Проблемы современной российской молодежи
Кризисные явления, затронувшие в настоящее время обе стороны процесса становления молодого поколения, как в сфере производства жизненных средств, так и в воспроизводстве собственных духовных и физических сил, полностью разбалансировали этот процесс. Рыночные механизмы все более вытесняют молодых людей из сферы основного производства в сферу обращения и соответственно в область потребительства. Резко усилилась тенденция к бездуховности, утрате нравственных критериев общественного поведения, ухудшению психофизического здоровья молодежи .
Разрушение моральных устоев ведет и к вседозволенности, распущенности, причем эти отклонения являются следствием отклонений в образе жизни не только самих подростков, но и их родителей. Относительно высокая доля половых преступлений подростков, совершаемых в квартирах (она почти в 2 раза выше аналогичного показателя взрослых), обусловлена безнадзорностью молодежи, когда родители заняты на производстве и ребята предоставлены сами себе. Пьянству, наркомании, половой распущенности зачастую способствуют ранняя миграция молодежи, особенно женской, ее отрыв от привычной социальной среды семьи, анонимность и фактическая бесконтрольность городского общения, безнаказанность и беззаботность тех, кто, будучи ответственным за интеграцию молодых мигрантов в трудовые коллективы, фактически не выполняет своих обязанностей, пускает работу с молодежью на самотек, подменяет ее набором формальных «мероприятий».
В наиболее общей форме об уровне социального развития (зрелости) молодежи можно судить по степени воспроизводства в данном конкретном поколении социально-исторической целостности. В условиях стабильного общества фактически происходит трансляция социального опыта. В этом случае молодое поколение репродуцирует его социальную структуру как целое, а данная структура в основе своей отражается в среде молодежи как целостной социально-демографической группе.
В настоящее время основные проблемы нашей молодежи проявляются на фоне продолжающегося явного социального расслоения в молодежной среде, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых и других социальных услуг, а также достойной работы. Значительная часть молодых объективно находится в особо неблагополучных условиях, нередко проживает за чертой бедности и, что самое главное без какой-либо надежды на позитивную жизненную перспективу.
По сравнению с показателями 1990 г. численность 14-30-летних людей уменьшилась почти на 10%. В то же время количество граждан в возрасте до 16 лет сократилось на 15% человек, до 70% разводов у нас приходится на молодые семьи, наблюдается скачкообразный рост социального сиротства то есть, отсутствия родительского попечения над ребенком при живых родителях .
Ухудшается состояние здоровья молодежи: в среднем лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолютно здоровыми, а порядка 45% имеют серьезные отклонения в физическом и психическом здоровье. Сохраняется высокий уровень преступности в молодежной среде в среднем, он в два раза превышает уровень «взрослой» преступности. Продолжается экспансия наркобизнеса и наркотизации молодежи, около 70% потребляющих наркотики составляют молодые люди до 30 лет.
Год от года в среде молодых падает социальная ценность труда, молодежь «перераспределяется» из сферы материального производства и производственного предпринимательства в сферу обслуживания и обращения. Вместе с тем около 35 % от количества зарегистрированных безработных составляет именно молодежь .
Отмечается наряду с этим «размывание» ценностных ориентаций и глубокий кризис духовного мира, усугубляющиеся усилением активного недоверия к институтам власти в целом. Только 15% молодых людей считают, что местные власти проводят целенаправленную молодежную политику, а 60% считают, что этого совершенно не происходит .
В самом общем виде задачу работы с молодежью можно определить следующим образом: формирование, развитие и укрепление условий для гражданского становления и эффективной социализации молодых граждан, а также самореализации личности каждого молодого челвека.
ОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РОССИИ
Оглавление
Введение 2
Классификация проблем молодежи 4
Проблемы современной российской молодежи 9
Пути решения проблем молодежи 12
Заключение 16
Литература 17
Введение
В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом выявились региональные, национальные, социально-экономические различия, половозрастные особенности различных слоев и групп молодежи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи являются необходимым условием становления гражданского общества в России.
Глубокие изменения в судьбе России, которыми отмечены 90-е годы XX века, сказались на всех сферах жизни, в том числе на состоянии проблем молодежи, ее воспитании и образовании.
В этих условиях проблему формирования молодежной политики целесообразно рассматривать в неразрывном единстве с основными закономерностями функционирования социальной действительности, с логикой развития российского общества это, во-первых.
Во-вторых, диалектика взаимосвязи развития общества и качественного состояния молодежной политики обусловливает необходимость выработки приоритетов в ее освоении, поэтому исследование оправданно проводить на стыке теоретико-методологического и социально-политического анализа.
И, в-третьих, решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь дедуктивного обоснования .
До недавнего времени наша молодежь была фактически предоставлена самой себе, ее можно было назвать «брошенной» (заметим, что в советское время ситуация наблюдалась иная и разработка политики воспитания подрастающего поколения была одним из важнейших государственных приоритетов). Однако сейчас положение дел мало-помалу изменяется к лучшему: уделяется все больше внимания указанной проблеме, причем она поднимается на смом высоком уровне.
Проблема взаимодействия с молодежью одна из ключевых для любого государства, стремящегося работать на собственную перспективу, ставящего перед собой долговременные стратегические планы. Мобильность, инициативность, способность генерировать и воспринимать инновации делают молодежь нашим бесценным ресурсом.
Классификация проблем молодежи
Кстати, а кого мы считаем молодежью? Согласно устоявшейся традиции, которая опирается, в свою очередь, на многолетнюю общественную практику, а также согласно методикам-рекомендациям ООН, ЮНЕСКО и пр., молодежью принято считать людей в возрасте от 14 до 30 лет. Внутри этой группы, в свою очередь, выделяются младшая (14-20 лет) и старшая (20-30 лет) подгруппа. Так вот. В России насчитывается около 40 миллионов граждан в возрасте 14-30 лет (27% населения) . Огромная цифра!
В современной России молодые люди находятся в несопоставимых стартовых условиях, во-первых, в условиях жесткой конкуренции по отношению друг к другу, во-вторых, и, в-третьих (и в самых главных) экономические, социальные, имущественные, политические интересы разных групп молодежи зачастую не просто противоречат, а прямо враждебны друг другу. В таких условиях у них не просто нет общих проблем, но они часто являются не только проблемой, но и угрозой друг для друга как индивидуально, так и на уровне социальных групп. В сегодняшней молодежной среде существуют не просто объективные противоречия между разными группами молодежи, но противоречия непримиримые, антагонистические, причем одни группы молодежи могут рассчитывать при утверждении (защите) своей позиции на помощь «старших» и даже прямо властных структур, а другие не могут и, более того, подвергаются дискриминации и даже репрессиям со стороны властных структур.
Всякая социальная система отбирает и воспитывает некоторое количество молодежи, призванной поддерживать и укреплять существование именно этой социальной системы и такая молодежь получает от системы поощрения и привилегии.
Реальные проблемы сосредоточены по другую сторону баррикад среди бедных, угнетенных, ущемленных в правах, отверженных. При классификации проблем молодежи социолог исходит из того, что молодежь рассматривается, прежде всего, с позиций того, какое место она занимает в производстве и развитии общественной жизни, как она функционирует в качестве определенной социальной группы.
Во-первых, это проблемы социально-экономические.
И самая первая и главная: социальное неравенство, бедность, нищета. Вопреки сказкам о «стабилизации» и «экономическом росте», которыми нас пичкают СМИ, социальное расслоение не уменьшается, а нарастает. Возможность развития ребенка, подростка, молодого человека сегодня напрямую зависит от материального положения его семьи и места проживания (те, кто живет в деревне, практически уже лишены социальных перспектив вплоть до того, что сегодня в деревнях вовсю начали закрывать школы). Бедность и тем более нищета влекут за собой множество проблем: не только невозможность полноценного развития интеллектуального, физического, психического, эстетического и т.п., не только невозможность получения качественного образования, отсутствие доступа к эффективной медицинской помощи (а больной ребенок всегда находится в неравном положении по сравнению со здоровым), отсутствие доступа к достижениям культуры, но и просто существование в условиях хронических дистресса и фрустрации. Это означает, что молодежь из бедных семей обречена жить в атмосфере постоянных семейных скандалов, семейного насилия и семейного пьянства (поскольку алкоголь это самый дешевый способ снятия дистресса и временного ухода от фрустрации). Я уже не говорю о том, что голодный ребенок не может нормально учиться, а нищета убивает в человеке чувство достоинства, самоуважения. Эту проблему, однако, молодежь не сама для себя создала. Социальное неравенство, бедность, нищета порождены действиями власти .
Связанной с этой проблемой является и проблема беспризорности и безнадзорности. Очевидно, не дети банкиров, топ-менеджеров или генералов становятся беспризорниками: даже если они лишатся родителей найдется, кому взять их под опеку. Беспризорники это дети из бедных семей, из социально неблагополучных регионов, где особенно высока смертность, в том числе криминальная и от наркотиков и алкоголя, и где значительная часть населения уже практически лишена нормальной (не бутафорской) медицинской помощи. Да, число беспризорников в пследние годы сократилось но не в результате усилий власти, а потому что пик беспризорности пришелся на середину 90-х годов на годы гайдаровско-чубайсовских «реформ» и беспризорники этого периода частью выросли (и пополнили население тюрем), частью погибли. Эта проблема тоже создана не молодежью, а властью .
Следующая проблема этого круга преступность. Известно, что детская и подростковая преступность растет, и вообще преступность у нас практически поголовно молодежная, вызванная социальным неравенством, бедностью, нищетой и предельной доступностью алкоголя и наркотиков. Поскольку официальная идеология, идеология капитализма ориентирует всех на материальный успех, а материальных средств на всех не хватает, поскольку распределены они более чем неравномерно и значительная часть населения ими обделена и не может их получить легальным путем («от трудов праведных не построишь палат каменных»), то эта проблема, порожденная властью, властью решена быть не может. В таких условиях дальнейшее омоложение преступности и увеличение числа жестоких и тяжких преступлений, совершаемых подростками и молодежью явление естественное и неизбежное .
С упомянутыми явлениями связана и такая острая проблема, как взрывной рост социальных болезней (включая СПИД). Безусловно, социальные болезни туберкулез, чесотка и другие паразитарные заболевания, гепатиты, желудочно-кишечные инфекции, кожные и венерические заболевания поражают в основном не детей богатых, а являются порождением нищеты и бездомности. Рассадником этих заболеваний стали, в частности, тюрьмы. Бытовая нищета и беспризорность влекут за собой «болезни грязных рук», туберкулез, кожные и паразитарные заболевания, наркомания гепатиты и СПИД, детская и подростковая проституция венерические болезни и заболевания, передающиеся половым путем. Разумеется, эту проблему тоже не дети и не молодежь специально сами для себя создали, поскольку не они проводили пресловутые «экономические реформы» .
1. Попов В.А. Проблемы взаимодействия с молодежью. М.: Наука, 2004. 84 с.
2. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Автореферат на соискание ученой степени доктора социологиеских наук. Екатеринбург, 2000. 36 с.
3. Скробов А.П. О некоторых новых подходах к молодежной политике в условиях реформ. М.: Академия, 2002. 198 с.
4. Тарасов А. Проблемы молодежи.//Дружба народов, 2007, №1. С. 42-59
5. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт М., 2001. 511 с.