Введение Обеспеченность предприятий трудовыми ресурсами и их рациональное использование оказывают значительное влияние на результаты деятельности предприятия и эффективность производства в целом. Актуальность работы заключается в том, что долгосрочная финансовая устойчивость любого предприятия, прежде всего, зависит от эффективного использования персонала. От производительности физического и интеллектуального труда работающих на предприятии зависит объем и своевремен¬ность выполнения работ и производства продукции, рациональное использование рабочего времени и оборудования и другие процессы на предприятии. Рост прибыли, объема производства и изменение других финансовых показателей деятельности свидетельствуют об эффективности использования трудовых ресурсов. От эффективности использования персонала зависит в конечном итоге репутация предприятия и благосостояние собственников. Эффективное управление персоналом во многом обуславливается пониманием мотивов, лежащих в основе действий человека и побуждающих его к деятельности. Понимание мотивов и потребностей человека позволяют определить, почему в одинаковых условиях труда одни работают с интересом и удовольствием, а другие нет. Таким образом, понимание мотивации человека позволяет более эффективно использовать систему форм и методов управления. Система эффективного управления человеком строится на знаниях возникновения мотивов, способах приведения их в действие и способах мотивирования людей. Мотивированный персонал является важнейшим фактором эффективности всего предприятия. Поэтому важной задачей руководителя является организация трудового процесса, в том числе мотивирование сотрудников. Мотивированные сотрудники будут отличаться высоким качеством, ответственностью за результат. Теоретической основой работы являются труды российских экономистов и специалистов в области управления персоналом, публикуемые в учебных пособиях, специализированных периодических изданиях и в сети Интернет. Тема изучения мотивации персонала является достаточно изученной как зарубежными, так и отечественными исследователями. Однако до сих пор нет однозначного объяснения что движет человеком при принятии того или иного решения и объясняющего причины его поведения в различных ситуациях. Различные аспекты трудовой мотивации освещены в отечественной и зарубежной экономической, психологической и социологической литературе. Наибольшее распространение в зарубежной практике получили теории А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга, Д. МакКлелланда, Б. Скиннера, В. Врума, Д. МакГрегора, У. Оучи и других исследователей. Проблемы мотивации освещены в трудах отечественных ученых – А. Леонтьева, В. Ядова, А. Здравомыслова, В. Рожина, а также О. Виханского, А. Егоршина, Э. Уткина, Г. Зайцева и других. Цель работы – исследовать влияние личностных особенностей работников на мотивацию их труда. Объектом исследования выступает организация ООО «Сара Ли Рус». Предметом исследования выступают индивидуальные особенности работников предприятия и их влияние на мотивацию труда. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи: - дать общую характеристику мотивам и мотивации трудовой деятельности; - исследовать существующие теории мотивации в трудах зарубежных и отечественных авторов; - выявить способы мотивации труда, используемые организациями; - описать существующий кадровый менеджмент в ООО «Сара Ли Рус»; - проанализировать влияние кадровой политики ООО «Сара Ли Рус» на систему мотивации; - выявить рациональные способы мотивации с учетом личностных особенностей; - разработать методику оценки ожиданий сотрудников; - в соответствии с разработанной методикой сформировать технологию мотивации сотрудников; - отразить влияние личностных особенностей сотрудников на кадровую политику предприятия; - разработать рекомендации по формированию положительной мотивации к труду. Методологической основой стали приемы анализа и синтеза, группировки и классификации данных, обобщения, статистические приемы и методы. Практическая значимость работы. Результаты анализа могут быть рекомендованы к использованию предприятием для выявления ожиданий сотрудников и оценки соответствия кадровой политики этим ожиданиям. 1 Анализ состояния технологии мотивации 1.1 Мотивы и мотивация трудовой деятельности Эффективное управление организацией основывается на понимании мотивации трудовой деятельности работника. Система управления на предприятии не будет функционирующей, если отсутствует эффективная модель мотивации, так как она побуждает конкретного сотрудника и коллектив в целом к достижению личных и общих целей. Мотивированный персонал является важнейшим фактором эффективности всего предприятия. Поэтому важной задачей руководителя является организация трудового процесса, в том числе мотивирование сотрудников. Мотивированные сотрудники будут отличаться высоким качеством, ответственностью за результат. Успешно функционирующая система мотивации приведет к снижению текучести кадров, повышению профессионализма сотрудников, высокой производительности. Мотивы являются основными побудительными причинами поведения и действий человека, возникающих под влиянием его потребностей и интересов. Мотивы представляют собой образ желаемого блага, которое удовлетворяет потребности человека при выполнении определенных трудовых действий. Выделяют следующие основные компоненты, формирующие структуру мотивов: - осознание потребностей, удовлетворение которых достигается через осуществление трудовой деятельности; - мысленный образ благ, которые будут получены в качестве вознаграждения за труд; - представление и построение процесса, связывающего потребности и конечные блага, которые их удовлетворяют. Выбор варианта поведения человека зависит от ожидаемого вознаграждения и от цены, которую необходимо заплатить за результаты. Таким образом, мотивация
СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 1 Анализ состояния технологии мотивации 6 1.1 Мотивы и мотивация трудовой деятельности 6 1.2 Теории мотивации в трудах различных исследователей 14 1.3 Способы формирования мотивации труда в организациях 24 2 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 36 2.1 Общая характеристика ООО «Сара Ли Рус» 36 2.2 Общая характеристика кадрового менеджмента организации 42 2.3 Анализ влияния кадровой политики на систему мотивации трудовых ресурсов 45 2.4 Рациональные способы мотивации с учетом личностных особенностей 65 3 Методика оценки влияния индивидуальных особенностей личности на мотивацию труда 68 3.1 Разработка методики оценки 68 3.2 Описание технологии мотивации в соответствии с разработанной методикой 82 3.3 Разработка рекомендаций по формированию положительной мотивации к труду на предприятии 91 Заключение 94 Список использованных источников и литературы 96 Приложение А 99 Приложение Б 100
Список использованных источников и литературы 1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда: Учебник для вузов / В.В. Адамчук, О.В. Ромашов, М.Е. Сорокина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 407 с. 2. Артамонов Б.В., Никифорова Л.Х. Мотивация и аттестация персонала: Учебное пособие. – М.: МГТУ-ГА, 2005. – 88 с. 3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А. И. Наумов. —4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономиста, 2005. – 670 с: ил. 4. Галкин А. Методом кнута и пряника// Работа&зарплата. – 2006. – №8 5. Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов /Б. М. Ген-кин. — 7-е изд., доп. — М. : Норма, 2007. – 448 с. 6. Горбунова Е. Прижился ли социальный пакет в России// Управление пер-соналом. – 2008. - №7 7. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463 с. 8. Дмитренко Г. А., Шарапатова Е. А., Максименко Т. М. Мотивация и оценка персонала: Учеб. пособие. — К.: МАУП,2002. – 248 с.: ил. 9. Егоршин А.П. Мотивация трудовой деятельности: Учебное пособие. – Н.Новгород: НИМБ, 2003. – 320 с. 10. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 654 с. 11. Жданкин Н.А. Восемь правил эффективной мотивации, или как правиль-но мотивировать персонал// Управление персоналом. – 2008. – №3 12. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: учебное пособие / Г. Г. Зайцев – СПб.: Северо-Запад, 2002 – 310 с. 13. Затонский А.В. Идентификация системы управления трудовыми ресурса-ми замкнутого территориально-промышленного комплекса// Управление персо-налом. – 2008. – №1 14. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Питер, 2002. – 512 с. 15. Кабанов В. Управление дополнительным уровнем мотивации кадров на предприятии// Управление персоналом. – 2008. - №4 16. Кокорев В.П. Мотивация в управлении: Курс лекций. – Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. – 185 с. 17. Котлер Ф. И., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В., Основы маркетинга: Пер. с англ. – К.; М.; СПб.: 2005. – 1056 с. 18. Кравченко А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2000. – 352 с. 19. Кузнецова Н.В. Мотивационный менеджмент: Учебное пособие. - Влади-восток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 277 с. 20. Макклелланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. - 672 с. 21. Орлов А.И. Экспертные оценки. Учебное пособие. - М.: ИВСТЭ, 2002. –31 с. 22. Полянина А. Мотивация свободным временем// Управление персоналом. – 2008. - №1 23. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации: Учебник/В. П. Пуга-чев. - М.: Аспект Пресс, 2002. – 279 с. 24. Ромашов О. В. Социология труда: учеб. пособие для вузов/ О.В. Ромашов. – М.: Гардарики, 2001. – 320 с. 25. Ромашова И. Принципы мотивации// Биржа+Финансы. – №2008. – №50 26. Сардарян А., Комарова Т., Хожемпо В. Мотивационная функция соци-ального пакета: чем заинтересовать работника XXI века// Управление персона-лом. - 2008. -№8 27. Спицнадель В. Н. Основы системного анализа: Учебное пособие. - СПб.: «Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. – 326 с. 28. Сытник Н. Мотивационный подход к оценке карьеры // Управление пер-соналом. – 2008. – №6 29. Управление персоналом организации/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИН-ФРА-М, 2003. – 489 с. 30. Управление персоналом: Учебник для студентов вузов по направлению подготовки «Экономика», спец. «Менеджмент» и «Экономика труда»/ Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Одегов Ю.Г., Пихало В.Т.. - М.: ACADEMA, 2000. – 576 с. 31. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента.- М.: ЭКМОС, 2000.- 352с. 32. Филина Ф.Н. Воздействующие на мотивацию внутренней и внешней сре-ды// Российский бухгалтер. – 2007. – №8 33. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с. 34. Шапиро С.А. Мотивация. – М.: ГроссМедиа, 2008. – 150 с. 35. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации /Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб: Питер, 2001. – 352 с. 36. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Вол-гина, Ю.Г. Одегова. – М.: ЭКЗАМЕН, 2002. – 736 с. 37. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 160 с. 38. Яхонтова Е.С. Системный подход к мотивации персонала// Менеджмент сегодня. – 2008. – № 4