Введение В настоящее время рынок розничной торговли является одной из наиболее интенсивно развивающихся сфер российской экономики. Катализатором такого развития можно назвать начало пришествия западных розничных сетей на российскую почву в начале 2000-х гг. Сегодня розничная торговля находится на перепутье. С одной стороны, она переживает период высочайшего взлета, невиданного в истории. Примером этому может служить Wal-Mart— первая в мире розничная фирма, совокупные доходы которой от продаж по всему миру достигли в 1999 году 150 миллиардов долларов. Применение новых технологий способствует повышению производительности розничной фирм. Существует немало возможностей для создания новых предприятий розничной торговли (или работы на уже существующих) и получения франшизы. Появляются всеновые возможности розничной торговли по всему миру. Но, с другой стороны, розничные компании сталкиваются с многочисленными проблемами. Хождение по магазинам утомляет многих покупателей. Иногда у них просто нет для этого времени. Некоторые районы буквально "нашпигованы" магазинами (что оставляет каждому из этих магазинов не так уж много шансов на успех). Розничные компании подрывают бизнес друг друга слишком частым использованием ценовых скидок (и, следовательно, снижением размеров прибыли). Ожидания покупателей, связанные с уровнем их обслуживания в сфере розничной торговли, весьма высоки, в то время как розничные фирмы все чаще предлагают потребителям систему самообслуживания и всевозможные автоматизированные системы (например, речевую почту). Однако многие розничные фирмы не знают, как распорядиться возможностями, предоставляемыми Internet. Даже те, у кого есть собственные Web-сайты, не знают, для чего их использовать, — для формирования имиджа, информирования потребителей и организации обратной связи или для осуществления продаж. Из причин, по которым следует изучать розничную торговлю, выделим следующие: ее влияние на экономику; ее функции в процессе распределения; ее связь с фирмами, продающими товары и услуги розничным фирмам для их собственного пользования или последующей перепродажи. Розничная торговля является важной составной частью российской и мировой экономики. Объемы розничных продаж и занятость в сфере розничной торговли — это важные экономические показатели, а тенденции в розничной торговле нередко зеркально отражают тенденции в экономике страны в целом. Многие полагают, что розничная торговля в основном связана с продажей материальных (т.е. "физических") товаров. Однако это не совсем так. Розничная торговля — это продажа не только материальных товаров, но и услуг. Покупка определенной услуги (например, стрижка или путешествие на самолете) может быть основной целью потребителя или составной частью покупки какого-либо материального товара (в этом случае речь идет, например, о доставке товара на дом или об обучении пользованию этим товаром). Розничная торговля вовсе не обязательно предполагает продажу товаров в магазине. Она включает, в том числе, заказ товаров по почте или телефону, прямую продажу товаров на дому у потребителей (или в офисе), осуществление трансакций в Web, а также продажу с помощью торговых автоматов. Более того, розничная торговля не обязательно предполагает наличие розничного торговца как такового. Фирмы-производители, импортеры, некоммерческие фирмы и оптовые торговцы выполняют функции розничных торговцев, если продают товары и услуги конечному потребителю. С другой стороны, покупки, совершаемые фирмами-производителями, оптовыми торговцами и другими организациями для собственного пользования или для последующей перепродажи, не имеют никакого отношения к розничной торговле. 1. Специфика и формы организации розничной торговли. 1.1. Формы и виды розничной торговли. Розничная торговля (retailing) включает в себя виды экономической деятельности, связанные с продажей товаров и услуг потребителям для использования ими лично или их семьями. При этом речь идет о любом факте продажи товаров и услуг конечному потребителю, от автомобилей и готовой одежды до пищи в ресторанах и билетов в кинотеатр. Розничная торговля - это последний этап процесса распределения. В отличие от розничной, оптовая торговля (wholesaling - это промежуточный этап процесса распределения, когда товары и услуги продаются не конечному потребителю, а фирмам-клиентам (например, фирмам-производителям или розничным фирмам); эти фирмы, в свою очередь, используют данные товары и услуги для ведения своего собственного бизнеса или для перепродажи другим.1 Формы продажи товаров — это специфические условия доведения товаров до населения, включающие совокупность элементов построения розничной торговой сети, методов прода¬жи товаров, принципов ценообразования, торгового обслужи¬вания, размещения торговых объектов, их устройства и плани¬ровки.2 В зависимости от способа и условий обслуживания покупателей, характера устройства и оборудования торговых предприятий, а также техники торгово-оперативного процесса различают три основных вида розничной торговой сети: стационарную, передвижную и посылочную торговлю. _________________________
Введение……………………………………………………………………...3 1. Специфика и формы организации розничной торговли………………..5 1.1. Формы и виды розничной торговли……………………………….5 1.2. Розничная торговля в системе распределения и ее функции..….15 1.3. Розничная торговля и присущие ей особенности……………….18 2. Принципы размещения розничной торговой сети в городах …………21 3. Франчайзинг, как способ организации торговой сети…………………27 4. Перспективы развития розничной торговли в России…………………31 4.1. Розничная торговля продовольственными товарами……..……..31 4.2. Розничная торговля непродовольственными товарами………....33 4.3. Проблемы, возможности и новые тенденции в области розничной торговли……………………………………………………………….35 Заключение………………………………………………………………….40 Список использованной литературы………………………………………42
1. Барри Берман, Джоэл Р. Эванс Retail Management: A Strategic Approach, 8th Edition
Barry Berman, Joel R. Evans, 2007
2. Рик Сигел Розничная торговля для \"чайников\" (Retail Business Kit For Dummies),2008
3. Ферни Дж. Принципы розничной торговли, Олимп-Бизнес, 2008
4. Комкова Е. Товарный портфель и управление закупками в рознице, Питер, 2007
5. Гилберт Д., Управление розничным маркетингом, Инфра-М, 2008
6. Пироженко О., Рудяк Ю., Все об учете и организации розничной торговли, Питер, 2006
7. Кумар Н., Марки торговых сетей: Новые конкуренты традиционных брендов, Альпина Бизнес букс, 2009
8. Андерхилл П., Место действия-торговый центр, Альпина Бизнес букс, 2009
9. Кент Т., Розничная торговля, Юнити, 2006
10. Сет Эндрю, Розничная торговля: Война гигантов, Вершина, 2007
11. Есютин А., Розничные торговые сети. Стратегии, экономика и управление, КноРус,2010
12. Сорокина Т., Филиальная сеть: развитие и управление, Питер,2005
13. Синяева И.М., Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов, - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000
14. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле.-- М: Изд-во ФБК-Пресс, 2004.
15. Аткинсон Д. Все о продажах. - М.: Фаир-Пресс, 2003.
16. Филенштейн Т. Убойный маркетинг (401 способ увеличить продажи, монополизировать прибыль и победить конкурентов). М : ИД Гребенникова, 2006г.-
17. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002
18. http://www.unitcon.ru
19. http://www.torgovec.ru
20. http://www.businessvector.ru