(Нет отзывов)
39 страниц
2019-05-16

Проблемы конкурентной политики на рынке

В наличии
700 ₽

1.1 Понятие, сущность и классификация издержек Проводя анализ конкурентной политики с учетом сложившихся в литературе концептуальных представлений, необходимо дать ей определение и уточнить терминологию. Исторически первым стал термин, введенный в США в конце XIX столетия, который сохраняет свои позиции и до настоящего времени. Речь идет об антитрестовской политике (antitrust policy), основу которой заложил Антитрестовский акт Шермана (1890). Данное понятие сегодня объединяет различные направления политики государства, в том числе против злоупотребления компаниями своим доминирующим положением на рынке, наложения ими ограничений на конкуренцию, включая различные типы картельных сделок. В этом же ряду — мониторинг сделок по слияниям и поглощениям, контроль за определенными, подрывающими конкуренцию, формами ценовой дискриминации и ряд других мер . Согласно определению, предложенному ОЭСР в 1984 г., конкурентная политика в качестве центральной экономической цели имеет поддержку и продвижение конкурентного процесса. При этом под конкурентным понимается процесс, который обеспечивает эффективное производство и распределение продукции и услуг во времени посредством воздействия на инновационное развитие и приспособления к технологическим изменениям. Иными словами, ее целью является поддержка и продвижение динамического процесса устойчивого экономического роста . Несколько иные акценты расставлены в широко известном специалистам определении Викерса. Роль конкурентной политики состоит, по его мнению, в том, чтобы сделать конкуренцию действительно эффективной. Для достижения этой цели данная политика призвана положить конец антиконкурентным действиям фирм-поставщиков, накладывая на подобные действия наказания или служа их предотвращению. Ее действие также распространяется на ограничения на конкуренцию, которые не являются необходимыми и проистекают от вводимых государством правовых актов и мер по регулированию . Особый акцент на предотвращение средствами конкурентной политики ситуации возникновения у компаний неоправданных конкурентных преимуществ делают и некоторые российские исследователи, например С. Авдашева и А. Шаститко. В этом контексте они отмечают, что, в отличие от промышленной политики, которая относится к активным видам, конкурентная является по преимуществу пассивной (защитной) . Правда, откликаясь на современные реалии, данные исследователи соглашаются с тем, что конкурентная политика и антимонопольное регулирование во все большей степени учитывают последствия принимаемых решений в аспекте конкурентоспособности участников рынка . В данном случае авторы справедливо идентифицируют и позитивный потенциал конкурентной политики. Важным является вопрос о структуре и ведущих направлениях конкурентной политики. В экономической литературе в качестве устойчивого сложилось представление, согласно которому политика поддержки конкуренции, или просто конкурентная политика (competitive policy), охватывает следующие три принципиальные области , а именно: 1) политика регулирования монополистической деятельности, в сфере которой находятся уже существующие на рынке монополии, а ее непосредственными объектами выступают: а) злоупотребление доминирующим положением одной компании или их группы и б) сговоры (соглашения) компаний; 2) политика контроля над ограничениями конкуренции (вертикальными ограничениями); 3) политика в области слияний и поглощений. Данные направления конкурентной политики имеют специфику своей реализации, а также правового регулирования в различных странах и регионах. При этом, подчеркнем еще раз, в широком плане политика поддержки конкуренции так или иначе включает в себя и меры государства по регулированию деятельности естественных монополий, которые, имея самостоятельное значение, требуют специального внимания и потому их рассмотрение находится за пределами статьи. С позиции обеспечения условий эффективной конкуренции важен анализ рыночных барьеров, и прежде всего так называемых эндогенных (т. е. внутренних для рынка) барьеров. В этих целях компании-старожилы вводят в действие разнообразные стратегии для того, чтобы воспрепятствовать входу на рынок новых фирм, нарушая тем самым «конкурентный баланс». В числе этих стратегий – лимитное и хищническое ценообразование, реализация политики избыточной дифференциации продукции, расходование необоснованно высоких средств на рекламу и ряд других . Объектом анализа при проведении конкурентной политики являются и применяемые компаниями стратегии в

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА РЫНКЕ 5 1.1 Понятие, сущность и классификация издержек 5 1.2 Управление конкурентной политикой предприятия 10 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ООО «НИЦЦА» 15 2.1 Организационно-экономическая характеристикаООО «Ницца» 15 2.2 Анализ рынка и конкурентоспособности ООО «Ницца» 19 3. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКОЙ ООО «НИЦЦА» 27 3.1 Предложения по повышению конкурентоспособности ООО «Ницца» 27 3.2 Оценка экономической эффективности предложений 28 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». 2. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СПС «КонсультантПлюс». 3. Береговая И. Б. К вопросу об управлении конкурентоспособностью предприятия // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. - 2013. - №2. – С. 49-56. 4. Берлизов, М.П. Государственное управление в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект): Монография / М.П. Берлизов. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 200 c. 5. Васильев, Е. А. Методические подходы к анализу конкурентоспособности предприятий малого бизнеса /Е.А.Васильев// Социально- экономические явления и процессы. - 2014. - №7. – С. 64-67/ 6. Васильев, В.П. Государственное управление: Учебное пособие / В.П. Васильев, Н.Г. Деханова, Ю.А. Холоденко. - М.: ДиС, 2016. - 320 c. 7. Глухова, Л. В. Структурный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия /Л.В.Глухова// Вестник ВУиТ . - 2015. - №20. – 65-69. 8. Долгов, Д. И. Методы оценки конкурентоспособности предприятия и продукции /Д.И.Долгов // Экономические исследования. - 2014. - №5. –52-58 9. Драгунова, И. В. Оценка конкурентоспособности в сфере услуг /И.В.Драгунова // Вестник ВУиТ. – 2013. – №46. – С. 58–62. 10. Драпекина, И. В. Оценка конкурентоспособности в сфере УСЛУГ /И.В.Драпекина// Вестник ВУиТ. - 2014. - №24. – С. 51-59 11. Зарафутдинов, Р. Р. Методы оценки конкурентоспособности предприятия /Р.Р.Зарафутдинов // Известия ВолгГТУ. - 2014. - №8. – С. 41-46 12. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 383 c. 13. Идигова, Л.М. Совершенствование государственного управления системы высшего образования в регионе / Л.М.Идигова, А.О.Хасаев // Вестник научных конференций. - 2016. - № 11-1 (15). - С. 62-63. 14. Карапейчик, И.Н. Потенциал и конкурентоспособность предприятия как объектов оценки /И.Н. Карапейчик// БИ . - 2014. - №6. – С. 53-57 15. Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак.. - М.: МФПУ Синергия, 2014. - 624 c. 16. Лоскутова, М. В. Анализ теорий конкуренции и конкурентоспособности в свете рыночных реформ /М.В.Лоскутова // Социально-экономические явления и процессы. - 2017. - №3. – С.67-72. 17. Макарычев, А. А. Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях рынка /А.А.Макарычев// Вестник ННГУ. – 2016. – №6. – С. 41-44. 18. Мансуров, Р. Е. Основные проблемы управления конкурентоспособностью промышленных предприятий /Р.Е.Мансуров// http://elib.tolgas.ru/publ/Nauka%20-%20prom%20i%20servisu_T2_2016.pdf (дата обращения 04.05.2017). 19. Мерзлов, И. Ю. К вопросу о содержании понятия «конкурентоспособность» /И.Ю. Мерзлов// Ars Administrandi. – 2016. – №9. – С. 48-57. 20. Мигачев, Ю.И. Государственное управление и исполнительная власть: содержание и соотношение: Монография / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; Под ред. Л.Л. Попов. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2014. - 320 c. 21. Моисеев, А.Д. Муниципальное управление: Учебное пособие / А.Д. Моисеев, А.С. Шурупова, Л.В. Московцева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 159 c. 22. Никонов, В.А. Государственное управление имеет значение: Открытая лекция проф. В.А. Никонова для студентов факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова 3 сентября 2014 года / В.А. Никонов. - М.: МГУ, 2014. - 88 c. 23. Подъяблонская, Л.М. Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» / Л.М. Подъяблонская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 407 c. 24. Романова, А. И. Конкурентоспособность предприятия: методы оценки /А.И.Романов // Современная конкуренция. - 2015. - №2. – С. 24-29 25. Садртдинова, Р. Р. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия /Р.Р.Садртдинова // Nauka-Rastudent. – 2014. –№5. – С. 37– 43. 26. Сидунов, И. А. Управление конкурентоспособностью предпринимательской структуры // Известия ВолгГТУ . - 2016. - №11. – С.71-76. 27. Тихомиров, С.В. Государственное управление в России и зарубежных странах: административно-правовые аспекты: Монография / С.В. Тихомиров. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 320 c. 28. Уварова, Д. М. Подходы к оценке конкурентоспособности организации /Д.М. Уварова// БМИК . - 2016. - №5. – С. 79-83. 29. Чупайда, А. М. Пути повышения конкурентоспособности предприятия /А.М. Чупайда // Экономический журнал. - 2017. - №32. – С. 86-91. 30. Шендо, М.В. Формирование механизма управления конкурентоспособностью предприятия /М.В. Шендо// Вестник АГТУ. - 2014. - № 3. - 78-83. 31. Шишаков, К. В. Анализ конкурентоспособности предприятия в посткризисный период /К.В.Шишаков// Вестник УдмГУ. - 2017. - №4. – С. 29-35.

Список курсовых работ по предмету экономика отрасли