(Нет отзывов)
87 страниц
2019-05-10

Вопросы на государственный экзамен по ГиМУ - 29 вопросов.

В наличии
1100 ₽

8) Общие принципы организации государственного управления. Принципы организации центрального аппарата государственного управления
Государственное управление целенаправленное, организующее и регу-лирующее воздействие государства через систему государственных органов и должностных лиц на общественные процессы, на сознание, поведение и дея-тельноть людей.
Государственное управление представляет собой управляющее воздейст-вие одних людей, организованных во властные структуры, на других, которые заняты в сфере производства материальных, социальных и духовных продуктов и услуг.
Характерные черты государственного управления:
1. Государственное управление опирается на власть, т.е. организованную силу государства, способную к принуждению.
2. Государственное управление распределяет свое воздействие на все об-щество.
3. Государственное управление действует системно, т.е. в отраслях, кото-рые затрагивают все публичные проявления жизни.
Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимо-связь общественно-политической природы и других групп элементов государ-ственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в ви-де определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.
Систематизация принципов: Первое - общесиситемные принципы ГУ - общеуниверсальные закономерности (их применение):
1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.
2. Принцип демократизма - воспроизводит народовластие в государствен-ном управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и це-лями жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.
3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Обу-словливает необходимость законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управ-ления.
4. Принцип законности государственного управления: установление в госу-дарственном управлении режима повсеместного и полного исполнения право-вых актов.
5. Принцип разделения власти в государственном управлении.
6. Принцип федерализма государственного управления - позволяет разви-вать и укреплять местное управление, вовлекать в управленчесие процессы значительное число граждан.
7. Принцип публичности государственного управления.
Втрое основание систематизации связано с анализом и научной характери-стикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс). Струк-турные принципы подразделяются на:
1. Структурно-целевые; 2. Структруно-функциональные; 3. Структурно-орагнизационные; 4. Структурно-процессуальные.
Третье основание классификации принципов: Специализированные прин-ципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т.д.
Систематизация принципов:
1. Общественно-политические - сформулированы в результате познания социальной природы ГУ общих закономерностей и основных особенностей его развития;
2. Функционально структурные - абстрагированные посредством исследо-вания взаимодействий компонентов субъекта и объекта ГУ и раскрывающих закономерности структуры государственных управляющих воздействий;
3. Организационно-структурные - отражают характер, закономерности и специфику организационной структуры ГУ, служат отправными моментами при его формировании;
4. Государственно-управленческой деятельности - раскрывают закономер-ности, отношения и взаимосвязи методов, форм управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержания собственной жизнедеятельности.

10) Правительство РФ: функции, состав, законодательная регламента-ция. Виды центральных органов государственного управления. Состав и структура министерств и ведомств РФ.
Исполнительная власть олицетворяется в определенной системе государ-ственных органов, связанных между собой по вертикали и горизонтали. На высшей ступеньке этой системы стоит правительство, возглавляемое главой государства или премьер-министром.
Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распоряди-тельной (то есть административной) деятельностью в стране. В его состав входят руководители наиболее значительных органов центральной админист-рции, а иногда и представители нижестоящей администрации.
Правительство - высший орган государственного управления, который руководит внутренней и внешней политикой страны, осуществляя ее на основе Конституции и законов. Правительство, вместе с тем, обеспечивает общест-венный порядок и национальную безопасность, а также осуществляет общее руководство органами государственного управления и Вооруженными силами. Таковы в общем виде задачи Правительства, которые находят свое воплощение в закрепленных конституционных нормах. Несмотря на это, в некоторых Ос-новных законах эти задачи формируются не отдельно, а непосредственно в тех полномочиях, которые закреплены за ними в Конституциях, или, что то же са-мое - в компетенции Правительства, - что и будет показано далее.
Ведомство - это государственный орган исполнительной власти специ-альной компетенции, то есть специализированный в определенной сфере госу-дарственного управления, обладающий именно в этой сфере установленными властными полномочиями. Номенклатура ведомств различна и зависит от на-циональных традиций словоупотребления. Ведомства могут быть правитель-ственными, когда их руководители входят в состав правительства, и неправи-тельственными, руководители которых в состав правительства не входят. Сре-ди последних следует выделить независимые ведомства, не находящиеся в под-чинении какого бы то ни было органа, включая правительство. Последние мы затрагивали в связи с вопросом о вспомогательных органах при парламентах, хотя, строго говоря, это не всегда правильно, поскольку часть из этих незави-симых органов являются по своему характеру исполнительными. Однако оби-лие разнообразных форм и сочетаний государственных органов в разных стра-нах не дает возможности последовательно провести строгую классификацию.
Среди правительственных ведомств чаще всего встречаются министер-ства, которые подчас именуются департаментами или секретариатами, а в со-циалистических странах - еще государственными комитетами. Впрочем, в неко-торых социалистических странах одно время было модно включать в состав правительств руководителей "массовых общественных организаций" - профсо-юзной, молодежной, женской и т. п. (Румыния) или давать им право присутст-вия на заседаниях с совещательным голосом (Куба), превращая центральный аппарат этих организаций в разновидность ведомств. На Кубе в такое ведомст-во был даже формально превращен и аппарат Академии наук.
Правительственные ведомства организуются и действуют на основе еди-ноначалия, включая социалистические государственные комитеты, название ко-торых наводит на мысль об их коллегиальном характере.
Некоторые ведомства (например, финансов) обладают определенными надведомственными полномочиями. Это означает, что другие равные им по рангу ведомства некоторые свои полномочия осуществляют с согласия или под контролем таких ведомств.
В составе министерств (и аналогичных им органов) иногда создаются крупные самостоятельные подразделения с разными наименованиями, возглав-ляемые государственными секретарями или иными должностными лицами по-добного ранга.

1)Государственное управление как объект исследования. Основные проблемы государственного управления.
2)Понятие о системе государственного и муниципального управления. Предмет изучения ГиМУ.
3)Место отрасли знаний о государственном управлении среди общественных дисциплин. Основные методологические направления исследований ГиМУ

4)Взгляды на формирование эффективного государственного устройства
5)Понятие о политическом механизме государственного и местного управления.
6)Выборные процедуры и политические назначения как способы формирования высших и центральных органов власти. Модели правительственной политики.
7)Форма государства, форма правления, политический режим и их взаимосвязь с государственным управлением
8)Общие принципы организации государственного управления. Принципы организации центрального аппарата государственного управления
9)Бюрократия, группы интересов, лобби и корпорации как специфические факторы среды администрации.
10)Правительство РФ: функции, состав, законодательная регламентация. Виды центральных органов государственного управления. Состав и структура министерств и ведомств РФ.
11)Причины и принципы регионализации. Система и структура управления регионом. Принципы организации местного самоуправления. Основные методы регионального и местного управления.
12)Основы местного самоуправления. Модели организации местного самоуправления. Субъекты МСУ. Функции и компетенция органов МСУ.
13)Понятие об этапах, операциях и стадиях процесса управления. Основные технологические подсистемы в аппарате управления. Методы и принципы оптимизации технологии управления.
14)Закрытая система государственной службы. Открытая система государственной службы.
15)Коммунистическая система гос. службы. Государственная служба в РФ: общие принципы. Специфика организации государственной и муниципальной службы в РФ.
16)Основные тенденции изменений систем управления в современных демократических государствах. Этапы реформы системы государственного и местного управления в РФ.
17)Государственное управление как социальное явление. Госудаство как субъект управления: признаки, социальные функции, типология. Государственная власть и государственное управление: соотношение и механизм взаимодействия.
18)Государственная политика в процессе государственного управления. Направления административной реформы: федеральный и региональный уровни.
19)Государственные управленческие решения: формы, технологии принятия и реализации, оценка эффективности.
20)Информационное обеспечение государственного управления: сущность и источники управленческой информации. Социальное обеспечение государственного управления.
21)Объект государственного управления: сущность, свойства, структура. Организационная структура государственного управления. Целостность управления и осуществление разделения властей. Правовое регулирование отношений государственного управления.
22)Системные характеристики государственного управления. Структура органов государственной власти РФ. Территориальная организация государственного управления.
23)Государственная гражданская служба в системе государственного управления. Мотивация государственного служащего
24)Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий. Гражданское общество: основные характеристики и проблема взаимодействия с государством.
25)Местное самоуправление: понятие и сущность. Направления реформирования местного самоуправления. Особенности муниципальной службы.
26)Полномочия и компетенция органов местного самоуправления. Система местного самоуправления: структура и основные элементы. Совершенствование форм и методов осуществления местного самоуправления. Структура и организационно-правовые основы деятельности органов местного самоуправления.
27)Территориально-организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления.
28)Системы муниципального управления зарубежных стран. Структура и принципы организации. Особенности, отличия и краткая характеристика.
29)Системы местного управления. Британская система местного управления. Американская система местного управления. Романская система местного самоуправления. Германская система местного управления. Скандинавская система местного управления. Японская система местного управления. Характеристика и основные отличия.

Рекомендуемая литература:

1. Алиев В.Г. Теория организации. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2003.
2. Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения. Учебник. М.: Дашков и К, 2005.
3. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. М.: ИНФРА-М, 2003.
4. Конституция РФ, 1993.
5. ФЗ «О гос. гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004, № 79-ФЗ.
6. ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27.05.2003, № 58-ФЗ.
7. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003, № 131-ФЗ.
8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекции. М.: Омега-Л, 2004
9. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М.: Экономика.
10. Глазунова Н.И. Государственное (административное) управление. Про-спект, М.: 2004.
11. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. Мо-сква, ИНФРА-М. 2000.
12. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.. Теория государства и права в схемах и определениях: Учеб. Пособие.- М.: Юрист, 2002. 256 с.
13. Введение в государственное управление: в 3 кн. / Под ред. В.Я.Афанасьева. М., 2005.
14. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муници-пальным хозяйством.- уч. Пособие. М., 2004.
15. Государственное управление: основы теории и организации/ Под ред. В.В.Козбаненко. - М., 2006.
16. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки, осо-бенности, структура. М.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2002. 832 с.
17. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 2000.
18. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика го-сударственного регулирования территориального развития. М., 2003.
19. Мысин Н.В. Теория социального управления СПб., 2005.
20. Рой О.М. Система государственного и муниципального управления.- СПб.: Питер, 2005. 301 с.

Список контрольных работ по предмету экономика