Сегодня неопровержимо доказано, что она была точной копией американской. Мощные шпионские организации Советского Союза сумели проникнуть в атомные центры США и похитить основные данные и материалы, необходимые для успешной работы ядерщиков СССР.
В дальнейшем тема ядерной гонки стала еще более острой. Первый термоядерный взрыв прогремел 1 ноября 1952 года, он был американским. Меньше чем через год, 12 августа 1953-го, было проведено советское испытание. Взрывы грохотали один за другим. И уже вскоре к их оглушительной какофонии подключились ядерщики других держав. 3 октября 1952 года на острове Монте-Белло испытывают свое ядерное устройство англичане. 13 февраля 1960 года в пустыне Сахара взрывают свою бомбу французы, 16 октября 1964-го китайцы на полигоне у озера Лобнор.
Некоторое время в мире существовало мнение, что распространение ядерного оружия локализовано его наличием у этих пяти великих держав. Тем не менее именно эти государства, владельцы атомных секретов и бомб, стали инициаторами Договора о нераспространении ядерного оружия, который был открыт для подписания 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. Тогда к нему присоединились всего 62 страны. К моменту окончания 25-летнего срока действия Договора в текущем году их стало 172.
В общем виде содержание Договора можно сформулировать следующим образом. Он не прекращал количественного и качественного наращивания боевых ядерных систем у тех государств, которые обладали ими в 1970 году. Однако Договор запрещал им передавать или продавать ядерное оружие кому бы то ни было, помогать другим странам производить или приобретать его. Государства же, не располагающие ядерным оружием, обязывались не производить, не приобретать его и не принимать какую-либо помощь в изготовлении этого оружия. Они обязаны были также поставить всю свою ядерную деятельность под контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
1. МАГАТЭ, понятие и основные задачи функционирования
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. МАГАТЭ, созданное в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году в качестве автономной организации, представляет собой кульминацию международных усилий по воплощению в реальность предложения, которое президент США Эйзенхауэр высказал в своей речи «Атом для мира» на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 году. Он предвидел создание международноо органа по контролю и развитию использования атомной энергии. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 130 государств-членов.
«Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением, или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели». Устав МАГАТЭ
Передача технологии
Агентство стремится повысить роль ядерной науки и технологии в деле оказания поддержки устойчивому развитию человечества. Это касается как повышения уровня знаний, так и их использования для преодоления стоящих перед миром насущных проблем, таких, как голод, болезни, среды и изменение климата. Значительная часть деятельности Агентства связана с ядерной энергетикой, включая такие ее аспекты, как безопасность и обращение с отходами, а также с обеспечением использования ядерной технологии исключительно в мирных целях.
Где это представляется целесообразным, МАГАТЭ способствует передаче ядерной технологии государствам-членам для ее использования в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, управлении водными ресурсами и для других применений. Многие из этих программ прямо или косвенно вносят свой вклад в достижение целей устойчивого развития и охраны окружающей среды, определенных в «Повестке дня на XXI век», принятой Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году. Агентство располагает также двумя научными лабораториями, где осуществляется подготовка кадров и ведутся исследования в поддержку деятельности по техническому сотрудничеству и оказанию помощи. Многие из этих направлений деятельности реализуются во взаимодействии с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО). Агентство сотрудничает с ФАО в рамках объединенного отдела, занимающегося применением изотопов и излучений в продовольственной и сельскохозяйственной областях. Сюда входят такие направления, как селекция и генетика растений, борьба с насекомыми-вредителями, плоородие почв, ирригация и растениеводство, животноводство и сохранение пищевых продуктов.
Ядерная безопасность
Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Хотя МАГАТЭ и не является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной безопасности направлены на разработку многосторонних юридически обязательных соглашений, которые приобретают все более важное значение в качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиационной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Рекомендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки внутригосударственных норм и правил. Разработаны своды положений и руководства по безопасности в отношении выбора площадки, проектирования, эксплуатации и качества АЭС. В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агентство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмотрение группами международных экспертов непосредственно на площадке вопросов эксплуатации АЭС.
Нераспространение ядерного оружия
В рамках глобальных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия МАГАТЭ осуществляет проверку того, чтобы ядерные материалы не переключались с законного мирного использования на военные цели. После того, как какое-либо государство-член становится участником соглашения о гарантиях, инспектора Агентства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах, осуществления дистанционного наблюдения и проверки учетных документов. Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными методами торговлю и передачу технологии. К настоящему времени действует 225 соглашений о гарантиях с 141 государством. Ведется дальнейшее усиление роли гарантий МАГАТЭ в целях укрепления потенциала обнаружения любого возможного переключения ядерного материала.
Структура и финансовые ресурсы
Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств членов МАГАТЭ. В настоящее время в Совет входят управляюих 35* членов, 13 из которых назначаются Советом и 22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность осуществления программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.

Введение3
1. МАГАТЭ, понятие и основные задачи функционирования.5
2.Основная деятельность МАГАТЭ по принятию решений о вопросах ядерной безопасности......10
3. МАГАТЭ и пренебрежение распространения ядерного оружия..16
4. МАГАТЭ и ядерные страны..24
Заключение..34
Литература...35

Литература

1. Резолюции Совета Безопасности ООН № 1696 и 1737 2006 г. и № 1747 2007 г.
2. Нераспространение ядерного оружия и запрет на ядерные испытания. Режим инспекций МАГАТЭ. Владимир Иванович РЫБАЧЕНКОВ, к.т.н., советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ. Стенограмма лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 25 марта 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса.
3. Москва и Вашингтон договорились дать миру "мирный атом" и подумать над сокращением СНВ. [Электронный источник] NEWSru.com // Новости в мире // Вторник, 3 июля 2007 г.
4. Experience and Challenges in WMD Treaty Verification: a Comparative View, Verifying Treaty Compliance / Ed. R. Avenhaus et al. [S. l.]: Springer, 2006.
5. Nuclear Weaponisation Activities: What is the Role of IAEA Safeguards? Annual Meeting of the Institute of Nuclear Materials Management, Nashville, Tennessee, 1620 July 2006.

Список курсовых работ по предмету международное право