ВВЕДЕНИЕ
Отличительная черта современного экономического состояния России - это продвижение по пути реформ к развитой рыночной экономике. Во многом определяющим сегодня развитие является эффективный менеджмент, обеспечивающий создание необходимых условий для производства товаров и услуг, представляющих ценность для потребителя. Оптимальная система управления позволяет наиболее результативно воздействовать с внешней средой, продуктиво и целесообразно распределять ресурсы предприятия, и направлять усилия работников таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов и достичь целей организации с наивысшей эффективностью. Трудности адаптирования к условиям развивающихся рынков и перехода к освоению рыночных возможностей во многом определяются недостаточно эффективным управлением предприятиями в российском гостиничном хозяйстве, а вектор развития рыночных отношений в России и в странах с развитой рыночной экономикой во многом схож, поэтому обобщение и распространение лучшего зарубежного и отечественного опыта управления на основе маркетинга позволяет повысить эффективность функционирования российской гостиничной отрасли.
В настоящее время в нашей стране экономическая наука и практика находятся на новом этапе становления и развития. Переход от планового хозяйства к рыночной экономике привел к тому, что многие проблемы, которые казались уже решенными, приобрели новую значимость. К числу этих проблем следует отнести и анализ эффективности деятельности малых предприятий.
О роли малых предприятий в экономической жизни общества свидетельствуют такие возможности как способность быстро и с минимальными затратами создавать новые рабочие места и содействие развитию способностей человека к предпринимательской деятельности, которые не могут проявиться ни на крупном предприятии, ни в государственной сфере, где человек выполняет строго определенные обязанности.
Мировая практика свидетельствует о том, что малое предпринимательство является необходимым элементом хозяйственной системы. Оно в противовес крупному бизнесу, стремящемуся к монополизации производства, придает экономике гибкость и приспособляемость к условиям рыночной конъюнктуры.
В России же в последние годы наблюдается стагнация малого бизнеса, что в значительной мере связано с высокими рисками и частыми банкротствами малых предприятий. Такое состояние требует от руководителей предприятий определенных навыков и умений принимать оптимальные управленческие решения, основанные на текущих и прогнозных данных анализа эффективности деятельности предприятия.
Проблемы анализа, оценки и повышения эффективности деятельности малых предприятий были поставлены в работах таких экономистов, как Бланк Ю.В., Богатин Ю.В., Вартанов A.C., Гиляровская Л.Т., Глазов М.М., Дмитриева О.В., Ермолович Л.Л., Ефимова О.В., Кашин В.Н., Ионов В.Я., Ковалев В.В., Крылов Э.И., Ку-нельский Л.Э., Муравьев А.И., Петухов P.M., Ришар Ж., Савицкая Г.В., Синавина B.C., Стоянович Д., Сыроежин И.М., Хелферт Э., Шеремет А. Д.
Актуальность темы исследования. Специфика салона красоты не мешает предприятию считаться хозяйствующим субъектом. Красота красотой, а для успешного функционирования необходим анализ эффективности деятельности. Он дает возможность оценки предприимчивости, оборотливости и исполнительности, выявляет настоящее положение предприятия на заданный для анализа временной отрезок. Для чего нужен анализ эффективности деятельности малых предприятий, в данном примере салона красоты? Он дает возможность сравнить изначально разработанный проект с конечным результатом. Таким образом, становится очевидны все слабые и сильные звенья разработки. На этом этапе исследования можно плодотворно вносить изменения. В конечном итоге, анализ эффективности деятельности салона красоты создает все предпосылки для дальнейшего процветания такого предприятия.
Но современные условия жизни диктуют новые требования к организации и управлению деятельностью салонов красоты. В результате радикальных перемен, произошедших в нашей стране в последнее десятилетие, жители России стали более информированными, их взгляды заметно изменились. У них появились новые потребности - в здоровом образе жизни, расширении кругозора и повышении культурного уровня, экологически чистых продуктах, развлечениях и т. д. Новые пристрастия потребителей приводят к необходимости расширения ассортимента услуг, создающих и поддерживающих красоту лица и тела, чистоту и здоровье.
Поэтому цель исследования заключается в определении наиболее эффективных методов управления деятельностью салонов красоты и способах их применения, позволяющих создать конкурентные преимущества и сделать продажу услуг стабильной, а деятельность салона красоты высокодоходной.
В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы основные задачи исследования:
исследовать деятельность салона красоты;
определить основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются слоны красоты;
определить роль и место маркетинга в повышении эффективности управления салонами красоты;
выявить наиболее приемлемые для российских условий стратегии развития сферы услуг, нашедшие своё отражение в деятельности отдельных салонов красоты;
разработать практические методы повышения эффективности деятельности салона красоты..
Объект исследования организация деятельности салона красоты и его функционирование в условиях перехода к рынку.
Предметом исследования является ассортиментная политика салона красоты.
База исследования: ООО «Аэлита».
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САЛОНОВ КРАСОТЫ
1. 1. Эффективность деятельности салонов красоты и факторы, ее определяющие
Эффективность деятельности малого предприятия представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ресурсов деятельности за определенный промежуток времени.
Эффективность деятельности характеризует повышение производительности труда, наиболее полное использование сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших результатов при наименьших затратах.
Оценка экономической эффективности производится путем сопоставления результатов деятельности предприятия с затратами:
Под результатами деятельности понимают ее полезный конечный результат в виде:
материализированного результата деятельности, измеряемого объемом продукции в натуральной и стоимостной формах;
народнохозяйственного результата деятельности предприятия, который включает не только количество изготовленной продукции (оказанных услуг), но и охватывает ее потребительскую стоимость.
Конечным результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия за определенный промежуток времени является чистая продукция, т.е. вновь созданная стоимость, а конечным финансовым результатом коммерческой деятельности - прибыль.
Эффективность деятельности можно классифицировать по отдельным признакам на следующие виды:
по последствиям - экономическая, сциальная и экологическая;
по месту получения эффекта - локальная (хозрасчетная) и народнохозяйственная;
по степени увеличения (повторения) - первичная (одноразовый эффект) и мультипликационная (многократно-повторяющаяся);
по цели определения - абсолютная (характеризует общую величину эффекта или в расчете на единицу затрат или ресурсов) и сравнительная (при выборе оптимального варианта из нескольких вариантов хозяйственных или других решений).
Все вместе взятые виды эффективности формируют общую интегральную эффективность деятельности предприятия.
Достижение экономического или социального эффекта связано с необходимостью осуществления текущих и единовременных затрат. К текущим относятся затраты, включаемые в себестоимость продукции (услуг). Единовременные затраты - это авансированные средства на создание основных и прирост оборотных фондов в форме капитальных вложений, которые дают отдачу только через некоторое время.
Уровень экономической эффективности деятельности предприятия зависит от многообразия взаимосвязанных факторов. Для каждого вида деятельности, осуществляемой предприятием вследствие ее технико-экономических особенностей характерны специфические факторы эффективности.
Все многообразие факторов роста эффективности можно классифицировать по трем признакам:
источникам повышения эффективности, основными из которых является: снижение трудо-, материало-, фондо- и капиталоемкости производства продукции (оказания услуг), рациональное использование природных ресурсов, экономия времени и повышение качества продукции (услуг);
основным направлениям развития и совершенствования деятельности предприятия, к которым относятся: ускорение научно-технического прогресса, повышение технико-экономического уровня; совершенствование структуры деятельности, внедрение организационных систем управления; совершенствование форм и методов организации планирования, мотивации, трудовой деятельности и др.;
уровню реализации в системе управления деятельностью, в зависимости от которого факторы подразделяются на:
а) внутренние, основными из которых являются: освоение новых видов продукции (услуг); механизация и автоматизация; внедрение прогрессивной технологии и новейшего оборудования; улучшение использования сырья, материалов; совершенствование стиля управления и др.;
б) внешние - это совершенствование отраслевой структуры (сферы данного вида деятельности), государственная экономическая и социальная политика, формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры и другие факторы.
Вышеперечисленные факторы эффективности деятельности малых предприятий характерны и для салонов красоты. Современная индустрия красоты за несколько лет существенно преобразилась. Но обыватель тоже стал разборчив. Возросли требования, изменились вкусы. Потенциального клиента уже не сбить с толку, сменив старую вывеску, не купить таинственно манящей рекламой новых процедур, головокружительными скидками и прочими хитростями. И это как никто другой понимает хороший руководитель, стремясь к тому, чтобы желание клиента посещать именно его салон стало привычной необходимостью. Успех салонного бизнеса во многом зависит от соответствия цены и качества предлагаемых услуг. Поэтому в идеале все должно выглядеть приблизительно так:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САЛОНОВ КРАСОТЫ 7
1. 1. Эффективность деятельности салонов красоты и факторы, ее определяющие 7
1. 2. Показатели оценки эффективности деятельности салона красоты 12
1. 3. Пути повышения эффективности деятельности салона красоты предприятия в современных условиях 16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САЛОНА КРАСОТЫ ООО «АЭЛИТА» 21
2. 1 Общая характеристика предприятия 21
2. 2. Материально-техническая база и технико-экономические показатели 23
2. 3. Анализ конкурентов и конкурентоспособности салонно красоты «Аэлита» 32
2. 4. Маркетинговый анализ состояния дел салона красоты «Аэлита» 33
2. 5. Оценка рекламной политики салона красоты «Аэлита» 37
2. 4. Результаты анализа деятельности предприятия 40
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САЛОНА КРАСОТЫ «АЭЛИТА» 43
3. 1. Понятие и сущность СПА услуг 43
3. 2. Организация СПА в салоне красоты «Аэлита» 47
3. 3. Экономическое обоснование проекта 50
3. 4. Выводы 51
ЛИТЕРАТУРА 56
ЛИТЕРАТУРА
1) Ансофф И. Стратегическое управление. М., 2003.
2) Байделл Т.М. Как улучшить управление организацией. - М.: Инфра-М, 2005.-С.81.
3) Балабанов И. Финансовый менеджмент. М., Финансы и статистика, 2004.
4) Белов, A.M. Экономика организации / A.M. Белов, Г.Н. Добрин, А.Е. Карлик - М.: Инфра-М, 2003.
5) Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова - М.: Инфра - М, 2005.
6) Варган С. Салон красоты или парикмахерская с нуля. СПб.: Питер, 2007.
7) Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков, В.К. Скляренко - М.: Инфра-М, 2004.
8) Грин М. Менеджмент салона красоты: как создать и сделать успешным бизнес в салоне красоты. Пер. с англ. - Рипол Классик, 2006.
9) Грузинов В. Экономика предприятия и предпринимательство. М., 2004.
10) Кабаков В., Пороховник Ю., Зубов И. Менеджмент: проблемы, программа, решение. СПб, 2006.
11) Карлов Б. Деловая стратегия. М., 2003.
120 Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия: Учебник / А.И. Ковалев, В.П. Привалов. - М: "Центр экоомики и маркетинга", 2002. - 541 с.
13) Кричевский Р.А. Если Вы - руководитель. - М.: Проспект, 2001.
14) Ладанов И. Практический менеджмент. Ч.3 М., 2002.
15) Любушин, Н.П., Лещева, В.Б., Дьякова, В.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / под ред. проф. Н.П. Любушина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000- 471 с.
16) Наговицин А. Множественность организационных структур управления // Вопросы экономики. М., 2005.
17) Оппенхейм Р. Промоушн салона красоты. 101 способ сделать салон успешным и популярным. - Рипол Классик, 2005.
18) Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / изд. Ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд., перераб. И доп. М.: ЗАО издательство Экономика», 2004. 518 с.
19) Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М., 2006
20) Реформа предприятия и управление финансами: Учебно-методич. пособие для рос. бизнеса./ Авт. кол.: Ильдеменов С.В., Дранко О.И. - М.: ИСАРП, 2002. - 156 с.
21) Руденко А. И. Стратегическое планирование на предприятии. КФ КИЭУ. Симферополь, 2004..
22) Страхова О.А. Организационное развитие как элемент управления предприятием // Всероссийская межвузовская конференция Управление персоналом и занятость. 27-29 сентября 1994 г. СПб, 2005.
23) Тейлор Ф. Менеджмент. М., 2005.
24) Тохарская Н. М., Солодоева Н. Г. Стратегия фирмы в области управления человеческими ресурсами: Зарубежный опыт. Иркутск, 2004.
25) Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. С.Ф. Покропывного. - К.: Из-во "Хвиля-Прес", 2005.
26) Экономика предприятия: Учебник / Под общей редакцией проф., д.э.н. А.И. Руденко. - Минск, 2005.
27) Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2006.
28) Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006.