Введение Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. «Европейское» и «азиатское», оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное – эти и подобные «пары» противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до наших дней. «Двоеверие», или «двоемыслие», «двоевластие», «раскол» – это лишь немногие из значимых для понимания истории русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Русский религиозный раскол – последняя, драматическая фаза в истории культуры допетровской Руси, наступившая во второй половине XVII в. и предварившая собой многие социокультурные процессы в России XVIII – XIX вв., – характеризуется также явной двуликостью, двусоставностью . Это то исходное состояние русской культуры Нового времени, где берут свое начало Петровские реформы и формируется национальный менталитет русской культуры, претерпевающий очень незначительные изменения на протяжении последующих трех веков российской истории. В XVII в. русская культура сохраняла все характерные черты феодальной культуры Средневековья, но намечаются и новые элементы. Однако новые тенденции четко обозначились лишь к концу века. Во многом они были связаны с именем Петра I и проводимыми им реформами. В XVII в. начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливается взаимосвязь местных обычаев. Рост связей между отдельными областями России через торговлю, отходный промысел, переселение, участие в войнах и т.п. способствуют взаимопроникновению различных диалектов, складывается единый русский язык, в основе которого диалект Москвы и примыкавших к ней с юга земель. Создание единого русского языка еще более способствовало росту самосознания людей как единой русской нации .
Содержание Введение…………………………………………………………………………...2 1. Искусство и культура во время правления Петра I………………............5 2. Образование и просвещение в Петровскую эпоху……………………...10 Заключение……………………………………………………………………….17 Список литературы………………………………………………………………19
Список литературы 1. Википедия – свободная энциклопедия – [Электронный ресурс] – Режим доступа www.wikipedia.org 2. Власов В. Г. Архитектура «петровского барокко»: Эпоха. Стили. Мастера. СПб., 1996 3. Грабарь И. Э. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом 4. Джеймс Крейкрафт "Революция Петра: здания, образы, слова " сборник «Петр Великий» под редакцией Е. В. Анисимова 2007 г. 5. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр «Академия», 1998 6. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. – М.; МИЭМП, 2005. 7. Кравченко А. И. Культурология Учебное пособие для вузов – 4-е изд – М Академический Проект, Трикста, 2003 8. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Г. С. Кнабе, И. В. Кондаков, Т. Ф. Кузнецова и др.; Под ред. Т. Ф. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 9. Рохленко Д. Б. Первая русская печатная газета/Наука и жизнь. № 3, 2007