Введение Социальное партнерство – проверенный опытом большинства развитых стран метод решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий между наемным трудом, работодателем и государством. В своей сути социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической стабильности и экономического прогресса. В зарубежных странах система социального партнерства как действенного инструмента, способного объединить главные силы гражданского общества на демократической основе в интересах экономического и социального прогресса, складывалась на протяжении многих десятилетий. Говоря о социальном партнерстве, мы имеем в виду систему социальных институтов и механизмов, созданных при участии государственных структур, объединений работодателей и профсоюзов с целью решения социальных проблем и реализации социальной политики на основе согласования специфических интересов и целей. В России рыночные преобразования усилили социальную напряженность и создали дополнительные условия конфликтных отношений между наемными работниками и работодателями, с одной стороны, и между профсоюзами и государством – с другой. В этих условиях необходимость регулирования отношений между субъектами социально-экономических процессов на основе дополнительных соглашений, имеющих нормативный характер, безусловно, возрастает. Договорные отношения обеспечивают дополнительные механизмы регулирования оплаты труда, процесса высвобождения работников, создания и сохранения рабочих мест, защиты работников от безработицы, предоставления социальных гарантий. 1. Условия и основные факторы социального партнерства Социальное партнерство как особый тип общественных отношений, обеспечивающих баланс реализаций важнейших социально-экономических интересов основные групп общества, формируется: - как закономерный результат развития общества с рыночной экономикой; - как следствие коренных изменений, происшедших как в обществе в целом, так и в основных его социальных группах. Уровень развития социального партнерства есть поэтому показатель экономической, социальной, политической и нравственной зрелости общества. В поступательном развитии такого общества и формируются необходимые условия для реализации партнерских отношений. Основные объективные факторы, обусловившие на определенном этапе развития человеческого общества необходимость создания социально-партнерских отношений, и, соответственно, сформировавшие условия этого процесса заключаются в следующем. Во-первых, технико-технологические факторы. Возрастающая сложность и интеллектуализация общественного труда обеспечивают возрастание роли человеческого фактора производства, превращение наемного работника из простого исполнителя в образованного, активного субъекта производства, принимающего участие и в управлении производством. Научный работник так приобщается к производственному процессу, что он становятся заинтересованным в эффективной, прибыльной работе предприятия, фирмы. Таким образом, возрастание роли квалифицированного труда в определенной степени сближает экономические интересы работодателей и наемных работников, а возникающие между ними конфликты обе стороны заинтересованы решать на основе компромисса.
Содержание
Введение 3
1. Условия и основные факторы социального партнерства 4
2. Механизм и формы социального партнерства 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.01994 года в редакции от 17ю07ю2009 года с изменениями от 18.07.2009 года.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 года в редакции от 17.07.2009 года.
3. Волгин Н.А., Одегов Ю.Г. Экономика труда: социально-трудовые отношения. М.: Экзамен, 2006 г. 735 стр.
4. Есинова Н.И. Экономика труда и социально-трудовые отношения., М. Кондор; , 2007 г., 462 стр.
5. Михеев В. Основы социального партнерства. М.: Экзамен, 2001 г., 448 стр.
6. Соловьев А.В. Социальное партнерство. Комментарий к разделу II Трудового Кодексу РФ. М.: Альфа-Пресс, 2007 г., 336 стр.
7. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. СпБ.: Питер, 2006 год, 322 стр.