2.3. Применение мер поощрения и дисциплинарных мер к государственным служащим
В ст. 55 Закона № 79-ФЗ сказано, что за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения: 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения; 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка; 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа; 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет; 5) поощрение Правительства Российской Федерации; 6) поощрение Президента Российской Федерации; 7) присвоение почетных званий Российской Федерации; 8) награждение знаками отличия Российской Федерации; 9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.
Поощрение важное средство воспитания и стимулирования служебной деятельности государственных служащих, а также укрепления законности и дисциплины в системе государственной службы нашей страны.
Согласно законодательству о труде ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). За особые заслуги работники представляются к награждению орденами, медалями, нагрудными знаками и присвоению почетных званий.
Поощрения государственных служащих имеют следующие сущностные характеристики:
1) применяются к государственным служащим по установленным нормативными правовыми актами основаниям;
2) подчеркивают позитивное отношение государственного органа к государственному служащему;
3) являются средством позитивного воздействия на государственного служащего с целью побуждения его к достижению еще больших результатов в служебной деятельности;
4) служат инструментом удержания на государственной службе профессиональных кадров;
5) предоставляют государственному служащему при соответствующем поведении и исполнении должностных обязанностей возможность получить те или иные блага (материальные или нематериальные), которые предполагает конкретная поощрительная санкция;
6) дают государственным служащим, замещающим различные должности государственной службы и имеющим различные классные чины, равные возможности в получении благ, предусмотренных той или иной поощрительной санкцией;
7) приводят к повышению служебного статуса государственного служащего (досрочное повышение в чине, присвоение почетного Звания) либо его материального положения (денежные премии), а потому имеют прогрессивный правовой характер.
Таким образом, анализ указанных сущностных характеристик поощрений государственных служащих позволяет вывести следующее определение. Поощрения государственных служащих представляют собой положительные санкции, применяемые по нормативно установленным основаниям и призванные оказывать позитивное воздействие на сознание и поведение служащего, стимулировать наиболее эффективное выполнение должностных обязанностей и дальнейшее повышение качества выполняемых должностных обязанностей.
Все меры поощрения государственных служащих можно классифицировать по следующим основаниям: носящие нематериальный характер (объявление благодарности, награждение почетной грамотой, присвоение почетного звания); имеющие материальный характер (денежная премия, награждение ценным подарком); повышающие статус государственного служащего (досрочное присвоение классного чина или квалификационного разряда) или его материальное положение (денежная премия и т.д.); восстанавливающие статус государственного служащего (досрочное снятие дисциплинарного взыскания); применяемые внутри государственного органа; общегосударственные меры поощрения (поощрительные санкции); меры поощрения (поощрительные санкции) субъекта Российской Федерации; поощрительные санкции, налагаемые однократно и применяемые регулярно.
Анализ процедуры применения мер поощрения к государственым служащим позволяет выделить следующие её этапы: 1) инициирование процедуры применения мер поощрения; 2) согласование представлений о применении мер поощрения; 3) внесение представлений о применении мер поощрения к государственному служащему на рассмотрение высшего должностного лица государственного органа; 4) принятие решения указанным должностным лицом о применении мер поощрения в отношении государственного служащего; 5) подготовка соответствующих приказов о применении мер поощрения к государственному служащему; 6) непосредственное вручение награды поощряемому государственному служащему.
Меры дисциплинарных взысканий могут быть применены к государственному служащему лишь при наличии доказательств совершения должностного проступка и в результате надлежащим образом возбужденного и проведенного дисциплинарного процесса.
Меры ответственности являются противоположной характеристикой стимулирования эффективного выполнения государственными служащими должностных обязанностей в соответствии с принципом: страх наказания есть залог послушания и должного выполнения служебных обязанностей.
Если меры поощрения имеют ярко выраженный позитивный характер и, соответственно, налицо позитивное стимулирование труда государственных служащих, то меры ответственности могут нести негативные санкции.
Меры поощрения и меры ответственности преследуют единую цель сохранить эффективность выполнения должностных обязанностей служащим на соответствующем уровне. Однако если меры поощрения направлены на стимулирование постоянного повышения производительности труда и, соответственно, на все более эффективное выполнение служебных обязанностей, тем самым приводя к постепенному повышению статусного положения служащего, то меры ответственности направлены на восстановление должного поведения и уровня выполнения служебных обязанностей.
Меры ответственности государственных служащих имеют двунаправленный характер: с одной стороны, это неблагоприятные последствия для служащего как личности (что может выражаться, например, в душевных страданиях при увольнении); с другой неблагоприятные последствия для статуса служащего (выражающиеся, например, в понижении в должности, отсутствии представления к награждению государственными и иными наградами).
В различных статьях Закона № 79-ФЗ содержится ряд важных принципов дисциплинарного процесса.
Дисциплинарный процесс возбуждается лицом или органом, полномочным применять меры дисциплинарного воздействия.
Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим государственного служащего на государственную должность государственной службы.
Полномочия руководителя налагать дисциплинарные взыскания распространяется только на государственных служащих, непосредственно подчиненных названному органу или должностному лицу. Руководитель, полномочный налагать дисциплинарные взыскания, самостоятельно проводит дисциплинарный процесс.
Руководитель, полномочный налагать дисциплинарные взыскания, обязан своевременно информировать государственного служащего о возбуждении дисциплинарного процесса и его причинах.
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....3
Глава І. Общая характеристика правового регулирования
прохождения государственной службы......5
Глава ІІ. Порядок прохождения государственной службы
2.1. Аттестация государственных служащих..............12
2.2. Порядок присвоения, сохранения и лишения классных
чинов государственных служащих..18
2.3. Применение мер поощрения и дисциплинарных мер
к государственным служащим..23
Заключение......30
Список использованных источников и литературы....32
Введение
Актуальность темы исследования. Сформировавшийся в Российской Федерации институт государственной службы претерпевает в настоящее время существенные изменения. Происходящие перемены отразятся на кадровом составе государственных служащих, а также на условиях прохождения государственной службы и карьерном продвижении государственных.
Форсированное преобразование уже сформировавшегося законодательства о государственной службе и самой системы государственной службы неизбежно приведут и уже привели к возникновению значительного числа пробелов и противоречий в правовом регулировании порядка прохождения государственной службы.
Анализ нормативной правовой базы, регулирующей отношения по поводу прохождения государственной службы, а также изучение деятельности государственных и муниципальных органов позволяют сделать вывод о том, что существующий в данной сфере правовой механизм требует совершенствования. Прохождение государственной службы представляет собой весьма значительный по объему правовой институт и, разумеется, в рамках одной работы его невозможно полностью осветить. В настоящей работе анализируются лишь наиболее важные элементы прохождения государственной службы, такие как аттестация, присвоение классных чинов, применение поощрительных и дисциплинарных санкций. Поступление на государственную службу, а также увольнение с государственной службы не являются элементами прохождения гсударственной службы, а потому оставлены за рамками работы.
Объект исследования представляет собой порядок прохождения государственной службы.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является правовое регулирование прохождения государственной службы.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить порядок и особенности прохождения государственной службы в механизме современного Российского государства.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести общий анализ правового регулирования прохождения государственной службы.
2. Изучить особенности порядка прохождения государственной службы.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава І. Общая характеристика правового регулирования прохождения государственной службы
В Федеральном законе «О системе государственной службы» (далее Закон № 58-ФЗ) определены правовые и организационные основы системы государственной службы страны.
Законом установлено, что государственная гражданская служба является одним из видов государственной службы и вместе с военной и правоохранительной службами составляет систему государственной службы. Этот вид службы подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Федерации. При этом правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации; правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а ее организация в ведении субъектов Федерации.
Новеллой Закона о системе государственной службы является впервые данное на федеральном уровне понятие государственной гражданской службы как вида государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральнх государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Федерации.
В Законе четко разграничены понятия федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации. Кроме того, обозначен ряд принципиальных вопросов государственной гражданской службы, включая, в частности, порядок утверждения перечней должностей федеральной государственной гражданской службы, реестра должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации, определение федерального государственного служащего и государственного служащего субъектов Федерации и др.
В то же время из Закона следует, что некоторые важные вопросы государственной гражданской службы должны регулироваться соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (для гражданских служащих, соответственно, законом о государственной гражданской службе), а именно:
а) правовое положение (статус) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъектов Федерации, в том числе ограничения, запреты обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров;
б) порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей;
в) дополнительные требования к гражданам при поступлении на государственную службу по контракту;
г) условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия;
д) предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе;
е) назначение на должность, присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания, аттестация или квалификационный экзамен;
ж) основания прекращения государственной службы, в том числе увольнения в запас или в отставку;
з) условия учета при присвоении классного чина ранее присвоенного дипломатического ранга, воинского и специального звания в связи с переходом на государственную гражданскую службу с государственной службы другого вида;
и) стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы;
к) условия включения в стаж (общая продолжительность) государственной гражданской службы продолжительности государственной службы другого вида.
В соответствии с Концепцией реформирования системы государственной службы Российской Федерации Президент РФ 27 июля 2004 г. подписал Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон № 79-ФЗ). В нем использованы положения Трудового кодекса РФ , а также нормы иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, связанных с государственной службой.
Закон является первым системообразующим Федеральным законом прямого действия о гражданской службе как особом самостоятельном виде гражданской службы. В нем установлены правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Федерации.
Закон конституирует гражданскую службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий государственных органов, распоряжаться государственными средствами и предоставлять государственные услуги. Другими словами, Закон «конструирует» гражданскую службу в качестве всеобъемлющего института государственного управления. Закон определяет предмет деятельности гражданских служащих, принципы организации гражданской службы, учреждает организационную структуру гражданской службы систему должностей; определяет обязанности, подотчетность и дисциплинарную ответственность гражданских служащих, с тем чтобы их действия были предсказуемыми, регламентируемыми законом, а также открытыми для оспаривания в суде и для проверки соответствующими контролирующими органами, например прокуратурой.
В Законе № 79-ФЗ введена новая классификация должностей гражданской службы. В частности, предусмотрены как категории должностей гражданской службы (руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты), так группы должностей гражданской службы: (высшие должности гражданской службы, главные должности гражданской службы, ведущие должности гражданской службы, старшие должности гражданской службы, младшие должности гражданской службы).
С учетом сложившейся практики в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы в ст. 12 Закона устанавливаются квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы РФ) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам их применения, необходимым при исполнении должностных обязанностей.
Должности гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, включаются в соответствующие реестры должностей гражданской службы. Порядок ведения Сводного реестра должностей гражданской службы Российской Федерации, включающего реестры должностей федеральной гражданской службы и должностей гражданской службы субъектов Федерации, утверждается Указом Президента РФ.
В целях регламентации правового положения (статуса) государственного гражданского служащего в Законе № 79-ФЗ определяется понятие «государственный гражданский служащий» и устанавливаются его основные права и обязанности, а также ограничения и запреты на гражданской службе, требования к служебному поведению гражданского служащего.
Безусловной новеллой Закона является определение понятия «гражданского служащего» как гражданина Российской Федерации, взявшего на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Здесь же установлено, что гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.
Этот статус являет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, регламентов деятельности и ответственности гражданских служащих, установленных Законом. Тем самым фиксируется четкий объем возможностей гражданских служащих, что и обеспечивает их самостоятельность и независимость о воли руководителя. В осуществлении своих прав и обязанностей, установленных Законом, гражданский служащий не зависит от руководителя.
Отдельная глава Закона № 79-ФЗ посвящена вопросам поощрений и награждений государственных гражданских служащих, а также вопросам соблюдения служебной дисциплины на гражданской службе, применения дисциплинарных взысканий и организации служебных проверок.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. (ред. от 22.07.2008) // СПС Консультант Плюс.
2. Федеральный закон от 27.05.2003 г. (ред. от 01.12.2007) «О системе государственной службы Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
3. Федеральный закон от 27.07.2004 г. (ред. от 29.03.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
4. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. (ред. от 25.07.2006) «О Порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» // СПС Консультант Плюс.
5. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
6. Арутюнова С.Э. Основы административно-правового регулирования стимулирования и поощрения государственных служащих в Российской Федерации / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Саратов,
2007. 26 с.
7. Винокуров В.А. Организационно-правовые вопросы чинопроизводства при прохождении государственной службы / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. СПб., 2000. 22 с.
8. Иванов С.А., Иванкина Т.В., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-Юрист. 2004. № 6. С. 8-13.
9. Карпова Е.В. Проблемы правового регулирования института государственной службы // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 4. С. 9-10.
10. Климкина Е.В. Административно-правовое регулирование дисциплинарной ответственности государственного гражданского служащего России. М.: Московский университет МВД России, 2007. 140 с.
11. Куракин А.В., Савостин А.А. Процедуры, обусловленные прохождением государственной гражданской службы Российской Федерации // Право и политика. 2004. № 8. С. 27-37.
12. Одиноченко С.В. Реформирование государственной службы важнейшее направление административной реформы в Российской Федерации // Проблемы современного российского и международного права. М.: Изд-во Калининградского государственного университета, 2005. С. 176-182.
13. Сурманидзе И.Н. К вопросу об аттестации государственных и муниципальных служащих: Понятия, сравнительная характеристика, законодательные нововведения // Юридический мир. 2006. № 8. С. 20-29.