(Нет отзывов)
32 страниц
2019-08-04

Сущность и виды монополий в современных условиях

В наличии
1640 ₽

ВВЕДЕНИЕ Анализ монополии является весьма важным не только с практической, но и с теоретической точки зрения, поскольку чистая монополия является крайним проявлением власти на рынке и поэтому служит инструментом для понимания поведения фирм, обладающих известной степенью власти на рынке. Актуальность темы работы усиливается тем обстоятельством, что в экономической теории к настоящему моменту накопился ряд противоречий, обусловленных несоответствием модели монополии неоклассической экономической школы, построенной исходя из научных воззрений XIX века, условиям постиндустриальной экономики, неадекватным пониманием характера и форм проявления рыночной власти в современных экономических условиях. Цель настоящей работы – рассмотреть сущность и виды монополий в современных условиях. Для достижения поставленной цели в ходе работы предстоит решить следующие задачи:  раскрыть сущность монополии и источники монопольной власти;  рассмотреть виды и формы монополий;  проанализировать ценообразование и другие аспекты поведения фирмы-монополиста на рынке;  оценить социально-экономические издержки монополии;  показать тенденции развития монополии в современных условиях;  проанализировать развитие современных теоретических представлений о монополии. В работе использована как базовая литература по экономической теории для раскрытия сущности монополии, так и публикации по этой теме в периодике. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МОНОПОЛИИ 1.1. Сущность монополии и факторы ее возникновения Несовершенная конкуренция появляется в тех случаях, когда отдельные экономические агенты могут продать или купить товары в количествах, влияющих на уровень цен. Появление монополий непосредственно обусловлено не производственно-техническими, а рыночными обстоятельствами, размерами спроса и предложения данной продукции. Чистая монополия возникает тогда, когда в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. Подобно чистой конкуренции, чистая монополия является теоретической абстрактной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры монополии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР существовало единственное предприятие по производству швейных машинок в Подольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР. Советское руководство, основываясь известным высказыванием В. И. Ленина, стремилось превратить социалистическую экономику «в единую фабрику», в чем немало преуспело . Несмотря на то что в реальности примеры чистой монополии чрезвычайно редки, некоторые элементы этой рыночной структуры проявляют себя как постоянно действующая сила, в том числе и на конкурентных по своей сути рынках. К примеру, появление принципиально новой технологии приводит к постоянному притоку на рынки абсолютно

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА МОНОПОЛИИ 4 1.1. Сущность монополии и факторы ее возникновения 4 1.2. Виды и формы монополии 7 2. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ МОНОПОЛИСТА НА РЫНКЕ 12 2.1. Цена и выпуск в условиях чистой монополии 12 2.2. Социально-экономические издержки монополий 17 3. МОНОПОЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 22 3.1. Тенденции развития монополий в современных условиях 22 3.2. Развитие современных представлений о монополиях 26 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33


1. Авдашева С.Б., Шаститко А.Е. Экономические основы антимонопольной политики // Экономический журнал ВШЭ. – 2007. – №1. – с. 89-123.
2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. Т.2. – СПб.: Экономическая школа, 2007. – 495 с.
3. Касьянов Ю. В. Монополия как фактор современной экономики. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. – 80 с
4. Кузнецов Ю. Критика теоретических основ антимонопольного регулирования // Вопросы экономики. – 2006. – №5. – с. 17-29.
5. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. – 832 с.
6. Микроэкономика: практический подход: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2007. – 672 с.
7. Наймушин В.Г. Феномен монополи в теории А.Маршалла // Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2008. – №2. – с. 46-52.
8. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – 572 с.
9. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 442 с.
10. Розанова Н.М. Эволюция представлений о конкуренции и развитие антимонопольного законодательства в зарубежных странах // Экономический журнал ВШЭ. – 2006. – №4. – с.216-236.
11. Селищев А.С. Микроэкономика: Учебник. – СПб:. Питер, 2006. – 448 с.

Список курсовых работ по предмету экономическая теория