2. Дядя или племянник
27 февраля 1425 года в Москве скончался Василий I, номинально передав верховную власть девятилетнему сыну Василию. Существует версия, что великий князь оставил завещание в пользу Юрия. София Витовтовна уничтожила его, составив новое. Зачем ей это было нужно? В своих "Записках о Московии" австрийский посол Сигизмунд Герберштейн писал: "Василий Дмитриевич не любил своего единственного сына Василия, так как подозревал в прелюбодеянии свою жену, от которой тот родился, поэтому, умирая, оставил великое княжение Московское не сыну, а брату своему, Юрию, но большинство бояр примкнуло все же к сыну".
Герберштейн посетил Россию в 1517 году - почти через сто лет после описываемых событий. Их участники давно отошли в лучший мир. Поэтому сам факт существования подобных слухов свидетельствовал о том, что слухи опирались на какие-то реальные факты. Какие? Этого мы, видимо, уже никогда не узнаем.
Официально же правительство возглавил митрополит Фотий, грек по происхождению, присланнй константинопольским патриархом в Москву в 1409 году. Властолюбивый иерарх отнюдь не был затворником-молельником. Есть версия, что именно он был "автором" знаменитой Шапки Мономаха, он приказал изготовить ее в митрополичьих мастерских и придумал легенду о том, что византийский император Константин Мономах послал ее в дар Владимиру Святому в 988 году. Этот-то венец (кстати, больше похожий на татарский головной убор) и предназначался для венчания на великое княжение Василия II.
...В ночь на 27 февраля Фотий послал в Звенигород своего боярина Акинфа Ослебятева звать Юрия в Москву. Прекрасно понимая законность его прав на московский престол, митрополит стремился заманить Юрия в ловушку. Власти действуют так четко и слаженно, что закрадывается сомнение: не стала ли смерть великого князя одним из элементов тайного плана?
Узнав о кончине брата, Юрий готовится выехать в Москву. Однако затем получает чье-то предостережение. Он меняет маршрут и направляется во вторую удельную столицу - затерянный в лесах Галич-Костромской, где начинает собирать ратных людей. Впрочем, с объявлением войны не торопится. Более того, заключает перемирие с Москвой. Видимо, Юрий считал, что открытое военное выступление есть посягательство на святая святых московского дома - единомыслие. Кредо, которое сформулировал еще князь Симеон Гордый: "Братья, приказываю вам заодин жити. А лихих людей не слушайте, которые начнут вас натравливать друг на друга".
В июне 1425 года в Галич выехал митрополит Фотий, которого Витовт и София Витовтовна уполномочили любыми способами склонить звенигородского князя к повиновению. Юрий Дмитриевич собрал людей из своих вотчин и расположил их на загородней горе, по которой должен был проехать митрополит. Таким образом, Юрий хотел показать, что у него имеются значительные силы для войны с Москвой. Фотий посмотрел на толпу народа и обратился к Юрию: "...сыну, не видах столико народа в овечих шерстех, все бо бяху в сермягах". Давая тем знать, что люди, одетые в сермяги, плохие ратники, пишет С.М.Соловьев. Однако язвительный византиец оказался плохим пророком: ополчение Юрия всегда (!) выходило победителем в столкновениях с профессиональной великокняжеской дружиной Василия.
Зимой 1427 года София едет в Литву к отцу. В письме к ливонскому магистру Витовт писал: "Великая княгиня московская недавно была у нас и вместе со своим сыном, землями и людьми отдались под нашу защиту". Литовские войска вторглись на русские земли. Только под угрозой иноземной оккупации Юрий в 1428 году был вынужден признать отрока Василия своим "старшим братом".
3. Борьба за Москву
Патриот или мятежник?
В исторических сочинениях Юрий Дмитриевич почти всегда изображается как мятежник и злодей. Но надо учитывать, что официальное летописание на Руси началось почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год). Другими словами, мы не имеем надежных источников по истории России для более ранних времен. И еще: летописи писались победившими врагами Юрия, которым необходимо было очернить его в глазах потомков.
Рецензия
1. Завещание Дмитрия Донского
2. Дядя или племянник
3. Борьба за Москву
4. Авантюра Василия Косого
5. Флорентийская уния
6. Пиррова победа
7. Падение Галича
8. Гибель Дмитрия Шемяки
9. Витязь выбирает путь
Послесловие
______________________________
Рецензия
Предлагаемая читателю книга последний труд Александра Александровича Зимина (19201980), выдающегося советского исследователя русского средневековья. При жизни Зимин по печальной российской традиции не был избалован официальным признанием. Во всяком случае семь написанных им монографий остались неизданными. За 10 лет, прошедших после кончины ученого, издательство «Мысль» выпустило в свет две его работы «Возрожденную Россию» под названием «Россия на рубеже XVXVI столетий» (М., 1982) и «В канун грозных потрясений» (М., 1986), озаглавленную автором «Путь к власти», а издательство «Наука» монографию «формирование боярской аристократии в России во второй половине XV первой трети XVI в.» (М., 1988). Но еще минимум три завершенные Зиминым научные монографии исследования о Русской Правде, о «Слове о полку Игореве», о русских исторических песнях и две мемуарные книги пока не опубликованы и хранятся в его личном архиве.
«Витязь на распутье» был начат автором в 1979 г. и писался стремительно, с большим увлечением и истовостью. Александр Александрович работал над текстом книги буквально до последнего дня жизни, не раз читал вслух друзьям и ученикам отдельные ее части, подыскивая наиболее точные выражения и характеристики. С выхода в свет первой из книг задуманной и почти полностью осуществленной серии до написания «Витязя...» прошло 20 лет, и, как отмечал сам автор, за это время его общие исторические представления претерпели глубокую эволюцию, которую он считал завершенной в «Витязе...».
В настоящей книге читатель найдет рассказ о том, какие события происходили во время великого княжения Василия Васильевича (14251462), когда закладывались основы торжества московского единодержавия. Прежде чем написать этот том, автору нужно было изучить и жизнь действовавших тогда лиц (князей, бояр, дворян и дьяков), и обстановку, в которой протекали обытия, и особенности источников, дающих нам возможность понять все это с максимальным приближением к истине.
В предлагаемой вниманию читателя книге нет общего историографического очерка. Уж очень много в нашей литературе писалось о тех, кто осмысливал ход объединительного процесса на Руси. Это, однако, не означает, что автор игнорирует сделанное учеными в течение последних двух с лишним столетий развития науки. Он отлично понимает, что его книга могла быть написана только как звено в цепи усилий многих поколений отечественных и зарубежных ученых, не жалевших сил в исследовании российской истории. Их творческому подвигу с сыновней благодарностью и посвящает своего «Витязя» автор.
1. Завещание Дмитрия Донского
К началу XV века в северо-восточной Руси продолжало существовать несколько практически независимых друг от друга государственных образований. Наиболее значительным и сильным из них было Московское княжество. К этому времени уже практически слились территории собственно московские и земли Великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской, умерший в 1389 году, в своем завещании передал Владимирское княжение своему старшему сыну Василию I* (1389 - 1425) как свою "вотчину", не ставя эту передачу в зависимость от воли ханов Золотой Орды. Василию I удалось существенно увеличить свои владения, добившись в 1392 г. присоединения Нижегородского княжества.
Однако великий князь не был единственным хозяином московских земель - по традиции всем мужчинам - членам великокняжеской семьи выделялись уделы, а их владельцы назывались удельными князьями. В начале XV в. таковыми были, в первую очередь, младшие братья Василия I, получившие свои территории по завещанию Дмитрия Донского и двоюродный дядя великого князя, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Серпуховской.
Продолжалась и зависимость от Золотой Орды, выражавшаяся, прежде всего, в уплате дани. Несмотря на это зависимое положение, Василий I стремился укрепить международное положение Московского княжества, вступив в брак с дочерью могущественного правителя Великого княжества Литовского Витовта Софьей.
К началу XV века в северо-восточной Руси продолжало существовать несколько практически независимых друг от друга государственных образваний. Наиболее значительным и сильным из них было Московское княжество. К этому времени уже практически слились территории собственно московские и земли Великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской, умерший в 1389 году, в своем завещании передал Владимирское княжение своему старшему сыну Василию I (1389 - 1425) как свою "вотчину", не ставя эту передачу в зависимость от воли ханов Золотой Орды. Василию I удалось существенно увеличить свои владения, добившись в 1392 г. присоединения Нижегородского княжества.
Однако великий князь не был единственным хозяином московских земель - по традиции всем мужчинам - членам великокняжеской семьи выделялись уделы, а их владельцы назывались удельными князьями. В начале XV в. таковыми были, в первую очередь, младшие братья Василия I, получившие свои территории по завещанию Дмитрия Донского и двоюродный дядя великого князя, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Серпуховской.
Продолжалась и зависимость от Золотой Орды, выражавшаяся, прежде всего, в уплате дани. Несмотря на это зависимое положение, Василий I стремился укрепить международное положение Московского княжества, вступив в брак с дочерью могущественного правителя Великого княжества Литовского Витовта Софьей.