Введение Каждая фирма, работающая в условиях рыночной экономики, стремиться обеспечить себе долговременный сбыт продукции как залог постоянной прибыли. Для этого она разрабатывает долгосрочную программу действий, т.е. стратегический план развития предприятия. Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности, так называемой его философии, которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником информации для формирования стратегического плана является информация о внутренней и внешней среде, анализ которой позволяет оценить реальность поставленных целей, спрогнозировать возможные изменения и выбрать наиболее эффективную стратегию предприятия. Стратегический план задает главные ориентиры в развитии организации, которые позволяют лучше и адекватнее оценить внутренние ресурсы и рыночные возможности ее перспективного развития. Смысл стратегического менеджмента заключается в том, что если понять конкурентную динамику отрасли, то можно думать о том, какие шаги предпринимать, что необходимо поменять, как использовать те или иные возможности, преимущества, компетенции. Фирма может либо приспособиться к изменяющимся условиям, либо противодействовать им, пытаясь изменить конкурентную среду. Если компания чаще, чем конкуренты, пытается прогнозировать будущее, то велика вероятность того, что она скорее будет держать под контролем будущую ситуацию, а конкуренты смогут лишь реагировать на нее. Помимо прогнозирования, задачей стратегического анализа является также выявление, развитие и защита от конкурентов факторов стратегического успеха. 1. Понятие стратегического плана развития предприятия Если сравнить менеджера с капитаном корабля, то становится более ясной проблема выбора пути. Куда плыть? Ответ на этот вопрос дает стратегический менеджмент (стратегическое управление и планирование). Термин «стратегия» в переводе с греческого означает « stratos» — войско и « ago» -веду. Применение в управлении военной терминологии, видимо, лишний раз подтверждает боевой характер предпринимательства. Стратегическое планирование – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения на конкурентных рынках. Стратегическое планирование – это выработка стратегии с помощью формализованной процедуры, расписанной по этапам, методикам, технике исполнения и направленной на построение модели будущего, а также программы перехода к этой модели. Стратегические планы должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой. Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности средних и малых предприятия. Разрабатывая стратегический план развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы он отвечал ряду требований: -содержал ясные цели, достижение которых является решающим для общего исхода дела; - было обозначено скоординированное руководство;
Содержание.
Введение 3
1. Понятие стратегического плана развития предприятия ....стр.3
1.1. Типы стратегических планов .стр.5
2. Процесс разработки стратегического плана развития предприятия ..стр.12
2.1.Правила разработки стратегического плана развития предприятия... стр.12
2.2. Этапы разработки стратегического плана развития предприятия стр.12
Заключение .стр.17
Список используемой литературы .стр.18
Список использованной литературы
1. Гольдштейн Г. Я. Основы менеджмента: Конспект лекций. 2-е изд., доп. Таганрог: ТРТУ, 1997. 258 с.
2. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.:Прогресс, 1982. С. 145.
3. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. СПб: Изд-во \"Питер\", 2000. С. 303.
4. Орлов А. И. Учебник по менеджменту. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 351с.
5.Фатхутдинов Р.А.Стратегический менеджмент. 7-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2005. 448 с.